Общество
Российским ученикам рекомендуют не брать телефоны в школу
Переводить сотовые телефоны в режим “без звука” при входе в школу рекомендуют надзорные ведомства и ученикам, и учителям, и родителям.
Переводить сотовые телефоны в режим “без звука” при входе в школу рекомендуют надзорные ведомства и ученикам, и учителям, и родителям. Также в числе советов — создание специальных мест для хранения мобильников, полный запрет на использование школьниками аппаратов во время уроков. Методические рекомендации разработали эксперты Роспотребнадзора, Рособрнадзора, Минпросвещения и Российской академии образования, ознакомиться с документом должны все школы страны. Сразу поясним — это не догмы, а только рекомендации. Решение о том, каких правил придерживаться, остаётся за школой. Авторы документа разъясняют: максимально возможный отказ от использования сотовых телефонов необходим для профилактики нарушений здоровья школьников и повышения эффективности образовательного процесса.
Анализ международного опыта показал: чем раньше ребёнку приобретают мобильный телефон, чем длительнее он использует аппарат, тем больше риск возникновения нарушений психики, в том числе гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушение коммуникативных способностей, расстройство сна. Об этом говорится в рекомендациях. Авторы ссылаются на пример Великобритании: одно из исследований, проведённых в этой стране, показало, что запрет на использование телефонов в школе у шестнадцатилетних подростков повышает успешность сдачи тестов на 6,4 процента. Также в документе перечислены страны, в которых действуют жёсткие ограничения. Например, в школах Франции запрещены все виды мобильных телефонов, планшеты и смарт-часы.
- Я поддерживаю подобные запреты, — говорит Ирина Штейнберг, директор красноярской гимназии № 2. — Причём от образовательного процесса детей чаще отвлекают сами родители. Только прозвучал звонок на урок, начинаются звонки от мам и пап: “Как дела?”, “Что делаешь?” и так далее. В нашем учреждении достаточно стационарных телефонов. Ими всегда можно воспользоваться, если возникнет ситуация, когда нужно срочно позвонить по какому-то действительно важному поводу.
Марина Малышева, директор школы № 86, председатель комиссии по социальному развитию Красноярского городского Совета депутатов, считает, что соблюдать полный запрет на использование мобильных телефонов в учреждениях образования довольно проблематично.
- Каков возможный механизм проверки соблюдения запрета? Учителям придётся проверять сумки, карманы? Или это будет добрая воля всех ребят? Даже на ЕГЭ некоторые умудряются пронести телефоны через рамки металлоискателей, а что будет в ежедневном формате? Педагог по закону не имеет права досматривать детей, — поясняет она. — Также мы не имеем права собирать мобильные телефоны на время занятий и хранить их в какой-то коробочке. Даже если теоретически перед каждым уроком заставлять учеников сдавать их в эту коробочку, дети есть дети — кто-то забыл, кто-то перепутал аппарат. А ответственность за потерю будет на педагоге? Ещё один пример. Допустим, запрет действует, а ребёнок всё равно принёс телефон на урок. Останавливать занятие, тратить время на разбирательства, вводить санкции?
Марина Михайловна уверена: на занятиях у тех учителей, кто насыщает урок материалом, дети на сотовые телефоны не отвлекаются. У них просто нет времени на это.
Запрет на гаджеты во время уроков
Памятка для учеников, родителей и педагогов (из методических рекомендаций)
— Исключить ношение устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
— Максимально сократить время контакта с устройствами мобильной связи.
— Максимально удалять сотовые телефоны от головы в момент соединения и разговора — использовать громкую связь и гарнитуру.
— Ограничить звонки в условиях неустойчивого приёма сигнала сотовой связи — в автобусе, поезде, автомобиле.
— На ночь размещать сотовые телефоны на расстоянии более двух метров от головы.