Персона
Геннадий Березин: «Доверие красноярцев к полиции растёт»
“Городские новости” — первая газета в Красноярске, которой Геннадий Березин дал интервью накануне Дня полиции.
Полковник полиции Геннадий Березин — опытный офицер и руководитель, в его послужном списке руководящие должности в правоохранительных органах Белгородской области, Ставропольского края, Республики Адыгея и Москвы. В марте прошлого года он был переведён в наш город и назначен начальником Межмуниципального управления МВД России “Красноярское”. “Городские новости” — первая газета в Красноярске, которой Геннадий Березин дал интервью накануне Дня полиции.
— Геннадий Николаевич, до Красноярска Вам довелось работать в разных регионах и городах. Как бы Вы охарактеризовали наш город в плане криминальной обстановки и обеспечения правопорядка?
— Любой субъект Российской Федерации уникален по-своему — людьми, природными, городскими условиями, и как-то объективно сравнивать их сложно. Могу лишь сказать, что мы тесно взаимодействуем с коллегами из других городов-миллионников, обмениваемся с ними информацией, и на общем фоне криминальная ситуация у нас в городе достаточно стабильная. Скажем, с Новосибирском у нас примерно схожие показатели, по сравнению с Ростовом-на-Дону и Волгоградом ситуация немного лучше, а вот от коллег из Омска и Челябинска чуть-чуть отстаём. Но расхождения невелики и позволяют нам говорить, что в среднем обстановка у нас такая же, как в других городах-миллионниках.
— Какие приоритеты Вы ставите для себя на своем посту в Красноярске?
— Приоритеты у меня, как и у всех наших сотрудников, одни — защита прав и интересов граждан, обеспечение порядка на улицах, в общественных местах и в жилом секторе. Если говорить о результатах, то за прошлый и текущий годы у нас значительно снизилось число зарегистрированных преступлений из категории убийств, нанесения тяжкого вреда здоровью, грабежей. Удалось не допустить увеличение числа разбоев. Кроме того, сокращается количество преступлений на улицах, в общественных местах, а также число преступлений, совершённых лицами, ранее судимыми и в состоянии алкогольного опьянения. Все эти результаты возможны только в условиях активной профилактики, являющейся одной из наших основополагающих задач.
— Из Вашей биографии следует, что у Вас большой опыт работы по охране общественного порядка на массовых мероприятиях. Расскажите об этом опыте. Доводилось ли Вам уже применять его в Красноярске?
— В 2017 году мы принципиально изменили подход к охране массовых мероприятий, введя трёхуровневую систему безопасности. Первый уровень — транспортная безопасность. Его обеспечивают сотрудники ГИБДД, которые контролируют въезды в зону безопасности. Второй уровень — блокирование подъездов к территории мероприятия большегрузным транспортом либо специальными блокирующими устройствами. Это позволяет нам практически исключить вероятность прорыва на территорию мероприятия злоумышленника. Как вы знаете, есть печальная практика и России, и зарубежных стран, когда совершались теракты с использованием большегрузного автотранспорта. Наконец, третий уровень — непосредственный периметр зоны безопасности, где используются барьеры и контрольно-досмотровые пункты. Кроме того, в течение года мы отработали систему профайлинга — обеспечения контроля граждан по внешним признакам и поведению.
— Как работает эта система?
— Волонтёры — у нас около ста студентов-психологов — визуально наблюдают за поведением граждан и указывают сотрудникам полиции, на кого нужно обратить внимание. Эта система разработана за рубежом, в России применяется частично. На уровне правоохранительной деятельности в масштабах городских мероприятий мы применили её первые. И не просто применили, а самостоятельно адаптировали, согласовали с научными учреждениями, протестировали, и теперь это один из штатных элементов нашей работы. Впервые система была опробована нами на праздновании Дня Победы в прошлом году.
— И каков результат?
— Эффект определённый есть. Наши волонтёры достаточно чётко определяли в толпе людей в состоянии алкогольного, наркотического опьянения и тех, кто пытался пронести алкогольные напитки.
— В последнее время значительно пополнился парк техники и оборудования городской полиции. Что сейчас есть в распоряжении красноярских правоохранителей, как это отразилось на их работе?
— Действительно, за два года мы существенно укомплектовались техникой, в том числе специализированной. К примеру, на вооружении у нас сейчас три катера. В их задачу входит контроль береговой линии, и за сезон 2017—18 года ни одного правонарушения в зоне ответственности экипажей катеров нами не зафиксировано. Кроме того, на острове Татышев и левобережной набережной горожане могли видеть наши велопатрули. Они также доказали свою эффективность — на их территории не зафиксировано правонарушений, кроме того, они оказывали помощь гражданам в поиске отставших детей, потерянных ключей, телефонов. Также у нас есть сейчас три снегохода, которые патрулируют территорию там, где не проедет автомобиль, например, на том же острове Татышев.
Кроме того, нам поступило более тридцати автомобилей на базе УАЗ “Патриот” для патрульно-постовой службы и тридцать шесть машин “Рено Логан” для патрулей ГИБДД. Такого пополнения автопарка красноярской полиции не было уже давно.
Наконец, в нашем распоряжении сейчас есть современный комплекс фотовидеофиксации на мероприятиях “Волна” и передвижная лаборатория, позволяющая проводить определённые виды экспертиз прямо на месте происшествия. В целом стопроцентного технического укомплектования мы пока не достигли, но, думаю, что до конца следующего года приблизимся к этому показателю.
— У Вас несколько высших образований. В том числе Вы кандидат психологических наук. Что это даёт Вам в работе?
— У любой науки, в том числе психологии, есть разделы. Так вот, я учился в аспирантуре и защищал диссертацию по педагогической психологии. Моя работа была посвящена воспитательным процессам учащихся лицея милиции. Конечно, это помогает мне в работе прежде всего с нашими сотрудниками. Коммуникативный диалог — это значительный элемент в нашей системе, как и в любой другой. Выше мы говорили о технике, но это второстепенный фактор. Безусловно, основной потенциал — это наши сотрудники. Второе — это, конечно, контакт с гражданами. Люди обращаются с проблемами, жалобами, и руководитель должен уметь в правовом диалоге выстроить общение. Знание психологии помогает и в этом.
— С чем в основном приходят к Вам на приём красноярцы?
— Вопросов много, и не все они относятся к компетенции полиции — много жалоб по коммунальному хозяйству, работе других госорганов. Но мы всех выслушиваем, направляем, куда нужно, даём контакты организаций.
Около 70 процентов обращений связано с жалобами по долговым, кредитным обязательствам. В нашей стране сложилась традиция верить друг другу на слово, поэтому люди часто не заботятся о гарантиях возврата долга. К сожалению, по большей части с такими жалобами обращаются пожилые граждане.
Часто жалуются на нарушение тишины и покоя. Это актуальная тема для города, но не все знают, что с 2014 года реализацией ответственности за эти нарушения занимается не полиция, а администрации районов в лице административных комиссий. Тем не менее мы такие обращения фиксируем и отправляем материалы в комиссии.
— В своё время Вы начинали службу участковым. Изменилась ли сегодня их работа и как Вы оцениваете работу красноярских участковых?
— Функционал работы участковых с годами не меняется — это постоянное нахождение на участке, профилактический обход, рассмотрение жалоб и обращений граждан. Конечно, с приходом эпохи информатизации возникла необходимость обработки большого количества баз данных и значительно возрос темп работы участковых. Однако сама её сущность — доскональное знание своего участка, думаю, ещё долго не изменится.
Что касается работы красноярских участковых, то отношение горожан к ним сегодня в целом удовлетворительное. Какие-то серьёзные жалобы в их адрес поступают крайне редко. Хотя это не значит, что никаких проблем нет. Работать нужно постоянно, тем более у нас сейчас много молодых сотрудников, которых необходимо обучать, передавать им опыт.
— Как изменилось отношение граждан к полиции за последние годы? Что Вы делаете для формирования положительного имиджа сотрудников в глазах горожан?
— Какого-то отдельного плана по формированию положительного образа сотрудников у нас нет, да он и не нужен. Сама работа, каждодневный диалог с гражданами — это и есть то, что формирует отношение к нам людей. Есть шутливый довод в пользу улучшения этого отношения — то, что для полиции до сих пор не придумали никакого нелицеприятного прозвища. Хотя в период милиции, как мы все помним, это было.
Если же серьёзно, то, конечно, доверие граждан к полиции растёт. Как только что-то происходит, люди звонят нам в первую же минуту, а это говорит о доверии и лояльности. Кроме того, мы анализируем, что нам пишут граждане, и это не только жалобы, а в том числе и благодарственные письма.