Персона
Александр Бирюков: «Сайт - это лицо города»
Красноярск давно застолбил за собой звание одного из самых информационно продвинутых городов страны. Именно у нас в своё время начала массово развиваться сеть Wi-Fi-точек, появилась удобная виртуальная приёмная, заработал информационный киоск.
Красноярск давно застолбил за собой звание одного из самых информационно продвинутых городов страны. Именно у нас в своё время начала массово развиваться сеть Wi-Fi-точек, появилась удобная виртуальная приёмная, заработал информационный киоск. По каким направлениям цифровизация города будет продолжаться, “Городские новости” спросили у руководителя управления информатизации и связи Александра Бирюкова.
— Сейчас мы проводим большую работу по модернизации официального сайта мэрии, пожелания и современные тренды получили воплощение в техническом задании, проведён конкурс по отбору подрядчика, — начинает Александр Валерьевич. — Зачем нам нужен новый сайт? Во-первых, действующий был разработан давно, он не позволяет полноценно использовать многие электронные сервисы. А во-вторых, как бы банально это ни звучало, но визуально, графически, продукт, сделанный в начале 2000-х, не отвечает сегодняшним реалиям. А мы считаем, что сайт — это лицо города, и он должен отвечать всем существующим трендам и быть максимально удобным для пользователей. Проведу простую аналогию. Есть два автомобиля, один 2001 года выпуска, другой 2018-го. И тот, и тот на ходу, но они обладают разным функционалом, последний более удобный для водителя и пассажира, более безопасный и эффективный.
— Несмотря на то, что сайту мэрии уже много лет, он обладает, пожалуй, одной из самых продуманных в нашем регионе системой обратной связи. Через виртуальную приёмную житель может не только отправить обращение, но и отслеживать этапы его рассмотрения. На том же сайте краевой администрации такой возможности нет, там даже не присваивается номер запроса, и чтобы его узнать, приходится звонить в отдел по работе с обращениями. Не потеряет ли новый сайт свои изюминки?
— Ни в коем случае. Мы гордимся существующей виртуальной приёмной. Жители давно оценили её преимущества и знают, что любое поданное обращение будет обязательно рассмотрено, и на поставленный вопрос будет дан ответ. Модернизация сайта лишь одно из направлений муниципальной программы по информатизации Красноярска.
Одна из главнах задач — цифровизация муниципальных услуг. В настоящее время доступны 75 муниципальных услуг, из них 70 реализованы в электронном виде. Исключение составляют новые услуги, недавно внесённые в реестр муниципальных услуг, для которых ещё не утверждён порядок их предоставления. Самые востребованные услуги: постановка детей на очередь в детский сад, получение справок и выписок в департаменте муниципального имущества и земельных отношений. Резонно напрашивается вопрос, а почему не стопроцентное покрытие. Некоторые услуги настолько узконаправленные, что они не то что не массовые, а пользуются ими единицы. Поэтому полное покрытие идёт поэтапно, и существующий процент цифровизации муниципальных услуг, по моему мнению, находится на высоком уровне. Не могу не отметить и другую сторону медали. Массовое внедрение электронных сервисов порой буксует не из-за того, что власти что-то не делают, зачастую сами люди не готовы к использованию этих возможностей. Мы со своей стороны сделали всё от нас зависящее, сервисы разработали и внедрили. Но некоторые усилия должны приложить и жители. Чтобы пользоваться многими услугами, недостаточно простой регистрации, необходимо иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). А она есть не у всех. Процедура регистрации на госуслугах и подтверждения личности максимально упрощена. Но, как показывает практика, даже простота не залог того, что сервисом будут массово пользоваться.
Зачастую люди обращаются к таким возможностям, когда возникает острая потребность. Так, одному знакомому нужно было продлить разрешение на оружие, причём на три единицы сразу. Когда он начал выяснять подробности процедуры, понял, что с точки зрения временных затрат самый быстрый вариант — через госуслуги. А потом оказалось, что это ещё и самый экономный вариант, при пользовании этим сервисом и оплате пошлины через него предоставляется скидка в 30 процентов. Став пользователем сервиса, мой знакомый открыл для себя и другие возможности портала. В личном кабинете содержится актуальная информация из разных ведомств, и сразу можно узнать, есть ли задолженность по налогам, есть ли неоплаченные штрафы.
— Некоторые ведомства нашли выход из ситуации, когда люди не зарегистрированы на тех же госуслугах и не имеют ЭЦП. Например, налоговая и Росреестр также дают пользователям возможность открытия личного кабинета и получения цифровой подписи. Да, она не универсальная, но чтобы подписывать документы, для этого конкретного ведомства подходит. Почему бы и городской администрации не пойти по этому пути?
— Сделать можно. Но какая в этом будет смысловая нагрузка? Количество посетителей сайта налоговой или Росреестра не сопоставимо с количеством пользователей нашего сайта. Эти затраты просто себя не оправдают. Да и зачем иметь несколько личных кабинетов и разные цифровые подписи, ведь вся информация из разных ведомств аккумулируется в личном кабинете на госуслугах. Нужно всего лишь один раз потратить немного времени, пройти регистрацию, получить ЭЦП и пользоваться этим.
— Как защищены персональные данные горожан при использовании электронных сервисов?
— К защите данных предъявляются самые серьёзные требования. Во-первых, используется только сертифицированное программное и аппаратное обеспечение. Во-вторых, каналы связи в обязательном порядке шифруются. В-третьих, сами помещения, где находятся серверы, защищены с использованием самых современных разработок систем охраны.
— Можно сказать, что за время существования систем утечек не было?
— Да, можно. Были попытки атак, персональные данные людей интересны злоумышленникам, но применяемые системы не позволили хакерам добиться своего.
— Если продолжать беседу об успешных городских проектах, то нельзя не упомянуть о веб-регистратуре, которая была запущена несколько лет назад по инициативе и при поддержке администрации Красноярска. Проводился ли анализ, насколько она сделала работу медучреждений более эффективной, а доступ к медуслугам более комфортным для красноярцев? Как программа развивается?
— Сейчас город к этому проекту не имеет никакого отношения. Все полномочия в сфере здравоохранения несколько лет назад были переданы региональному правительству. Когда я работал в структурах краевой власти, то сталкивался с этой системой, и она действительно оправдала возложенные ожидания, есть запрос людей по развитию электронных медицинских карточек, это реально в рамках общего вектора цифровизации.
Хочу отметить, что максимальный перевод документооборота и межведомственного взаимодействия в электронную форму — это наша мега-задача. Да, полностью от бумажных документов уйти не получится. В силу действующего законодательства есть требования к некоторым документам, которые должны быть только в бумажной форме, нормы архивного хранения и соблюдения условий секретности. Все реализованные проекты показывают, что введение электронных сервисов ускоряет процессы взаимодействия и экономит время как заявителей, так и исполнителей. На рабочих компьютерах сотрудников администрации стоит специальная программа, которая показывает сроки исполнения документов, более того, система сама напоминает муниципальному служащему о том, что время на решение того или иного вопроса истекает, нужно поторопиться. Таким образом, программа уже частично за сотрудника формирует план работы на день, несколько дней, неделю. Контроль за работой служащих упрощается, становится более прозрачным, при грамотной организации в разы уменьшается время на создание\согласование\исполнение документов. Это тренд не только Красноярский, но и общероссийский.
— А как налажено межведомственное взаимодействие? Многие жители города при обращении в мэрию резонно задаются вопросом — зачем предоставлять некоторые справки, если их органы власти сами могут запросить. Ведь они имеют доступ к различным базам.
— Заверяю вас, жители при обращении в администрацию освобождены (закон 210-ФЗ) от необходимости предоставления документов, которые сотрудники мэрии могут сами запросить в рамках межведомственного взаимодействия (за исключение документов личного хранения (этот перечень жёстко регламентирован законом 210-ФЗ). Для этого существует информационная система межведомственного взаимодействия. Так, сведения и справки, находящиеся в распоряжении Росреестра, ФНС, ФСС, ПФР, МВД в части подтверждения регистрации по месту жительства и месту пребывания, Центра занятости и других федеральных и государственных органов, запрашиваются органами, предоставляющими услуги самостоятельно.
Кроме того, для ряда услуг реализованы запросы в автоматическом режиме (при условии обращения в администрацию в электронной форме). Например, при подаче заявления на постановку в очередь в детский сад на региональном портале автоматически сформируется запрос в МВД для проверки места жительства гражданина и в загс для проверки данных о рождении ребёнка.
Отмечу, что такое взаимодействие развивается не только между подразделениями мэрии, но и между администрацией города и краевым правительством и другими государственными органами. К сожалению, процедуру взаимодействия ещё нужно совершенствовать. Мы, к примеру, можем в электронном виде отправить документ в администрацию края, но там его сначала распечатают, а потом пустят в работу. Есть планы создать единую информационную систему для города и края, чтобы наш сотрудник с ЭЦПи сотрудник краевой администрации, имея ЭЦП, могли бы обмениваться документами в электронном виде для повышения эффективности взаимодействия.
— Какие проекты ваше управление планирует запустить в ближайшее время?
— Параллельно с модернизацией сайта мы сейчас прорабатываем вопрос создания мобильного приложения жителя, ведутся работы над проектом “Умный город”. На данный момент рабочая группа приступает к сбору пожеланий от подразделений мэрии, когда эта работа закончится, мы презентуем свои наработки красноярцам и соберём их рекомендации и пожелания. И, думаю, во второй половине 2019 года у нас появится понимание для разработки технического задания на реализацию проектов.
Кроме того, в следующем году мы намерены серьёзно заняться переходом на отечественное программное обеспечение в рамках импортозамещения. Ситуация такова, что использование российского программного обеспечения диктуется соображениями политической и экономической безопасности. К тому же однозначно поддерживаю формирование благоприятных условий для развития разработки отечественного конкурентоспособного программного обеспечения, что даст как рабочие места разработчикам, так и возможность развития данной отрасли в целом.
ДОСЬЕ
Бирюков Александр ВАЛЕРЬЕВИЧ родился 18 февраля 1979 года в Красноярске. В 2004 году окончил Красноярский государственный технический университет по специальности “Конструирование и технология электронно-вычислительных средств”.
С 2008 года прошёл путь от ведущего инженера до начальника отдела департамента информационных технологий аэропорта Емельяново.
С 2011-го по 2014 год руководил службой развития, работал заместителем директора по информационным технологиям и развитию ООО “Краевой центр коммуникаций”.
С 2014го по 2016 год был руководителем сервисно-диспетчерской службы ГПКК “Красноярскавтотранс”.
С 2016 года работал директором ООО “Краевой центр коммуникаций”.
18 апреля 2018 года назначен на должность руководителя управления информатизации и связи администрации Красноярска.