Персона
Андрей Панькин: «Мужчина в дошкольном образовании вполне уместен»
В конкурсе “Воспитатель года” в этом году в Красноярске впервые победил мужчина — педагог-психолог детского сада № 91 Андрей Панькин.
В конкурсе “Воспитатель года” в этом году в Красноярске впервые победил мужчина — педагог-психолог детского сада № 91 Андрей Панькин. В беседе с “Городскими новостями” он рассказал, что считает работу с детьми своим призванием, однако пришёл к этому далеко не сразу: после попытки реализоваться в тренерской деятельности, окончания технического вуза и работы в рекламном бизнесе.
— Андрей, как и когда у Вас возникло понимание, что работа с детьми — это именно Ваше?
— Первая подобная практика у меня случилась, когда я сам был ещё очень молодым, учился в одиннадцатом классе. Я тогда занимался боксом, и мой тренер, отлучаясь на сборы, часто оставлял меня за наставника в младшей группе. Мне нравилось работать с малышами, формировать у них мотивацию к занятиям. При этом я пытался делать так, как наш тренер — проводил спортивные игры, тактические и технические занятия. То есть старался заинтересовать ребят, чтобы они незаметно для себя втягивались в тренировочный процесс. Кое-что у меня получалось, я даже стал придумывать какие-то свои “штуки”. В общем, тренерская работа меня настолько увлекла, что я решил поступать в педуниверситет на факультет физического воспитания. Каких-то больших спортивных амбиций у меня не было, я хотел стать именно тренером. Однако не сложилось: при поступлении успешно сдал все экзамены и нормативы, кроме одного — гимнастики на брусьях.
Тренер посоветовал мне поступить в политех — там была сильная боксёрская школа, ежегодно проходил мастерский турнир. Я проучился все пять лет, но по окончании вуза так и не стал ни инженером, ни боксером. Единственное, получил звание кандидата в мастера спорта. Поскольку моя техническая профессия меня не привлекала, встал вопрос, чем зарабатывать на жизнь. Так получилось, что я пошёл в рекламный бизнес, причём продвигался в нём достаточно успешно, стал занимать руководящие должности. Однако через какое-то время меня начало угнетать то, что я хоть и руководитель, но всё-таки не собственник бизнеса, и всегда есть кто-то, кто говорит мне, что делать. Тогда я начал изучать психологию, чтобы понять, как происходит управление персоналом, как устроен менеджмент. Моей задачей поначалу было усовершенствовать бизнес-навыки, но постепенно я стал углубляться в психологию личности, мне становилось всё интереснее. Потом, уже учась на кафедре психологии и развития СФУ, открыл для себя детскую психологию. И вот тут понял, что это именно то, что я искал. Тем более как раз в это время у меня родился сын. Занимаясь с ним, я увлёкся детской игровой психотерапией, стал изучать дополнительные материалы помимо академического курса. В итоге встал вопрос практики. Я подумал, что к работе в школе ещё не готов, так как там всё-таки очень большое количество детей, поэтому выбрал детский сад — здесь поменьше ребят и привычный для меня дошкольный возраст.
— Что для Вас главное в Вашей работе?
— Как для педагога-психолога, для меня самое главное объединить три мира — внутренний мир ребёнка, семью и детский сад. Ведь, с одной стороны, ребёнок развивается в семье со своей культурой и ценностями, с другой — в детском саду, где действует детская субкультура со своими закономерностями, есть правила, режим, взаимоотношения с воспитателем, который тоже становится близким человеком. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок чувствовал себя во всём этом комфортно, чтобы между пространствами его пребывания не было разногласий. Если я вижу, что у ребёнка нет поведенческих нарушений, он не конфликтный, эмоционально не перегруженный, гармонично вписывается в группу, тут я не вмешиваюсь. Если же у него меняется поведение, к примеру, он становится раздражительным, то мы принимаем решение поговорить с родителями. Очень часто им самим нужна поддержка, потому что родители сегодня живут в состоянии постоянного стресса. И бывает, даже разговор по телефону с мамой или папой снижает их напряжённость и тревожность. Это очень важно, потому что родители должны быть вовлечены в образовательный процесс для гармоничного развития ребёнка.
— А как воспринимают Вас родители? Все-таки мужчина — сотрудник детсада — это редкость.
— Прекрасно воспринимают. Хорошо идут на контакт папы, возможно, им проще общаться со мной. Один из наших пап, Окладников Олег Александрович, возглавляет краевой совет отцов, и мы с ними взаимодействуем. Сам Олег Александрович опытный многодетный отец, охотно делится своей мудростью с другими, поэтому я часто отправляю к нему родителей за житейским советом. Бывает, что он направляет ко мне кого-то, если нужна помощь психолога. Так что контакт с родителями налажен хороший, особенно была приятна поддержка родительского сообщества после победы в конкурсе — получил очень много тёплых сообщений и отзывов.
— Что позволило Вам победить в конкурсе?
— Честно говоря, сам я даже не планировал в нём участвовать. Попробовать предложила заведующая детсадом Тихоненко Оксана Викторовна, и, если бы не её поддержка и не помощь наших методистов, воспитателей, коллег из структурного подразделения, я бы ни за что не выиграл конкурс. У нас сложилась сплочённая команда, что и позволило достичь результата, на который я поначалу и не рассчитывал.
Главное требование конкурса — представить какой-то инновационный опыт из своей практики. Я решил показать, насколько полезно помимо основной образовательной программы заниматься с детьми продуктивной деятельностью — в моём случае конструированием. Дело в том, что кроме основной работы я провожу в детском саду занятия по конструированию, робототехнике и шахматам. Такие же кружки я веду в районном Дворце культуры, и, когда предложил организовать их в детсаду, руководство меня поддержало. Эту практику я решил использовать в своем конкурсном опыте и разработал квест, в котором объединены игра и конструирование, а задания направлены на развитие внимания, мышления, сравнительного анализа. То есть дети в игровой форме — привычном для них виде деятельности — получают высокую интеллектуальную нагрузку. На создание такого квеста меня натолкнул большой социальный запрос от родителей на подготовку к переходу детей в школу, который есть сейчас.
— Насколько понимаю, сейчас Вы готовитесь к участию в краевом конкурсе?
— Да, и там от меня потребуются компетенции воспитателя. Дело в том, что в городском конкурсе я участвовал как педагог-психолог — сейчас это допускается наряду с участием других дополнительных специалистов детсадов — логопеда, музыкального и физкультурного работника. В краевом же конкурсе нужно проявить навыки именно воспитателя, поэтому сейчас я усиленно расширяю свой профессиональный кругозор и умения. Опять же с помощью моих коллег.
— Каковы профессиональные планы на более далёкую перспективу?
— Сейчас моему младшему сыну три года, старшему — пять, и, как хороший отец, я стараюсь уделять им как можно больше внимания. Но я не оставляю надежд реализовать себя в науке и надеюсь, что, когда дети подрастут, удастся защитить диссертацию, тем более что есть идеи, наработки. Я продолжаю плотно общаться с коллегами из СФУ, куда меня приглашают на кафедру, состою в профессиональном сообществе психотерапевтов “Гештальт”. Ну, и большие планы на практику: я организую выездные познавариумы — летние площадки, где с ребятами занимаюсь конструированием, робототехникой, шахматами. К примеру, в прошлом году делал такую площадку в Сосновоборске. Местным семьям понравилось: родители приходили консультироваться, оставляли заниматься детей. Для меня же это хорошая практика. Есть идея организовать такую площадку на острове Татышев, надеюсь, получится.
— Какое значение для Вас имеет звание воспитателя года?
— Это показывает прежде всего, что я работаю в надёжной команде профессионалов. Ну, а лично для меня это означает, что мужчина в детском дошкольном образовании вполне уместен. Я периодически сталкиваюсь с критикой моего выбора деятельности, но ничего не поделаешь — это культурный стереотип нашего общества, что детский сад — исключительно женская работа. Хотя, если взять нашу профессуру, отцов-основателей педагогики и психологии педагогики, то там сплошь мужчины — Сухомлинский, Выготский, Леонтьев, его ученики Эльконин и Давыдов. Так что, я уверен, мой выбор правильный.
В ТЕМУ
Коллектив детского сада № 91 богат на талантливых сотрудников. Так, в прошлом году победителем конкурса “Воспитатель года” в Красноярске стала воспитатель этого же учреждения Дарина Деркач, а в этом году вместе Андреем Панькиным в тройку победителей вошла воспитатель Алёна Картавцева. Теперь они оба будут представлять детсад № 91 на краевом конкурсе воспитателей.