Новости
Евгений АНИКИН: "О комбайновом - только хорошее". Бывший замдиректора о легендарном красноярском заводе
От гигантских цехов КЗК сегодня не осталось и следа, на их месте строится жилой комплекс.
36 лет своей жизни Евгений Аникин проработал на Красноярском заводе комбайнов — когда-то крупнейшем предприятии города, на месте которого сегодня строится жилой комплекс. От гигантских цехов КЗК тут не осталось и следа, но наш герой хорошо помнит, как 30 лет назад из них выходило по несколько десятков комбайнов в сутки, отправляясь по всему Советскому Союзу и во множество других стран.
Предложили хорошую зарплату
Детство и юность Евгения Аникина во многом повторяют ранние годы других героев нашей рубрики о ровесниках края. Он также родился в многодетной семье, где у него было три брата и четыре сестры, также рано осиротел: в 1942 году на войне погиб отец, спустя четыре года от болезни умерла мать. До окончания семилетки Евгений жил в детдоме и у родственников, а потом приехал из родной Хакасии в Красноярск — поступать в школу военных техников, как тогда назывался железнодорожный техникум. Говорит, привлекло то, что учреждение было на полном гособеспечении, курсантам выдавали обмундирование и кормили. Отучившись три года, пошёл в армию: служил в Купино Новосибирской области в службе земного самолётовождения ВВС — обслуживал полевые аэродромы. Через три года, едва демобилизовавшись, женился — с супругой Галиной Кирилловной познакомился ещё до армии.
— Сняли мы в Красноярске маленькую комнату, я начал искать работу, — вспоминает Евгений Павлович. — Хотел было устроиться по армейской специальности — радиотелеграфист второго разряда. Такие требовались в речном пароходстве, но там надо было ходить в рейсы, а мы тогда ещё толком в городе не обосновались, не устроились, какие уж тут плавания. Поэтому пошёл слесарем на комбайновый завод, тем более, там предложили хорошую зарплату.
Больше всего — братской Кубе
В 1956 году, когда Евгений Аникин пришёл на завод комбайнов, предприятию было 15 лет. Здесь уже давно не производили продукцию военного назначения — мины и снаряды, перестали выпускать прицепные комбайны “Коммунар” — первую сельскохозяйственную технику завода. Главным изделием был “С-4” — первый в Советском Союзе самоходный зерноуборочный комбайн. Чуть позже его сменили более современные “СК-3” и “СК-4”, которые выпускались целых десять лет, до конца 1960-х годов.
Три года Евгений Аникин проработал слесарем-сборщиком на участке двигателей, а затем начал подниматься по карьерной лестнице: стал технологом, потом инженером-технологом и старшим технологом, начальником технологической службы, наконец, заместителем начальника цеха по экспорту. “За границу мы отправляли очень много комбайнов, — говорит Евгений Павлович. — Основная их часть поставлялась на Кубу, потом шли Монголия, Китай, Чехословакия, Румыния, Болгария, Вьетнам, Ирак, Мексика. Один комбайн отправили даже в Арабские Эмираты”.
Лучшие годы
С большой теплотой и уважением Евгений Аникин вспоминает директора завода Бориса Кобелева, который пришёл на предприятие в 1959 году и руководил им без малого 20 лет. По мнению нашего героя, пик расцвета завода в 1980-е годы подготовил именно Кобелев, к тому времени уже ушедший из жизни. В частности, при нём завод создал новый комбайн “СДК-5” (“Сибиряк”) — одну из самых известных и успешных своих машин, выпускавшихся с 1969-го по 1981 год. “Сибиряк” стал первым советским комбайном с кабиной, а главное, его производительность была на треть выше предшествующих моделей при трёхкратном же снижении потерь во время уборки. За этот комбайн завод был награждён золотой медалью ВДНХ СССР, бронзовой и серебряной медалями международной ярмарки в Будапеште — за зерно- и рисоуборочные модификации соответственно.
Помимо производственных достижений при Борисе Кобелеве был создан заводской вечерний машиностроительный техникум, построены профилакторий и ДК “Комбайностроитель”, жильё для заводчан. “При Кобелеве я, как сотрудник предприятия, три раза получал квартиру, — говорит Евгений Аникин. — И вообще это был человек замечательный: грамотный, всесторонний, не хамовитый — относился к людям уважительно, но за работу спрашивал строго”.
В 1970-е годы завод комбайнов стал самым крупным предприятием в Красноярске: в него тогда входили Назаровский завод сельскохозяйственного машиностроения, завод “Сельхоззапчасть”, Красноярский проектный и конструкторско-технологический институт комбайностроения, а общая численность коллектива превышала 12 тысяч человек. “Чего только мы не производили тогда, помимо комбайнов, — вспоминает Евгений Аникин. — Дачные печи, стиральные машины, разные бытовые приборы, зонтики, канистры, мясорубки и много всего другого, что тогда называлось товарами народного потребления. И всё это можно было купить в заводском магазине “Сибирь”, который располагался напротив предприятия”.
Взлёт перед падением
В 1980 году на заводе ввели в эксплуатацию новый большой корпус, куда переместили главный производственный конвейер. В новом цехе Евгения Аникина назначили заместителем директора по технологической части, и в этой должности он исколесил почти весь Советский Союз, решая всевозможные производственные вопросы: многократно бывал в Ростове-на-Дону, где находился головной в СССР завод комбайнов, ездил в командировки в Сочи, Николаев, Ташкент, Саратов, Энгельс, Биробиджан, Хабаровск, на Урал. На этой же работе ему присвоили звание заслуженного машиностроителя.
— Как раз в 1980-е годы мы достигли самого расцвета наших производственных мощностей, — говорит Евгений Павлович. — Если ранее мы выпускали по 40—50 машин в сутки, то новый корпус, куда я перешёл заместителем директора, был рассчитан на 76 комбайнов.
Максимальное количество комбайнов завод выпустил в 1986 году — 16 534 машины. Примерно в эти же годы предприятие начинало выпуск четырёх модификаций новых комбайнов “Енисей” — своих последних серийных машин.
Ушёл, когда началась чехарда
К сожалению, производственные успехи предприятия для самого Евгения Аникина обернулись проблемами со здоровьем — в результате напряжённой работы у него случился инсульт, после которого врачи посоветовали ему сменить профиль деятельности.
- Медики сказали, что мне нельзя нервничать, поэтому работать с людьми не рекомендуется, — поясняет Евгений Павлович. — А как мне не работать с людьми, если я замдиректора?! Я только с ними и работаю — с прорабами, мастерами! Поэтому я пришёл к главному инженеру, моему приятелю, и сказал, что, мол, надо уходить. Меня перевели на должность ведущего инженера-технолога, более спокойную работу, и с неё я потом ушёл с предприятия.
С комбайнового завода Евгений Павлович уволился в 1994 году, когда, по его выражению, там началась чехарда. Он очень переживал, когда завод, которому он и тысячи других красноярцев отдали самые продуктивные годы жизни, на их же глазах разваливался и перестал существовать. Говорить об этом сейчас он не хочет: начинает сильно расстраиваться, чего ему категорически нельзя — после первого инсульта он пережил второй, а потом и инфаркт. Говорит, что предпочитает вспоминать исключительно хорошее, и показывает старые фотографии, на которых он молодой с такими же молодыми товарищами позирует возле только что сошедших с конвейера красноярских комбайнов.
ИСТОРИЯ
Комбайновый завод был создан в 1941 году на базе двух эвакуированных с западных территорий из-за войны предприятий: Запорожского комбайнового завода “Коммунар” и Люберецкого завода сельхозмашиностроения.
В начале августа огромное предприятие — запорожский завод с 12 тысячами работников был подготовлен для эвакуации в Сибирь. Приказ о перемещении люберецкого завода был отдан на четыре месяца позже — в ноябре.
Место под будущий Красноярский комбайновый завод Наркомат общего машиностроения отвёл рядом с железнодорожным вокзалом на территории спиртоводочного завода. Первые запорожские эшелоны были разгружены в октябре, а 22-го числа этого же месяца предприятие дало первую продукцию. Эта дата стала для заводчан днём рождения завода.
Заводу вместо названия присвоили сначала номер 703.
Единственной продукцией, которую сначала потребовала страна от завода в условиях военного времени, были снаряды и боеприпасы. Первую их партию в войска отправили 29 марта 1942 года. Но параллельно предприятие готовилось выпускать мирную продукцию. Уже в 1944 году завод выпустил 184 комбайна.