Стадион

Голкипер «Сокола» Андрей Литвинов о плей-офф и мечте

Придя в команду в начале 2019 года, он за короткий срок застолбил за собой место в воротах и стал любимцем болельщиков.

Голкипер «Сокола» Андрей Литвинов о плей-офф и мечте

Красноярский «Сокол» совершенно неожиданно второй сезон подряд попал в число лучших восьми команд ВХЛ. В первом раунде матчей на вылет «крылатые» оставили за бортом тольяттинскую «Ладу», а затем не на шутку зарубились с главным фаворитом сезона «СКА-Невой». Одним из творцов сенсационного выступления стал голкипер «Сокола» Андрей Литвинов. Придя в команду в начале 2019 года, он за короткий срок застолбил за собой место в воротах и стал любимцем болельщиков.

- Выступление «Сокола» в этом сезоне — это прыжок выше собственной головы?

- Думаю, да. Во второй половине сезона больше думали об Универсиаде, всё-таки такое важное событие для Красноярска и всей России. Мы отошли на второй план. Всего за несколько туров до конца регулярного чемпионата обеспечили себе выход в плей-офф. Поэтому вряд ли от нас ждали многого.

- Ты пополнил состав команды в начале января текущего года. До этого играл за новокузнецкий «Металлург — клуб с большими финансовыми возможностями и более амбициозными задачами, почему выбрал Красноярск?

- Я пришёл за игровой практикой. В Новокузнецке большую часть сезона смотрел хоккей со стороны, был вторым голкипером. Плюс лично позвонил главный тренер Александр Титов, с ним работал в «Буране», общался стренером Анатолием Степановым, с которым раньше играли вместе. Знал их требования, понял, что на меня рассчитывают, и сразу согласился на переход.

- В прошлом году ты играл много, почему в этом сезоне так и не получил в «Металлурге» шанса проявить себя?

- Не знаю. Работал на максимуме. Но уже в перед сезоном мне дали понять, что не видят меня основным голкипером. К тому моменту практически все составы у клубов ВХЛ сформировались и перейти куда-то было сложно. Заранее меня никто не предупреждал, поставили перед фактом. Решил остаться. Побороться за место в составе. Потом уже думал, что лучше бы было уйти, всё-таки быть в запасе, зная, что на тебя не рассчитывают, не выносимо. Когда изредка выпускали, не смог проявить себя. Перенастраивался. Пытался всё сделать максимально хорошо, а получалось, как всегда. Появилась нервозность, которая переходила на партнёров. Я сам понимал, что не вывожу по игровым показателям. Для вратаря постоянно сидеть на скамейке губительно.

- Есть игроки, которым это наоборот в кайф, зарплата капает, остаётся много времени на личную жизнь

- Это не для меня. Ну год ты так просидел, а потом никому не нужен даже на скамейку. Я хочу играть.

- Что обещали в «Соколе»? Место в старте?

- Никто мне места в воротах не обещал. Сказали, будут смотреть по игре. Чередовались с Евгением Киселёвым. Только в плей-офф стал стопроцентно первым номером.

- Такое доверие окрыляет?

- Конечно. Очень важно, чтобы хвалили после неудачных матчей. Таким, к примеру, получился дебют за «Сокол». Из четырёх бросков пропустил три. Нет объяснений, что случилось. Будет звучать, как оправдание, но там реально было очень сложно выручить. По углам попадали. Не берущихся бросков нет, даже в упор, всё зависит от ситуации, но в тот раз не повезло. Ругать меня не стали, наоборот, подбодрили, это помогло.

- Когда вытаскиваешь какой-то сумасшедший бросок – это везение?

- 50 на 50. Главное видеть момент броска. Тогда понимаешь, куда полетит шайба и делаешь всё на автомате. Ну и уверенность в своих силах важна, когда играешь постоянно, она появляется, и можешь вытаскивать самые невероятные шайбы.

- Если соперник доминирует и постоянно угрожает воротам тебе проще?

- Проще. Получаешь удовольствие от каждого отбитого броска. Ловишь кураж, наслаждаешься игрой. Очень важно справиться с парой-тройкой угроз в начале встречи. Но не нужно зацикливаться, если вдруг пропускаешь сразу, вся игра впереди, и всё ещё можно изменить.

- Пропущенные шайбы долго переживаешь?

- Если нахожусь в хорошем игровом тонусе, уверен в своём месте в составе, то забываю мгновенно. А вот когда раз в месяц играл, пропущу и переживаю. Матч продолжается, а я всё анализирую, что можно было по-другому сыграть. Пока переживал, ещё получил. Очень многое зависит от уверенности в собственных силах, когда с ней всё в порядке, то и в себе не копаешься.

- Недавно в матче «Барыса» и Авангарда» вратарь казахов прозевал бросок от чужой синей линии. С тобой случались такие казусы.

- Тьфу-тьфу (стучит по дереву).

- У тебя есть объяснения, как такое может залететь?

- Там бросок был сильный, плюс «Авангард» создавал много угроз, может голкипер подустал. Думаю, всё дело в потере концентрации. В прошлом плей-офф КХЛ один из лучших вратарей Микко Коскинен два подобных броска пропустил. Это же не говорит об его уровне, с каждым такое несчастье может случиться.

- Какие пропущенные шайбы самые обидные?

- Которые залетают на последних секундах. Так было с «Ладой», с Ангарском.

- Что сложнее дальние броски или выходы форвардов один на один.

- Один на один когда выходят, получается дуэль с соперником, кто кого переиграет. Что касается угроз издали, то главное видеть момент броска, чтобы перед тобой помех не было, тогда и отразить его намного проще.

- У кого самый страшный бросок в ВХЛ.

- Есть много ребят, броски которых опасны, но таких, как Денис Куляш нет. Пересекался с ним в «Салавате», у него просто пушка.

- Ты играл в «Ариаде», ХК «Липецк», «Буране», «Салавате Юлаеве», новокузнецком «Металлурге» и вот теперь в «Соколе», почему так часто менял клубы?

- Везде разные причины. Первые два года провёл в «Ариаде», всё устраивало, но пришёл новый тренер, привёз своих голкиперов, мне сказали, что я буду третьим вратарём. Поступил звонок из Липецка, согласился. Год прошёл хорошо, но на следующий сезон команды не стало, клуб обанкротился. Сам бы я не ушёл. После поступило предложение из Воронежа. В «Буране» сезон провели неплохо, но опять же возникли проблемы с финансами. Затем пригласили в Уфу. Когда позвонил агент и сказал, что мной интересуется «Салават Юлаев», я ответил, что сегодня не 1 апреля. Но, как оказалось, он не шутил. В Уфе было 4 вратаря. 2 основных, а мы с ещё одним менялись. Один в «Салавате», а другой в ВХЛ в «Торосе». Тогда я не был готов к конкуренции в КХЛ, но в любом случае приобрёл огромный опыт, потренировался бок о бок с классными мастерами, с иностранцами, которые выделялись в «Салавате» и во всей лиге. Потом вернулся в родной Новокузнецк, а в этом сезоне, как я уже говорил перешёл в «Сокол» за игровой практикой.

- Между КХЛ и ВХЛ пропасть?

- Если убрать иностранцев из КХЛ, то такой пропасти не будет. Индивидуально сильных хоккеистов там больше, но первая восьмерка команд ВХЛ могли бы побороться с аутсайдерами КХЛ. Было бы вообще интересно посмотреть, если бы между лигами был переходный турнир.

- Желание попробовать свои силы в КХЛ ещё есть?

- Желание есть, но понимаю, что исполнить его будет трудно. Клубы КХЛ укомплектованы опытными голкиперами, которые своё место просто так не отдадут.

- В чём секрет новокузнецкой школы, которая воспитала такое количество классных вратарей?

- Очень хорошее поколение выросло за несколько лет. Тренеры по вратарям отлично работали. Отсюда и результат. Имена Сергея Бобровского и Ильи Сорокина на слуху, но есть ещё несколько классных голкиперов.

- Что тебя подвигло встать в ворота? Не было страха перед летящей в лицо шайбой?

- Когда только пришёл в секцию, на коньках толком кататься не умел. Тренер поставил в ворота, так что я ни дня на другой позиции не играл. Когда страх теоретически мог быть, бросали не так сильно, а сейчас никакой боязни нет, если бы была, лучше уйти из хоккея.

- Вратари не такие, как все?

- Наверное, мы более обособлены. Перед играми предпочитаю побыть в одиночестве, мне так лучше настраиваться. Ухожу в себя и концентрируюсь на предстоящем матче.

- Три лучших вратаря мира прямо сейча?

-Сергей Бобровский, Андрей Василевский и Туукка Раск. За НХЛ слежу. Особенно за «Тампой» Василевского и «Коламбусом» Бобровского. Игра обоих впечатляет. Думаю, что в этом сезоне «Тампа» явный фаворит Кубка Стэнли.

- В плей-офф КХЛ на кого ставишь.

- Буду болеть за Уфу. В серии с «Магниткой» она по-настоящему удивила. «Салават» выглядит единым целым, ребята бьются друг за друга и переигрывают вроде бы высококлассные команды. Теперь «Автомобилист» с ним ничего не может сделать. Посмотрим, что будет дальше. Тройка иностранцев очень сильна. Линус Умарк невероятно техничный игрок, делает с шайбой такое, что мало кто может повторить. При этом он не атлет, не самый быстрый, но остановить его очень сложно.

- Хоккей из ворот смотрится по-другому?

- Совершенно по-другому. Не так, как с трибуны или скамейки запасных. Иногда кажется, что равная игра была. А потом запись смотришь, и оказывается, нас возили весь матч.

- Вернёмся к «Соколу» в конце регулярного чемпионата было непонятно, какое место в итоге займёт команда. Вы соперника по первому раунду плей-офф не выбирали?

- Даже не думали об этом. Выходили на матчи с мыслями о победе и с желанием подняться, как можно выше. В итоге стали двенадцатыми. Могли лучше, но вышло, как вышло. Попали на «Ладу», прошли её, значит всё случилось к лучшему.

- Все матчи серии проходили в Тольятти. «Лада» виделась абсолютным фаворитом, на что себя настраивали? Понятно, что каждый спортсмен хочет побеждать, но если объективно, в такой ситуации вряд ли кто-то ставил на «Сокол».

- Мы не зацикливались на том, то «Лада» не только фаворит серии, но и претендент на победу в чемпионате. В первом матче проиграли всего 0:1, поняли, что с тольяттинцами играть можно. В следующем поединке победили, а когда вышли вперёд в серии, будто крылья за спиной выросли, а «Ладу», наоборот, затрясло. Возможно, сказалась недооценка соперника со стороны тольяттинцев, на них лёг тяжёлый груз, не имели права проигрывать 12-ой команде чемпионата, да ещё и дома. Нервничали игроки, болельщики нагнетали. Нам всё это было на руку.

- Со «СКА-Невой», победителем регулярного чемпионата, было в разы сложнее, но ты прекрасно провёл серию. Особенно две первых встречи на выезде и победную игру в Красноярске. Это твои лучшие матчи в сезоне?

- Я бы отметил весь плей-офф. Играл я гораздо лучше, чем в регулярном чемпионате. Тренеры доверяли, это раскрепостило. Знал, что имею право на ошибку, что в запас за неё никто не посадит. Поэтому, считаю, и сыграл на хорошем для себя уровне.

- После четвёртой игры, которую «Сокол» вырвал на зубах, появилось чувство, что серию ещё можно вытащить?

- Конечно. Настраивались вернуть серию в Красноярск, порадовать и себя и болельщиков. Жаль, что не получилось. Питерцы в пятом матче не сделали ничего сверхъестественного. Действовали прагматично, сушили игру, не давали нам разбежаться, играли строго на результат.

- Контракт с «Соколом» заканчивается 30 апреля. Что дальше?

- Я хочу остаться. Хороший город, прекрасный стадион. Приятно здесь играть, но как будет, не знаю.

- Силы ещё остались или выплеснул всё в плей-офф?

- Я бы ещё поиграл. Даже не верится, что сезон закончен. Несколько дней назад ещё рубились со «СКА-Невой», а сейчас всё. Толком не перестроился. Не понял, что сезон закончен.

- Начиная играть в хоккей, о чём мечтал?

- Каких-то особых задач перед собой не ставил. Просто хотел играть и получать удовольствие.

- А сейчас о чём применительно к хоккею мечтаешь.

- Хочется завоевать трофей. Всё-таки 26 лет уже.

- Может быть ещё? Возраст для вратаря не серьёзный.

- Но ведь ещё недавно было 18. Понимаешь, что вот прошёл очередной сезон, их всё меньше остаётся, и надо успеть что-то выиграть.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА