Персона

Константин ИГНАТЬЕВ: “Научите ребёнка делать аккаунт закрытым”

К каждому девятому подростку в возрасте 11—14 лет, ведущему активную жизнь в Интернете, пытались втереться в доверие незнакомые взрослые.

Константин ИГНАТЬЕВ: “Научите ребёнка делать аккаунт закрытым”

К каждому девятому подростку в возрасте 11—14 лет, ведущему активную жизнь в Интернете, пытались втереться в доверие незнакомые взрослые. При этом каждый третий школьник отваживался на встречу с людьми, с которыми познакомился в социальных сетях. Таковы данные большого социологического исследования, проведённого в России. Какие опасности подстерегают детей во Всемирной паутине и как максимально нивелировать эти угрозы, “Городским новостям” рассказывает руководитель отдела контентного анализа Константин Игнатьев.

— Задумывались ли вы о том, когда в руки детей впервые попадают планшеты и телефоны? В большинстве случаев, как показывают опросы родителей, дети начинают знакомство с гаджетами в трёхлетнем возрасте. Бывают случаи, когда планшет ребёнок получает, едва научившись самостоятельно ползать. Факт — Интернет очень прочно вошёл сегодня в жизнь детей. Очевидно, что путь запретов ни к чему хорошему не приведёт. Он будет неэффективным. Другого сценария развития событий, кроме как включаться родителям в жизнь детей, нет. Мы уже больше десяти лет занимаемся безопасностью детей во Всемирной паутине. По нашим наблюдениям, 90 процентов родителей для образования и развития детей используют всевозможные гаджеты. Когда я прихожу на мастер-классы в школы, мы проводим образовательные встречи для учеников, родителей и учителей, подростки говорят, что в Интернете они присутствуют постоянно. В этом нет ничего плохого, если у ребёнка не прослеживаются признаки явной болезни и зависимости.

— По большому счёту, родители сами активно вводят своих детей в мир Интернета. Это удобно: включил мультик, если ребёнок маленький, дал поиграть в игрушку, если дитё постарше. И вот дети под присмотром, а не ходят неизвестно где...

— Смотрите, это очень парадоксальная ситуация. Когда речь идёт об офлайн-безопасности, то родители всеми силами стараются знать, где и с кем гуляет их ребёнок, кто его друзья, в исправном ли состоянии находится площадка, где он играет, аттракционы не поломаны ли. Хорошо, если место игр видно из окна квартиры. В онлайн-мире обеспокоенность родителей не так явно выражена. У ребёнка в руках телефон, планшет, гаджет, он под присмотром, в тепле находится, накормлен. В общем он в безопасности, рассуждает взрослый. А действительно ли ребёнок в безопасности? Родители зачастую не знают, что на самом деле происходит по другую сторону экрана. К счастью, ситуация сейчас начинается меняться к лучшему. Родители начинают интересоваться виртуальной жизнью своих детей, хотят понимать, что происходит с ребёнком, когда он онлайн, какие сайты он посещает, где находится. Разработаны приложения, которые показывают местоположение ребёнка на карте.

— Есть ли понимание, какие ресурсы дети посещают, что ищут в Интернете?

— Конечно. Такую информацию можно собирать с помощью специальных программ, которые родители устанавливают на гаджеты, телефоны и компьютеры с целью защиты детей от вредной информации. Эти решения анализируют и фиксируют точки входа. Прежде всего школьники посещают сайты, где можно смотреть видео, слушать аудио. Вторая важная и большая сфера интересов — социальные сети. Тут важно сделать оговорку, в этом году впервые мультимедиа вышли на первое место и обогнали соцсети. Следом с отрывом идут ресурсы, предлагающие различные игры, и сайты, реализующие запрещённые вещества.

— А как же так называемые плохие сайты?

— Задам встречный вопрос, что вы вкладываете в это понятие?

— Ресурсы, где размещён контент для взрослых.

— Такие запросы подростки тоже делают. Но только ли порнографии надо бояться? Есть огромное количество, где без цензуры показаны сцены насилия, драк, преступлений, и такие часто встречаются на новостных ресурсах. Это, конечно, зона ответственности редакций СМИ, которые, как минимум, должны использовать различные маркеры, предупреждающие, что демонстрируемые сцены не предназначены для лиц несовершеннолетнего возраста. При этом я не хотел бы акцентировать внимание только на негативе. Статистика вещь неумолимая. Школьники также заходят на различные образовательные ресурсы. Как правило это связано с тем, что они готовятся к урокам, экзаменам, ЕГЭ. Да и различные мессенджеры и соцсети используются прежде всего для общения.

— Константин, давайте поговорим о социальных сетях. Какие опасности они скрывают?

— Согласно статистике, уже в подростковом возрасте странички в социальных сетях есть у подавляющего большинства школьников. Когда на встречах с учащимися я спрашиваю, стучались ли к ним в друзья незнакомцы, больше половины детей, начиная с шестого-седьмого класса, поднимают руки. Это распространённая практика, что пользователи с открытыми аккаунтами в соцсетях получают запросы в друзья от незнакомых лиц. Дети в этом плане ничем не отличаются от взрослых. Да, среди таких незнакомцев могут быть сверстники, и вроде бы нет ничего в этом страшного, но среди тех, кто делает ребёнку запрос, могут быть и взрослые, которые иногда скрываются за детским ником. И кто знает, какие цели преследует он, инициируя общение с ребёнком. Педофилы, ищущие встречи, или находящиеся в поисках контента, — лишь одна из многих угроз, которые таят в себе соцсети.

Среди всех угроз, которые несут социальные сети, я хотел бы особенно отметить две. Первая — кибербуллинг, это когда ребёнка травят в Интернете. Для психологического здоровья это очень серьёзное испытание. В разных странах мира происходит много суицидов, причина которых травля в сети. Если двадцать лет назад ребёнок, которого травили в школе, мог ситуацию прекратить при выходе из школы. Пришёл домой — отключился, вышел во двор, там у него есть компания, где нормальные отношения. Сейчас у ребёнка в кармане есть телефон, он постоянно находится онлайн, и спрятаться от обидных комментариев, нехороших фото, видео практически нереально. Это очень сильный стресс и давление, которое длится постоянно. Мы встречаемся отдельно и с детьми, и с взрослыми. Ребята активно участвуют в дискуссии, те, кто сталкивался с кибербуллингом, говорят об этом. В соседнем классе беседуем с родителями, те уверены, что в классе у их детей хорошие отношения, и никакой травли быть не может и нет. Это очень опасная ситуация, когда родители не в курсе, что происходит с детьми.

Ещё одна угроза — овершеринг. Это стартовая угроза, которая влечёт за собой остальные. В чём суть овершеринга? В том, что ребёнок выкладывает про себя в сеть много информации. Эти сведения становятся целью для тех, кто травит, для злоумышленников, для педофилов, для мошенников.

Чтобы наглядно понять, о чём я, каждый может провести простой эксперимент. Зайти в социальную сети, сделать фильтр по подросткам, обозначить ближайшие школы и посмотреть, что дети о себе выкладывают. Вот аккаунт, где размещена портретная фотография, указаны номер школы, дата рождения, список групп, где ребёнок состоит. Этой информации для меня, как злоумышленника, достаточно, чтобы найти этого школьника в реальном мире. Я знаю, в каком образовательном учреждении он учится, как он выглядит, легко могу узнать, когда заканчиваются уроки. Более опасное поведение, когда в аккаунте указан номер мобильного телефона. Любой может позвонить, попытаться выйти на связь через мессенджер. Когда ты предварительно изучил страницу ребёнка, узнал о его интересах, то можно с лёгкостью начать диалог и общение с ним. Или другой пример, в аккаунте указана ссылка на ютуб-канал. Кликаем на неё, а там огромное количество видео с семьёй, друзьями, сделанные дома, в машине, на даче. Благодаря этому можно узнать о социальном статусе семьи, о подарках, которые дарят ребёнку. Казалось бы, безобидная ситуация, друг снял видео, где его друг распаковывает подарок на день рождения, в котором находит айфон последней модели стоимостью за 120 тысяч, и выложил на страницу в соцсети. А этому счастливчику-имениннику 12 лет, завтра он пойдёт в школу № 11 города, скажем, Санкт-Петербурга, уроки заканчиваются в два часа, злоумышленник спокойно выйдет на этого ребёнка и украдёт телефон. Есть примеры аккаунтов, когда дети выкладывают что-то откровенно провокационное, скажем голые ноги, которые видно из-под мини-юбки, среди групп, куда он вступил, есть пошлые названия. Для педофила такие метки, как красная материя для быка.

— Есть ли простые правила, следуя которым, можно обезопасить детей в социальных сетях?

— Важно показать детям возможности настроек доступа. Чтобы установить запрет на комментирование всем кроме друзей. Но лучше всего делать аккаунты закрытыми, чтобы посторонний человек не мог увидеть никакой информации о ребёнке. Но самое главное, чтобы у ребёнка был контакт со взрослым, с родителем, учителем, другом семьи. Если такой контакт есть, то в случае возникновения опасной ситуации ребёнок к этому взрослому придёт.

Фото: Роман РУДАКОВ

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА