Новости
«Город – это среда для появления и привлечения талантов». Арт-директор музейного центра «Площадь Мира» Сергей КОВАЛЕВСКИЙ о предстоящем 400-летнем юбилее Красноярска
О подготовке к четырехвековому юбилею города рассказывают наши эксперты.
Накануне губернатор края Александр Усс в ходе рабочей поездки в Москву обсудил с вице-премьером правительства РФ Дмитрием Козаком совместный план работы по подготовке и празднованию 400-летия Красноярска. Десять лет до юбилейных торжеств – много это или мало? Почему так важно начать работу уже сейчас и какие проекты планируется воплотить в жизнь к 2028 году - об этом сегодня поговорим с арт-директором музейного центра «Площадь Мира» Сергеем Ковалевским.
- Сергей Леонидович, до 2028 года время, вроде бы, еще есть, но уже началось обсуждение и подготовки, и самого празднования. Не рано начали эту работу?
- Универсиаду за два года сделали, Енисейск готовили подольше. .. Во всяком случае, десять лет вселяют надежду. Речь идет о ресурсах - административных, финансовых, политических. С этим надо будет определиться в первую очередь, а дальше интеллектуальный механизм нужно включать. И нужно придумывать что-то такое, что можно вдлинную разыграть, а не так, как перед Универсиадой: за три месяца гениальные вещи надо было сделать. Что то получилось, что-то нет, что-то до сих пор делаем.
- Указ президента Путина "О праздновании 400-летия основания г. Красноярска" подписан еще в апреле. Что-то сделано уже с этого момента? Есть какие-то готовые идеи?
- У людей, которые интенсивно занимаются творчеством, всегда есть предварительные идеи. У нашего музейного центра уже накопился портфель проектов, которые хоть сейчас можно начинать делать. С другой стороны, это не отменяет необходимости стратегического взгляда на город. Мы привыкли работать на расстоянии вытянутой руки: думай о глобальном, действуй локально. Сейчас у нас появился шанс более системно, стратегически посмотреть на пространство города. Чтобы целая грибница новых проектов возникала, а не несколько локализованных точек. Это требует серьезного размышления. Идея, концепция должны быть в основе всего. Причем, это должны быть творческие открытия, а не стандартный подход – «давайте пригласим крепких профессионалов и они нам тут все сделают».
- Предстоящий юбилей Красноярска станет событием федерального уровня. Кто должен «рулить» праздником – красноярцы или федерация со своим опытом проведения масштабных мероприятий?
- Было бы идеально, если бы инициатива, мощная, конкурентно сопоставимая возникла у нас. Идеально, если здесь будут носители идеи, а внешние эксперты выступят как сотрудники. Экспорт идей тоже возможен, но лучше работать в комбинации. Также необходимо включить какой-то механизм развития молодежи. Вот за эти десять лет это было бы самое правильное – сделать юбилей школой, университетом, лабораторией, где вырастут эти новые таланты.
Ключевой вопрос – это талантливый город. Город как среда для самопоявления и привлечения талантов. Можно, конечно, собрать умудренных опытом великолепных ребят, они все спроектируют, придумают. Но если это делать параллельно с появлением нового человеческого капитала, личностного, тогда все замкнется, и не так уже важно будет, кто принес идею.
Город – это сообщество, понятие среды в самом биологическом смысле. И эта среда будет генерировать энергию места и создавать обратную связь для управления процессом. Это сложная задача, которая в современной России пока не решалась. Много рисков, вызовов, сложностей, но есть и желание этим заниматься.
- Если брать вашу сферу деятельности, то какие идеи вам бы хотелось воплотить к 2028 году?
- У нас замечательное место – Стрелка, и название изумительное – площадь Мира. Было бы здорово, если бы мы зафиксировали эти красивые посылы в городском пространстве. У нас прекрасная набережная, но на ней пока нет знаковых арт-объектов. У нас есть определенный набор авторов, которых мы готовы приглашать для воплощения этих идей.
Потом остров Отдыха. Мы когда-то делали там инсталляцию «Знак бесконечности», но она была сделана на сезон, из невечных материалов. Однако очень нравилась горожанам. Вот готовый проект, в качестве примера.
С другой стороны, необходимо что-то новое создавать. Наш имеющийся золотой фонд идей мы должны адаптировать под новые задачи, новую концепцию. А за десять лет появятся еще новые обстоятельства – идеологические, ситуативные, коммуникативные и так далее. Идеи растут из земли и тянутся к небу, образно говоря. Это и будет результат.
- Недавний опыт Енисейска, которому в этом году исполнилось 400 лет, показал, насколько федеральная поддержка может изменить город. Там сделали акцент на истории. А в Красноярске на что планируется сделать упор? Будут ли проекты по сохранению исторического наследия?
- В любом городе должна дышать современность. В самом историческом европейском городе – Риме, Венеции, Париже, там везде есть и раскопки, и артефакты, но это живые города, где не стесняются футурологических крышесносных идей. И в архитектуре, и в скульптуре, и в решении общественных пространств. Енисейск - не такая уж «Венеция», чтобы там не мог появиться знаковый объект ХХI века. Самая прелесть, когда есть диалог между временами. Надо меньше этого бояться и почаще устраивать такие диалоги – во времени, в пространстве, в отношениях. Поэтому для Красноярска культивировать ретроспективность – тупиковый ход. Грубо говоря: возьмите новые памятники, которые в последние годы в городе появлялись. Они все сделаны по лекалам XIX века: постамент плюс мужчина в пальто и в шляпе-кепке-треуголке. Но любой человек, который ездил по миру или просто заглядывал в интернет, он понимает, что это не единственная система образной выразительности. Ну, вот первый шаг – скульптура Намдакова возле СФУ, но это далеко не предел.
- Если обратить внимание на опыт других городов, в том числе в части проведения масштабных праздников, Красноярску есть на кого равняться?
- В Казани я не был, хотя там было очень мощное празднование. Но из российских городов в плане современного решения общественных пространств я бы выделил Москву. В мире впереди всех Англия, конечно, это законодатель мод в современном искусстве. Очень прогрессивно и мощно в этом плане развиваются Южная Корея и Китай. Думаю, ничего зазорного нет в том, если мы подсмотрим какие-то идеи у флагманов. А если сможем пригласить к участию кого-то из мастеров мирового уровня, будет превосходно.