None

Где в Красноярске работал и творил Пётр Словцов

Петра Словцова современники называли “сибирским соловьём” за исключительную красоту, мягкость и силу голоса. Сам Фёдор Шаляпин, с которым Словцов неоднократно выступал на одной сцене, высоко ценил его дар.

Где в Красноярске работал и творил Пётр Словцов

“Сибири хладной соловей”

Один из величайших оперных певцов современности Дмитрий Хворостовский прославил Красноярск на весь мир. Но и до него на красноярской земле рождался сопоставимый по мощи певческий талант. Петра Словцова современники называли “сибирским соловьём” за исключительную красоту, мягкость и силу голоса. Сам Фёдор Шаляпин, с которым Словцов неоднократно выступал на одной сцене, высоко ценил его дар. Однако в памяти красноярцев Пётр Словцов остался не только как выдающийся артист, но и как педагог, один из основоположников красноярского оперного искусства. Побывав в местах города, связанных со Словцовым, мы можем уверенно сказать: есть и его заслуга в том, что спустя десятилетия в Красноярске взошла звезда Хворостовского.

По стопам отца

Пётр Словцов коренной сибиряк, родился в 1886 году в селе Устьянском Канского уезда Енисейской губернии (сейчас село Устьянск Абанского района). Его отец, дьякон местной церкви, умер, когда будущий певец был ещё совсем маленьким. После этого Пётр с матерью переехали в Красноярск, где его по семейной традиции отдали учиться в духовное училище. В здании, где оно располагалось, в самом центре города, сейчас находится хореографический колледж.

Сохранились сведения о том, как проходила учёба воспитанников Красноярского духовного училища в начале прошлого века: “Для постепенного и равномерного духовного развития учеников в училищных библиотеках есть достаточное число книг для чтения в детском и юношеском возрасте... Для физического развития, кроме комнатной и воздушной гимнастики, ученики гуляли и работали в своём садике, и в хорошую погоду весною, осенью и зимою выводимы были на прогулки за город, зимой катались на коньках, на санках с горки. Для развития вкуса — занимались пением и игрою на скрипках, ажурной работой, выпиливали узоры из дощечки по рисункам...”

Мира, 98а

Словцов, Сталин и Отто Шмидт

После училища Пётр Словцов перешёл в духовную семинарию. Именно здесь, в семинарском хоре, впервые проявились его музыкальные способности и неординарный голос. А распознал их другой выдающийся музыкальный деятель Красноярска — Павел Иванов-Радкевич, который тогда руководил хором семинарии. По свидетельствам современников, у юного Словцова были все задатки выдающегося певца, а именно серебристый, звонкий дискант и широкий голосовой диапазон. Ко времени учёбы в семинарии относятся и его первые публичные выступления: 30 декабря 1907 года прошёл музыкально-литературный вечер, на афише которого впервые упоминается имя Петра Словцова. Уже после того концерта ему предрекли блестящее артистическое будущее.

Среди выпускников Красноярской духовной семинарии были ряд известных людей — например, этнограф, основатель хакасской письменности Степан Майнагашев; первый заведующий Енисейского центрального книгохранилища Михаил Пальмин; драматург, основоположник Хакасского национального драматического театра Александр Топанов; скульптор и художник Георгий Лавров. Однако только в память о Словцове на фасаде здания установлена мемориальная доска.

Современным красноярцам здание духовной семинарии известно как гарнизонный военный госпиталь. Впрочем, таковым оно является аж с 1920 года, когда было передано в распоряжение армии Колчака. Уже после этого в стенах здания побывало немало знаменитых людей: в своё время здесь проходил освидетельствование и был признан непригодным к военной службе Иосиф Джугашвили (Сталин), работал ординатором ссыльный Виктор Маерчак, отдыхали полярник Иван Папанин и географ Отто Шмидт.

Горького, 2

Консерватория в усадьбе

Окончив в 1912 году Московскую консерваторию, Словцов несколько лет служил в оперных театрах Киева, Саратова, Петрограда, Нижнего Новгорода, Москвы, а в 1918 году вместе с супругой Маргаритой Риоли-Словцовой, также оперной певицей и пианисткой, вернулся в Красноярск. Здесь при их активном участии в 1920 году открывается Народная консерватория, в которой супруги создают оперный класс и ведут активную педагогическую деятельность. Одним из учеников Словцова был Евгений Сисин, в дальнейшем солист московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а затем и его директор. В свою очередь, Маргарита Риоли-Словцова стала первой наставницей Екатерины Иофель, впоследствии профессора Красноярской академии музыки и театра, педагога Дмитрия Хворостовского.

Народная консерватория, изначально располагавшаяся в национализированном особняке доктора Гланца на улице Горького, спустя два года была преобразована в музыкальный техникум, который в 1933 году переехал на улицу Карла Маркса, 73 (сейчас там музыкальная школа № 1). Усадьбу же отдали под квартиры. В 1982 году на её главном фасаде установили мемориальную доску: “В этом доме в 1920 году была открыта красноярская Народная консерватория”. В настоящее время здание на реконструкции.

Горького, 11

Оперу приютила драма

В 1923 году на основе вокального класса Народной консерватории Словцовы создают оперную труппу, которая спустя год преобразуется в “Трудовой оперный коллектив”. В его составе было свыше 100 человек — как профессионалов, так и любителей, супруги же выступали и как исполнители главных партий, и как режиссёры, и как педагоги. Кроме того, они привлекали для участия в постановках своего коллектива знаменитых певцов. Например, по их приглашению в Красноярск приезжали Григорий Пирогов и Владимир Касторский.

Создание оперного коллектива было крупным вкладом в развитие музыкальной культуры города, поэтому Словцовым было разрешено использовать для их спектаклей сцену городского театра (в настоящее время драматический театр имени Пушкина). В 1923—1924 годах “Трудовой оперный коллектив” поставил в Красноярске оперы “Русалка”, “Травиата”, “Фауст”, “Дубровский”, “Евгений Онегин”, всего же им было поставлено 14 опер.

Мира, 73

Памяти певца

Зимой 1934 года на гастролях в Кузбассе Словцов заболел ангиной и, приехав 24 февраля в Красноярск, в возрасте всего 47 лет умер. Выдающегося певца похоронили на Троицком кладбище. На его памятнике выбиты слова из арии Вертера: “О, не буди меня, дыхание весны”. Рядом находится могила супруги Маргариты Николаевны, пережившей Петра Ивановича на 20 лет. Оба захоронения относятся к памятникам истории.

1 марта 1983 года по предложению Красноярского городского отдела культуры исполком Красноярского городского Совета народных депутатов решил присвоить имя Петра Словцова одной из улиц в микрорайоне Ветлужанка.

Троицкое кладбище

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА