Персона

Ровесница края - Герой Социалистического труда Зоя Сафонова

Рассказ о легендарной красноярской ткачихе-многостаночнице.

Ровесница края - Герой Социалистического труда Зоя Сафонова

Зоя Сафонова, без преувеличения, легендарная красноярская ткачиха-многостаночница, работавшая одновременно на 112 станках, чего в Советском Союзе не удавалось никому. На Красноярском шёлковом комбинате она трудилась около 30 лет: пришла, когда предприятие только открылось, и ушла, когда оно фактически перестало существовать. Более знаменитого представителя советского рабочего класса, как сама себя с гордостью называет Зоя Фёдоровна, в Красноярске поискать: в 1970-е годы её фото не сходило с газетных страниц, она ездила на личный приём к министру лёгкой промышленности СССР, школьники писали о ней сочинения, а красноярская киностудия сняла документальный фильм.

Директор не хотел отпускать

Зоя Сафонова родом из-под Смоленска. Там же в детские годы пережила войну. Когда немцев оттуда прогнали, её мама устроилась в областном городе Ярцево на предприятие по добыче торфа, а юная Зоя по окончании семилетки пошла учиться в местное ФЗУ на ткачиху. Потом шесть лет работала на Ярцевском хлопчатобумажном комбинате, вышла замуж, родила первого ребёнка. Узнав о строительстве в Красноярске крупнейшей ГЭС, её муж, плотник по профессии, решил поехать попытать счастья на большой стройке. Быстро устроившись на новом месте, он вызвал жену, и летом 1958 года Зоя Сафонова с мамой и маленьким сыном приехала в Красноярск. На тот момент ей было немногим больше 20 лет, но в Ярцево она уже зарекомендовала себя как отличная работница и активная комсомолка.

— Директор не хотел отпускать, угрожал даже, — со смехом вспоминает наша героиня. — Говорил: “Смотри, Зойка, уйдёшь сейчас — обратно не возьму. Знаешь, сколько за воротами желающих на твоё место — только свистни”.

В Красноярске, где едва построился шёлковый комбинат, молодую, но уже опытную ткачиху взяли сначала мастерицей в ГПТУ-261 (сейчас Красноярский техникум промышленного сервиса) — обучать будущих работниц предприятия. Однако здесь Зоя Сафонова проработала недолго: зарплата была небольшой, а траты росли — в семье родился второй ребёнок, к тому же соскучилась по настоящей ткацкой работе. Поэтому она попросилась на комбинат, к станкам.

Чехи были в шоке

На предприятии Зоя Сафонова сразу включилась в работу и стала показывать высокие результаты. Признаётся, что это было несложно: в цехах стояли станки Климовского машиностроительного завода — точно на таких она работала на комбинате в Ярцево. Однако в 1969 году на предприятии наДогнать Сафонову чалась модернизация — прибыли новые станки чехословацкого производства.

Начав освоение новой техники с двух станков, Зоя Сафонова быстро увеличила их количество до восьми, чем изумила чехов, не ожидавших такой прыти от русской ткачихи. Однако настоящим шоком для всех было, когда она в столь же короткие сроки довела количество обслуживаемых станков до 17 — рекорд Советского Союза на тот момент!

После этого красноярскую ткачиху пригласил в Москву министр лёгкой и текстильной промышленности СССР на совещание текстильщиков. Проходило оно в стенах знаменитого московского текстильного комбината “Красная роза”, и лучшие ткачихи страны делились на нём своим опытом. Вышла на трибуну и Зоя Сафонова: рассказала, как она быстро связывает порвавшуюся нить, поделилась другими “фирменными” приёмами, а в конце выступления вдруг заявила, что обязуется по приезде в Красноярск довести количество станков до 25!

— Зоя Федоровна, что для вас Красноярский край?

- В Красноярск я приехала совсем молодой, чуть за 20 лет. О крае до этого слышала только, что здесь идут большие стройки, возводится крупнейшая ГЭС. А что такое ГЭС, даже понятия не имела. То время вспоминается мне как самое романтичное в жизни. Жили мы тогда на турбазе, и чтобы добраться оттуда до работы, я пешком шла на станцию Енисей, а там садилась в поезд, следовавший до Зыково. Напротив шёлкового комбината он не останавливался, а просто замедлял ход, и в это время мы с девчонками выпрыгивали из тамбура. Помню, мне особенно льстило то, что они расспрашивали меня о ткацком деле, о том, как обращаться с оборудованием, потому что сами только учились, а я уже была опытной ткачихой, хоть и, в общемто, тоже совсем девчонкой. О Столбах я раньше также не слышала, а когда узнала, полюбила туда ходить. Так же как и на свою дачу на Кузнецовском плато. Прожив некоторое время в Красноярске, я уже не хотела возвращаться на Смоленщину, тем более со мной сюда переехала мама, помогавшая поднимать трёх моих сыновей. Двое из них родились уже здесь.

Недостижимый рекорд

На протяжении 1970-х годов Зоя Сафонова ещё несколько раз увеличивала число обслуживаемых станков: сначала до 50, потом до 75, а затем и до совершенно немыслимых ста! В день, когда она выходила на рекордные сто станков, на шёлковый комбинат приехала толпа фото- и видеорепортёров — фиксировать исторический момент. Кадры вошли потом в документальный фильм “Зоя Сафонова”, выпущенный Красноярской киностудией.

Зоя Фёдоровна признаётся, что старалась быть первой, лучшей в профессии, а на пятки постоянно наступали московские, рижские, молдавские ткачихи, стремившиеся опередить её во всесоюзном соцсоревновании. Но её абсолютный рекорд — 112 станков — так и не удалось никому побить. Случилось это в 1976 году, когда её коллегу по комбинату из другого цеха Анну Сахарову отправили делегатом на 26-й съезд КПСС. В течение восьми дней, пока длился съезд, Зоя Сафонова обслуживала свои и её станки — в общей сложности 112 машин. Деньги, заработанные за это время, — 400 рублей — Зоя Фёдоровна перечислила в Советский фонд мира. “Помню, бабы наши меня ругают: мол, Зойка, зачем тебе это, у тебя самой трое пацанов, их кормить надо, — вспоминает Зоя Сафонова. — А я им отвечаю: я мать, а кто как не мы, матери, должны крепить могущество нашей страны”.

Почётный гражданин Северной Каролины

В 1973 году за досрочное выполнение планов девятой пятилетки Зое Сафоновой присвоили звание Героя Социалистического Труда. Орден в торжественной обстановке вручал первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Федирко, с гордостью подчёркивает она. Помимо этого, за свои трудовые достижения Зоя Сафонова награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почёта”, медалями.

При всей занятости на комбинате и в семье всю жизнь Зоя Фёдоровна выполняла и массу общественной работы: была делегатом 25-го съезда КПСС, избиралась членом краевого и городского комитетов партии, Свердловского райкома КПСС, депутатом краевого и районного совета народных депутатов. Как представитель Комитета советских женщин Зоя Сафонова неоднократно бывала за рубежом — в Германии, в США, где были восхищены её трудовыми свершениями и присвоили звание почётного гражданина Северной Каролины.

Те, кто знаком с Зоей Фёдоровной лично, знают, что всесоюзная слава не испортила её: она никогда не кичилась своими регалиями, знакомством с высокопоставленными чиновниками и знаменитостями и не использовала это в личных целях. Во всех своих интервью и выступлениях она подчёркивает, что её трудовые свершения стали возможны только при поддержке коллектива комбината, его многолетнего руководителя Нины Озеровой и, конечно, непосредственных товарищей по бригаде — наладчика станков Валентина Валлера и отрывщицы Анны Влащенко. С ними Зоя Сафонова дружит до сих пор. “Валентин уже совсем плохо ходит, у него так же, как и у меня, проблемы с ногами, — сетует Зоя Фёдоровна. — Я думаю, это от того, что мы много лет наматывали километры по бетонному полу цеха. В марте у Валентина будет день рождения, сходим к нему, поздравим”.

Сейчас, когда Зое Фёдоровне уже за 80 лет, она по-прежнему активна: охотно встречается с прессой, с бывшими коллегами по комбинату, со школьниками и учащимися техникума, в котором когда-то преподавала ткацкую науку, регулярно участвует в собраниях и мероприятиях совета ветеранов и общества “Трудовая доблесть России”. Единственное, что её сегодня искренне огорчает, — невостребованность её опыта, когда-то бесценного. “На шёлковом комбинате было пять цехов, работали до трёх тысяч человек, — вспоминает Зоя Сафонова. — Мы выпускали бархат, плюш, атлас, обивочную ткань. Наше предприятие было единственным таким за Уралом, а продукцию мы отправляли даже за рубеж. Конечно, мы тогда и представить не могли, что когдато всё это станет ненужным...”

В ТЕМУ

Красноярский шёлковый комбинат имени 50-летия СССР (с 1992 года — ОАО “Шелен”) занимался выпуском портьерных, жаккардовых, атласных, мебельных, подкладочных тканей и тканей специального назначения. Комбинат был единственным подобным предприятием на территории Сибири и Дальнего Востока, а после 1991 года — единственным в СНГ. Комбинат был основан в 1957 году и имел весь комплекс производств по переработке сырья и дизайну. Ассортиментный ряд насчитывал десятки артикулов и сотни рисунков на различных тканях. С 1957-го по 1991 год при производстве было построено много социальных объектов: детские сады, училище, общежитие на 600 мест. В 1972 году Красноярскому шёлковому комбинату было присвоено имя 50-летия СССР, а в 1974-м — звание “Предприятие высокой культуры”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА