Детский район

Дарена Хэйл: «Я часто пишу «мнимой прозой»

Когда хочется встретиться с творческим человеком во второй раз, на это должны быть особые причины. И у нас они есть! В нашей Гимназии №16, в поэтическом клубе «Вдохновение», произошла встреча с классной поэтессой Дарёной Хэйл.

Дарена Хэйл: «Я часто пишу «мнимой прозой»

Когда хочется встретиться с творческим человеком во второй раз, на это должны быть особые причины. И у нас они есть! В нашей Гимназии №16, в поэтическом клубе «Вдохновение», произошла встреча с классной поэтессой Дарёной Хэйл.
Мы знаем, что Дарёна – популярная поэтесса и писательница.

Несмотря на свой возраст (ей всего 30 лет!), она добилась многого. Дарёна ведёт лабораторию для начинающих писателей «Среда разборов», где с помощью онлайн-трансляций анализирует стихотворения поэтов из других городов, а для красноярцев проводит встречи в литературном музее. Закончила Институт филологии и журналистики с красным дипломом. С 2011 года работает в краевом государственном казённом учреждении «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края». Участвовала во множестве конкурсов, в частности, во Всероссийском конкурсе юных поэтов «Новые имена России. Моя мечта – моя Россия». Она стала Вице-королевой поэтического состязания «Король поэтов-2006», заняла второе место в номинации «Поэзия» международного литературного конкурса «Ты говори со мной» и вошла в список дипломантов II международного литературного конкурса «Верлибр».

У поэтессы издана книга стихов и рассказов «Небоскрёбом» (2016), сборники стихов «Две меня» (2006), «Графика тени и плоти» (2008), «Сказки Подреберья» (2017). С 2018 года Дарёна Хэйл является членом Союза российских писателей и в настоящий момент ведёт активную работу по поиску молодых талантов, пробуя себя как редактор и составитель книжной серии «Столько разных нас», посвящённой творчеству начинающих поэтесс Красноярска.

- Дарёна, зададим вам вопрос, на который приходится отвечать, наверное, каждому поэту. Где вы черпаете вдохновение?

  • Мне, честно говоря, не очень нравится слово «вдохновение» в его привычном значении: я не верю ни в Музу, которая «приходит к поэту», ни в космос, который говорит через нас, ни в прочие теории, как бы снимающие с автора ответственность за то, что он делает. Ко мне никто не приходит, через меня никто не говорит. Всё, что я делаю и пишу, я делаю и пишу сама, и мне не нужно для этого говорить о каком-то особенном Вдохновении-с-большой-буквы.

Еще о вдохновении говорят, что это особенное состояние, которое приходит в процессе работы: когда глаза горят, мысли крутятся в голове, пальцы летают по клавиатуре. Но, на мой взгляд, это не «вдохновение», а скорее «концентрация» – и для того, чтобы её достичь, нужно всего-навсего сесть и начать работать.

И, наконец, ещё одна вариация на тему вдохновения – это вещи, которые заставляют тебя расти, которые тебя мотивируют. И, собственно, не только вещи. В этом смысле я без ума от людей: с яркими жизненными позициями, запоминающимися историями, невероятными проявлениями силы воли и духа… Они меня по-настоящему завораживают. И да, вдохновляют.

- А что ещё может Вас мотивировать?

  • В первую очередь, по жизни, да и в поэзии тоже, меня мотивирует желание быть лучше. Но лучше не кого-то, потому что конкуренцию я не одобряю, а лучше себя самой. Желание развиваться – самый мощный стимул, равно как и интересные вызовы или цели, которые ты ставишь перед собой.

Так, например, в минувшем октябре я пыталась писать по одному тексту в день, заранее составив список тем для этих стихотворений. Не всё получилось, однако опыт был интересным.

- С какого возраста вы пишете произведения?

  • Получается, лет с восьми… Я уже, конечно, не помню точных дат, могу сказать только, что «процесс пошёл» в начальной школе, когда я училась у своей первой учительницы.

- Какие жанры литературы Вы больше любите читать?

  • Я, в основном, сейчас читаю современную литературу, предпочитаю написанную женщинами и про женщин. За время учёбы на журфаке я, что называется, «накушалась» классики (хотя время от времени возникает желание перечитать того же Тургенева или пастернаковского «Доктора Живаго»), и теперь хочется чего-то более близкого мне в плане времени. Мне интересно знакомиться с литературой небольших государств, очень нравится современная африканская литература. Ну, Африка вообще меня манит, очень хотела бы однажды побывать в Марокко.

- Почему?

  • В одной из моих любимых книг («Дочь дыма и костей», Лэйни Тэйлор) были слова: «В Марокко я встретила ангела, и всё, что мне осталось, - только эти шрамы». С этой фразы для меня всё и началось.

- А с чего началось стремление плотно связать свою жизнь с творчеством? Как вы приняли это решение?
- Знаете, я здесь ничего не решала: я просто никогда не знала другой жизни. Не было такого, что я проснулась и решила: «Всё! Я буду писателем, всё, я буду писать стихи!» Мы же не просыпаемся утром с мыслями о том, что вот буду теперь дышать носом, или ходить ногами, или…писать правой рукой. Ты просто делаешь это – и делаешь, потому что оно в тебе есть, это твоя жизнь, вот и всё.

- И что в этой жизни интересует вас больше всего? Какие темы, в основном, вы затрагиваете в своих стихотворениях?
- Ну, это всегда то, что волнует изнутри. И в разные периоды это, конечно, могут быть разные вещи. Но, в основном, я думаю, их круг остаётся неизменным. Чаще всего это истории про самопознание, развитие и поиск себя, своего места, про долг, дорогу и дружбу… Про море, что довольно забавно, учитывая, что на море в этом году я побывала впервые. Про любовь, конечно, причём, как мне кажется, читатели часто принимают за любовные даже тексты, в которых ты говоришь о совсем других вещах – например, о той же дружбе (или просто обращаешься к кому-то «на ты»). Но это нормально, ведь все читатели – разные, у каждого за плечами своя жизненная история, поэтому мнений даже об одном и том же тексте может быть бесконечное множество. Хотя, конечно, несмотря на то, что я прекрасно понимаю это, мне бы хотелось, чтобы главные вещи, главные смыслы, которые я закладываю в тексты, доходили до читателя не искажёнными.

- Что это за смыслы?
Что мы не одиноки. Что мы со всем справимся. Что у нас есть возможность самостоятельно творить свою жизнь, быть тем, кем мы хотим быть…

Для меня очень важно говорить именно об этом. Мне кажется, многим людям не хватает таких слов одобрения – и я стараюсь это исправить. Например, в своих сказочных стихах, где герои ищут себя, сражаются за добро, совершают подвиги…

- Ваши поэтические сказки нам очень понравились. Это что-то необыкновенное и обязательно – ошеломляющее, нестандартное:

…И нет никаких нерушимых законов
Для той, что сумела свернуть
Все дальние горы и – с лёгким поклоном –
Опять побеждает в бою.
…Пусть сказки идут по дурацким шаблонам,
Принцесса – напишет свою!

- Вы собираетесь писать в других жанрах, помимо стихов и рассказов?

  • Да, я не просто собираюсь, но и пишу. Есть два законченных романа, которые пока не опубликованы. Также я бы хотела выпустить сборник эссе на разные темы: много подобного пишу в своих социальных сетях и некоторые мои читатели говорят, что мечтают, чтобы я собрала все свои посты и выпустила отдельную книгу. Мол, нужно раздавать её молодым девушкам, чтобы они взрослели «правильно»: с любовью к себе и заботой о себе, с верой в свои силы.

- Замечательная идея! В Ваших произведениях заключительные строки всегда неожиданные и непредсказуемые. К примеру, в конце стихотворении «Гирлянда»:

Всем – огонёк, но всю – никому. И точка.
Сердце – блокнот. Раздай его по листочкам.
Место принцессе – там, где она захочет.
Место моё – там, куда я вернусь.
Всем – до конца, себе – ничего заместо.
Уж из такого я слеплена, знаешь, теста:
Я задираю планку до Эвереста –
И дотянусь.
Обязательно дотянусь.

- Дарёна, эти слова такие проникновенные. Как это у Вас получается?

  • Я думаю, мои концовки не всегда непредсказуемы (улыбается). Скорее, я стараюсь сделать их неожиданными, но логичными. Это как с детективами: если ты, дочитав его, не чувствуешь себя убеждённой в том, что убийца – именно тот, на кого в итоге указал автор, то значит, с книгой было что-то не так. Или если ты с первых страниц просчитываешь развязку. Это просто неинтересно. А вот если автор до последнего держит тебя в напряжении, а потом, уже узнав имя виновного, ты вздрагиваешь, потому что такого не ожидала, а потом понимаешь: ну да, точно, к этому всё и вело – и все детальки складываются в целую картинку, тогда автор молодец и хорошо постарался. И вот к этому я и стремлюсь.

С детства меня приучили к пониманию того, что концовка должна быть самой сильной частью стихотворения, и поэтому над её эффектностью я работаю сознательно.

Удалось понять, что механизмов создания крутой концовки существует несколько: к примеру, если это сюжетное стихотворение, какая-то история, то концовка должна либо оттуда вытекать и подытоживать, либо служить по-хорошему неожиданными сюжетным поворотом, которые по-хорошему неожиданные. Ну, а если это не сюжетное стихотворение, то концовка – это вопрос работы с композицией, во многом, дело техники. И, конечно, вопрос содержания: необходимо, чтобы история, которую ты рассказываешь в тексте, была завершена, или чтобы выражаемый тобой образ достиг предела своей выразительности.
Мне нравится делать концовки. Я обычно даже не заканчиваю текст, если не пойму, что уже дала максимум (улыбается).

- У Вас стихи большие по объёму, они рождаются сразу или для этого нужно какое-то время?

  • Чаще всего стихи пишу за раз, но последнее время меня начало немного тревожить, что они у меня такие большие. Видимо, краткость – не моя сестра! Впрочем, когда-то было иначе: старые стихи, скажем, десятилетней и больше давности были довольно небольшими, по паре-тройке четверостиший. Возможно, и дальше всё снова изменится, но пока что мне нравится создавать довольно объёмные истории. Кстати, возможно, именно поэтому я так часто пишу «мнимой прозой», то есть – в строчку. Это позволяет экономить пространство.

- Что Вас побудило написать стихотворение «В себе»? Многим нашим сверстникам оно показалось очень личным и правдивым…

  • Мне очень приятно знать, что оно нашло отклик. Я действительно часто думаю о том, что внутри каждого встреченного нами человека может происходить самая настоящая война, поэтому нужно быть добрее к другим.

Я помню, как однажды переходила дорогу, мне навстречу шли люди, и я смотрела в их лица и думала о том, что на самом деле у них внутри может происходить всё что угодно, любая трагедия, но ты этого никогда не узнаешь… И поэтому, как мне кажется, нам нужно быть осторожными с тем, как мы взаимодействуем с другими людьми. Быть для них поддержкой или хотя бы нейтральной стороной, а не врагами. Быть добрее, чем, может быть, нужно.

- Вы пишете: «Каждый из нас носит в себе войну, скрытую за табличкой НЕ БЕСПОКОИТЬ» А какие войны беспокоят Вас?

  • Вообще, в последние полгода я осознала, что совсем не хочу воевать, во всяком случае, с собой. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на такие военные действия. И в ней всё ещё есть определённые вещи, с которыми я борюсь, для того, чтобы жить нормально. Но с самой собой больше не воюю, и себя всячески оберегаю и стараюсь хвалить и поддерживать, как бы это странно ни звучало.

И, конечно, всегда есть разница, бороться с чем-то и против чего-то, или бороться за что-то. В этом смысле у меня есть определённый набор ценностей, за которые я стараюсь выступать. Это добро друг к другу, взаимоподдержка, защита природы, хорошее отношение к животным, права женщин и ментальное здоровье каждого из нас. Я много говорю у себя в Instagram и telegram-канале о борьбе с депрессией, потому что мне пришлось с этим столкнуться. Поэтому очень хочется помочь людям: о сложном и тяжёлом очень часто молчат, поэтому очень важно это озвучивать – чтобы другие поняли, что они не одни, и чтобы они видели, что с этим можно справиться, можно жить. И мне хочется верить, что это похоже на прокладывание лыжни в снегу или что-то вроде того: чтобы другим, тем, кто после меня, было проще идти этой дорогой.

- Дарёна, сейчас пишет стихи чуть ли не каждый второй. Как пробиться и стать читаемым в условиях такой конкуренции?

  • Не очень люблю слово «конкуренция». Применительно к литературе и искусству, мне кажется, оно не очень актуально, ведь это не стометровка, которую только пробежит первым, а огромное информационное пространство, в котором места хватит для всех. И я предпочитаю верить в то, что так оно и будет, в то, что у нас у всех, что-то получится, и добьёмся того, чего хотим. Надо просто делать то, что ты делаешь, то, во что ты веришь, и не сдаваться. Надо расти, развиваться и всё обязательно будет.

Или, может быть, нет. И это тоже нужно осознавать. Если ты мечтаешь о чём-то, но ничего для достижения цели не делаешь, тебе ей не достичь. Если ты поставила перед собой цель и идёшь к ней, то шансов на успех уже намного больше. К сожалению, не всё зависит от нас, но достижение цели – это лишь часть жизни, причём не самая главная. Процесс, сам наш путь к вершине, вот что должно доставлять удовольствие, потому что именно из него каждый наш день и состоит. Как было в одном моём стихотворении:

«Ветер целует в щёку, и бьёт сильней.
Главное – не вершина. Дорога к ней».

- С развитием новых технологий и Интернета утратится ли ценность книги, как Вы думаете?

  • Я активная пользовательница Интернета, но ещё более активно я покупаю книги. Мне очень нравятся эти красивые обложки, мягкие страницы. Как электроника может победить, если всё ещё есть люди, и нас таких много, которые хотят взять целый мир в руки?

Конечно, электронные книги в чём-то удобнее: закончилась одна книга, тут же начинаешь читать новую, и всё – в одном девайсе, под одной обложкой, но для меня это удобство не имеет значения. Мне хочется трогать, загибать уголки, писать, подчёркивать красивые цитаты, иногда – даже рисовать на страницах. Процесс такого общения с книгой для меня очень, очень важен.

- Что бы Вы посоветовали начинающим писателям?

  • Писать! Это единственный совет. Если ты хочешь чего-то добиться, то нужно просто садиться и делать. Не надо ждать нужного дня, подходящего места и времени, надо просто садиться и писать! И так в любом другом деле. Чтобы связать свитер, нужно сесть и связать, по-другому никак не получится. В пути, конечно, будут одолевать страхи и сомнения, но нужно всё равно двигаться вперёд…У меня есть один способ: если очень страшно что-то делать, то нужно вместо эмоций концентрироваться на голой технике, думать не о том, что ты сейчас чувствуешь, а о том, что ты сейчас делаешь, вплоть до смешного – так, мне надо взять ручку, составить таблицу… Это может быть сложным, но это работает. А ещё всегда нужно помнить, что сомневаться – это нормально. Почти все писатели через это проходят.

В общем, сомневаться, бояться, но всё равно садиться и писать! И писать не просто так, а о том, о чём, кроме тебя самой, никто не напишет. О том, что только ты можешь дать этому миру.

АКЦЕНТ

В Красноярске в конце минувшего года были подведены итоги XVI городского конкурса публицистических работ школьников “Суперперо-2018”. На конкурс были поданы 315 авторских работ в 10 творческих номинациях. Одна из номинаций — “Интервью со звездой” — была учреждена газетой “Городские новости”. В рубрике “Проба пера” мы публикуем работы победителей. Диана Александрова, Анна Бельмасова стали победителями в номинации "Интервью со звездой".

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА