Персона

"Формировать прокуратуру пришлось с нуля". Владимир ЧАСОВИТИН о громких уголовных делах 2007-2011 гг.

Владимир Часовитин возглавлял прокуратуру Красноярска с 2007 по 2011 годы.

"Формировать прокуратуру пришлось с нуля". Владимир ЧАСОВИТИН о громких уголовных делах 2007-2011 гг.

Владимир Часовитин возглавлял прокуратуру Красноярска с 2007-го по 2011 год. На этот период пришлись такие громкие уголовные дела, как массовое отравление на губернаторском студенческом балу и коррупционный скандал в городской администрации, связанный с выделением бюджетных субсидий. Прокуратура города сработала профессионально, выявив виновных в обоих случаях. Однако главной своей заслугой Владимир Часовитин считает воссоздание самого надзорного ведомства, которое было упразднено и, по сути, не существовало к моменту его назначения на должность городского прокурора. В рамках проекта, посвящённого 85-летию прокуратуры Красноярского края, которое будет отмечаться в 2020 году, рассказываем о прокурорах Красноярска. Владимир Часовитин поделился своими воспоминаниями с журналистом “Городских новостей”.

— Владимир Анатольевич, охарактеризуйте ситуацию, в которой находилась прокуратура Красноярска в то время, когда Вы были назначены её руководителем.

— Надо понимать, что, когда я возглавил городскую прокуратуру, её фактически не существовало — она была ранее расформирована. В 2007 году в связи с вступлением в должность нового генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки было принято решение — на мой взгляд, абсолютно обоснованное — сформировать прокуратуру города заново. Для чего было необходимо это решение? Вопервых, существовала самостоятельная отдельная структура городской власти, органов местного самоуправления, а во-вторых — мощное подразделение городского управления внутренних дел и других административных органов, за которыми необходимо было осуществлять надзор.

— С чего Вы начали деятельность на новом посту?

— Начинать пришлось в прямом смысле с чистого листа. Когда мне в конце февраля было поручено заняться вопросами создания прокуратуры города, я занимал должность прокурора Ленинского района. Помню, не было ещё даже приказа генерального прокурора о моём назначении, мне выделили какой-то кабинет без ремонта и мебели, и когда ко мне приезжали знакомиться первые должностные лица администрации города, я даже стула им предложить не мог.

Если все остальные руководители приходили и совершенствовали то, что им досталось от предшественников, то у меня, кроме истории прокуратуры города, фактически ничего больше не было. Мне повезло, что до этого я работал в городской прокуратуре с Николаем Кирилловичем Сарапуловым в должности его заместителя, поэтому я понимал все процессы, которые должны происходить в надзорном ведомстве. За счёт этого и благодаря, может быть, каким-то организационным способностям мне удалось достаточно быстро сформировать коллектив и создать ему подходящие условия работы. Отмечу, что большую помощь в формировании прокуратуры города оказывал мэр города Пётр Иванович Пимашков. Без его содействия обеспечить бытовыми условиями работников прокуратуры было бы невозможно, потому что денег даже на аренду помещения в тот момент нам не выделялось. За счёт бюджета города нам удалось найти помещение, отремонтировать его и обеспечить сотрудникам достойные условия работы.

— Налаживание быта приходилось вести параллельно с основной, надзорной, деятельностью?

— Разумеется, работа городского прокурора не сводится только к созданию рабочих условий для коллектива. Просто тогда именно этому вопросу пришлось уделять очень много времени. Что касается непосредственно надзорной деятельности, то и здесь мы начали с нуля. Поскольку прокуратура города до нас была расформирована, никаких дел, папок, сведений по надзору нам не передавалось, всё приходилось делать заново.

Помню, как только мы начали работать, в начале марта 2007 года, произошло нашумевшее массовое отравление студентов на губернаторском балу (примерно у 200 участников мероприятия в результате употребления несвежих фуршетных закусок диагностировали сальмонеллёз. — Прим. ред.). Это громкое уголовное дело было передано нам, и мы вместе с нашим следственным отделом — а тогда следствие в органах прокуратуры ещё было — сразу приступили к расследованию. Проведено оно было в кратчайшие сроки, виновные лица получили соответствующее наказание. Поэтому не следует думать, что мы долго раскачивались, к непосредственным обязанностям приступили сразу.

С учётом того, что администрация города в течение длительного времени не находилась под пристальным прокурорским надзором, приходилось напрямую взаимодействовать со многими подразделениями — городским Советом депутатов, счётной палатой, выстраивать с ними отношения, определять приоритеты в своей деятельности. Большое внимание мы тогда уделяли законности нормотворчества администрации города и Совета депутатов, выявляли и устраняли факты нарушения при принятии тех или иных нормативных документов.

— Какое дело стало для Вас самым значительным в период управления городской прокуратурой?

— Самое громкое и значимое событие того времени — это, конечно, дело Григоренко, связанное с необоснованным выделением субсидий из бюджета по программе обеспечения доступным жильём молодых семей. В рамках того расследования мы выявили организованную преступную группу, состоящую из невестки и сына бывшего заместителя главы города Анатолия Григоренко. Сам Анатолий Анушаванович не был привлечён к уголовной ответственности по данному делу, с чем я до сих пор глубоко не согласен. Но вместе с тем решение следственных органов я не обжаловал. В тот период следствие уже отделилось от органов прокуратуры, и поэтому расследование производилось сотрудниками следственного комитета. В то же время большое количество эпизодов в рамках расследования было доказано, и тогда это было единственное дело во всей стране, когда мерами прокурорского надзора была выявлена организованная преступная группа. Дело дошло до суда, все знают, чем оно закончилось (в 2012 году чиновница городской администрации Елена Григоренко, её муж Евгений Григоренко и два их сообщника были осуждены за мошенничество. — Прим. ред.). Уже после того как перешёл работать в администрацию города, я посмотрел на ситуацию с другой стороны и убедился, что прозрачность выделения субсидий была действительно восстановлена, в результате чего молодые красноярские семьи смогли получать эту помощь от государства.

— Вы удовлетворены своей деятельностью на посту прокурора Красноярска? Все ли задачи, стоявшие перед Вами, удалось выполнить?

— Думаю, что мне удалось сформировать очень качественный, профессиональный коллектив городской прокуратуры, обеспечить все условия для работы ведомства и тем самым заложить основы, которые применяются и развиваются там и поныне. Естественно, очень большую помощь в этом оказали ветераны органов прокуратуры города, потому что мы основывались на том опыте, который накопили наши предшественники, и учились у них. Ещё одной основной задачей того периода было установить взаимодействие со всеми структурными подразделениями администрации Красноярска, и, на мой взгляд, это тоже удалось сделать.

— Сохраняете ли Вы отношения с нынешним коллективом городской прокуратуры?

— У нас нормальные дружеские, товарищеские отношения. Во-первых, в прокуратуре остаются люди, с которыми я ещё работал в своё время, а кроме того, сотрудников прокуратуры Красноярского края не так много, поэтому, естественно, мы все друг друга знаем и поддерживаем те связи, которые сформировались.

ДОСЬЕ

Владимир Часовитин родился в 1969 году в посёлке Подтёсово Енисейского района Красноярского края. Окончил Свердловский юридический институт по специальности “правоведение”.

С 1993 года работал в прокуратуре Красноярска. В 2007 году занял должность прокурора города.

После выхода на пенсию по выслуге лет с апреля 2011 года трудился в администрации Красноярска — был первым заместителем главы города по вопросам кадровой политики, обеспечения общественной безопасности, взаимодействия с правоохранительными органами и органами военного ведомства, вопросам мобилизационной работы. Также Часовитин был полномочным представителем главы в горсовете Красноярска.

С октября 2012 года по январь 2019 года работал в администрации Красноярского края — начальником контрольного управления губернатора, руководителем агентства государственного заказа, министром экологии и рационального природопользования региона.

Награды: медаль Жукова, памятный знак “За служение на благо города Красноярска”, знак отличия “За верность закону” II степени. За достигнутые успехи в оперативно-служебной деятельности награждён медалью “70 лет подразделениям экономической безопасности МВД России”.

В ТЕМУ

В 2007 году вновь начала деятельность прокуратура Красноярска. Ведомство было образовано приказом Генерального прокурора Российской Федерации 10 февраля 2007 года. Необходимость существования прокуратуры была продиктована прежде всего статусом Красноярска как единого муниципального образования, в котором проживало более 950 тысяч человек. Общий бюджет города, деятельность представительных и исполнительных органов, напряжённая криминогенная обстановка требовали постоянного прокурорского надзора.

Сфера деятельности прокуратуры очень многогранна. Первоочередные задачи, которые решают сотрудники надзорного ведомства, диктует жизнь. В числе приоритетных задач последних лет — надзор в сфере оплаты труда, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и соблюдение жилищных прав граждан.

Надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и противодействие коррупции — ещё одно важное направление деятельности прокуратуры Красноярска. Так же как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА