Актуально
Как создавались символы
Интервью с автором символов, которые в Красноярске вручают мэру на инаугурации.
Ключ, печать, бармы... геральдические символы Красноярска традиционно вручаются мэру на инаугурации.
Как и когда появились эти бесценные предметы в нашем городе? С чьими именами связано появление знаков власти в краевом центре? Ответ на эти вопросы удалось найти журналистам «Городских новостей».
Идея изготовления геральдических символов нашего города принадлежит почётному гражданину Красноярска, почётному члену Всероссийского общества охраны памятников и культуры, архитектору, знатоку истории и патриоту нашего города Эдуарду Панову. В марте 1997 года Эдуард Михайлович, занимавший в то время должность главного художника института «Красноярскгражданпроект», сделал собственные эскизы атрибутов градоначальника.
— Просто по собственной инициативе взял и сочинил, — рассказывает архитектор. — История подтверждает, что ранее в нашей стране были бармы городов (тот самый подвес, который мэр в ходе церемонии одевает на шею. — Ред.). К тому же в России в середине девяностых многие муниципалитеты вводили свои геральдические знаки. Я решил, что и в Красноярске они тоже должны быть.
Эскизы ключа, печати и барм Эдуард Михайлович направил в администрацию города. Несколько месяцев ответа не было, а потом Панова вызвали в мэрию. Петр Пимашков, руководивший тогда администрацией города, поддержал идею архитектора о создании геральдических знаков краевого центра. Эскизы отослали в Екатеринбург в АО «Ювелиры Урала». По ним уральский художник-ювелир Борис Харитонов изготовил уникальные изделия — символы власти красноярского градоначальника.
12 августа 1997 года глава Красноярска Петр Пимашков подписал Распоряжение следующего содержания: «Панова Эдуарда Михайловича — главного художника института "Красноярскгражданпроект" командировать с 13.08.1997 на 3 дня в г. Екатеринбург в АО “Ювелиры Урала” для приёмки заказа городской администрации (геральдические атрибуты)».
— Когда в Екатеринбурге на предприятии я получил ключ, бармы и печать, меня тут же окружили вооружённой охраной, — вспоминает Эдуард Панов. — Сопровождали так до самой посадки в самолёт. И в Красноярске также встречали с охраной.
Нужно сказать, что подобная предосторожность была вполне оправданной. Ведь изготавливались геральдические знаки Красноярска с использованием драгоценных металлов (золота и серебра), а также не менее ценной ювелирной эмали.
Сегодня уникальные эскизы ключа и печати хранятся в МКУ «Красноярский городской архив» — именно сюда по собственной инициативе Эдуард Михайлович передал все свои бумаги, целый свод ценных документов, связанных с большим периодом истории нашего города.
А вот эскизы барм, к сожалению, утеряны. Зато Эдуард Панов рассказал, почему на подвесе не семь (по числу районов Красноярска), а восемь эмблем.
— Если вы присмотритесь, то увидите — в семи эмблемах есть изображения, которые я предложил в качестве символов районов, — отмечает почётный гражданин Красноярска. — А восьмой — пустой. Просто голубой фон. Я его сделал на всякий случай, про запас. Ведь ещё во времена Павла Стефановича Федирко обсуждали возможность выделения Солнечного в отдельный район. Вот я и решил оставить место. В любом случае, у города есть резерв для роста — в том числе и такой.
P. S.
Редакция благодарна сотрудникам МКУ «Красноярский городской архив» за помощь при подготовке этого материала.
Акцент
Бармы, или оплечья, — деталь парадного костюма русских князей и царей, заимствованная у монархов Византии. Бармы впервые упоминаются в летописях как «облечья» в 1216 году — они были атрибутом одежды всех князей, хотя, по преданию, первые бармы на Руси были присланы Владимиру Мономаху из Византии. В следующий раз они упоминаются в летописях 1498 года в списке всех регалий, используемых при короновании Дмитрия, внука Иоанна III. Доподлинно известно, что бармы использовались при короновании царей от Иоанна IV до начала XVII века, когда их сменила императорская мантия.
Панов Эдуард умер 12 августа 2020 года. Ему был 91 год.