Персона
Юрий ШВЫТКИН: “Где командир на месте, там порядок”
Интервью с заместителем председателя комитета по обороне Государственной думы РФ Юрием Швыткиным.
Жители России стали меньше бояться угроз извне. Во всяком случае, это показывают результаты опроса, проведённого ВЦИОМ. Меньше трети россиян — 31 процент опрошенных — опасаются военного нападения на Россию. Это на 12 процентов меньше прошлогодних показателей. Почему люди стали меньше бояться угрозы извне? Ситуация стабилизируется? С этого вопроса начался наш разговор с Юрием Швыткиным — заместителем председателя комитета по обороне Государственной думы РФ.
— О стабилизации говорить преждевременно. Но есть симптомы того, что тот мировой порядок, который пытается навязать США, не поддерживают безоговорочно страны как Евросоюза, так и блока НАТО. Конечно, возникающие противоречия играют позитивную роль в плане международной обстановки. Тем не менее ситуация остаётся непростой. США по-прежнему наращивают военный бюджет и выделают на военные расходы в 15 раз больше России. Почувствуйте разницу. Но мы ушли на 10 лет вперёд по многим видам вооружения — сыграли на опережение. И, например, ракеты “Кинжал”, “Авангард”, “Сармат” являются неким фактором сдерживания агрессивной политики со стороны США и в целом блока НАТО.
Одновременно мы усиливаем военно-профессиональную подготовку в армии. Постепенно переориентируемся на профессиональную армию, хотя, на мой взгляд, преждевременно говорить о полном переходе на контрактную систему. Призывной контингент должен пока оставаться, но в меньшем объёме.
Недавно я посещал Балтийский флот, был в Крыму, Севастополе, где усилены группировки наших войск. В целом могу сказать, что у нас достаточно сил и средств для противостояния провокационным действиям.
Конечно, настораживает выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, что противоречит всем нормам международного права. Это было соглашение, подписанное США и Россией, которое обязывало супердержавы сократить свой ядерный арсенал, избавиться от целой категории вооружений. Смутные перспективы и у Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ-3), который действует до 2021 года. Продлят ли его США? Вопрос. Но будем надеяться на лучшее.
— На Украине весной выбрали нового президента. На Ваш взгляд, приход Владимира Зеленского к власти и его политика может положительно повлиять на отношения России с Украиной?
— Лично я вижу некоторые попытки новой власти Украины выстраивать конструктивные отношения с нашей страной. Вместе с тем Владимиру Зеленскому приходится нелегко — он находится заложником ситуации внутри страны. Во-первых, его не отпускают страны Запада, для которых Украина некая торпеда в реализации планов относительно России. Во-вторых, националисты пытаются демонстрировать свою силу. Возможно, поэтому заявления украинского президента носят противоречивый характер. Сегодня он говорит одно, завтра — другое. И в таких условиях сложно строить взаимоотношения и прогнозы на будущее. Но оптимизм вселяет то, что произошло разделение сторон на Донбассе. При этом, к сожалению, обстрелы с украинской стороны продолжаются, пусть не так интенсивно, как раньше.
И всё же, на мой взгляд, Зеленский начинает осознавать, что деструктивный курс ведёт в никуда. Всё-таки у наших стран много общего. Для нас украинцы — братский народ.
— Осенью вся страна обсуждала чрезвычайное происшествие в Забайкалье, когда военнослужащий расстрелял шестерых своих сослуживцев и двух офицеров. К сожалению, такие трагедии происходят каждый год. Что можно сделать для их предотвращения? Может ли помочь переход на профессиональную армию?
— В первую очередь хочу подчеркнуть, что осуждаю тех людей, которые дают оценки ещё до завершения разбирательств. Считаю это давлением на следственные органы. Нужно дожидаться решения суда. И в данном случае тоже.
Что касается Вашего вопроса, то моё мнение такое: даже если мы переведём всю армию на профессиональную основу, то неуставные отношения всё равно будут существовать. Ведь речь идёт о мужском коллективе. Кто-то рвётся в лидеры, кто-то проявляет слабость. По характеру кто-то спокоен, а кто-то вспыльчив. Неизбежно возникают трения среди мужчин, которые практически круглосуточно находятся вместе.
Но нужно понимать, что неуставные отношения могут быть разными. Одно дело перейти на “ты”, но другое — унижение и рукоприкладство. С этим злом бороться, конечно, нужно. Хочу отметить: где командир на месте, там и порядок, а где разгильдяй — там и возникают проблемы, а порой доходит до трагедий. И в данном направлении проводится усиление работы. В армии созданы политорганы, есть заместитель командира по военно-политической работе. В некоторых воинских частях работают психологи. Думаю, всё это даст положительный результат в борьбе с неуставными отношениями.
Но только на армию полагаться не стоит. Парень, который отправляется служить, не превращается за один день из положительного мальчика в негодяя и наоборот. Становление идёт в семье, в школе. И мы должны формировать у человека с детства позитивное отношение к жизни, дружелюбие, ответственность за свои поступки.
— Вы инициатор проекта “Парта Героя”: в школах города, края, других регионов появляются парты, на которых размещены информация о заслуженном человеке, его фотография, биография, героический путь. За такими партами сидят лучшие ученики. Этот проект несёт воспитательную функцию, о которой Вы говорите?
— Конечно. Этот проект уже вышел на международный уровень — “Парты Героя” в честь космонавтов установлены в Казахстане, Монголии, Хорватии, Киргизии. Всего в нашей стране и за рубежом установлено уже более ста парт. Локомотивом, конечно, стал Красноярск. Но мы не гонимся за количеством. Важно содержание проекта, которое заключается не только в том, чтобы за парту героя садились ребятишки, отличившиеся в учёбе, достигли успехов в спорте, творчестве. Важно, чтобы в рамках проекта проводились конференции патриотической направленности, тематические вечера. И это уже происходит. Например, в школе № 42, где я учился и где установили первую “Парту Героя” — воину-интернационалисту Олегу Курагину, погибшему в Афганистане. В учебном заведении проводятся встречи, на которых ребятам рассказывают о достижениях родителей. Подобные мероприятия сближают детей и взрослых. Повышается авторитет родителей.
— Совет Федерации предложил включить в Кодекс об административных правонарушениях ответственность для россиян, нарушающих тишину ночью. Сейчас решение по данному виду правонарушений принимается на региональном уровне. Как Вы считаете — нужно ли выводить тему на федеральный уровень?
— Данный законопроект пока не внесён в Госдуму. Но могу сказать, что отношусь настороженно к этой инициативе. Будучи депутатом Законодательного собрания края, предметно занимался разработкой “закона о тишине”. Мы прошли через муки, прежде чем он родился. Много было предложений, обсуждений. В результате, на мой взгляд, было принято оптимальное решение. Это подтверждает и отсутствие серьёзных претензий к закону со стороны жителей.
— Люди оценили, что в воскресенье, по краевому закону, шуметь нельзя не только ночью, но и днём.
— Чтобы принять правильное решение, нужно просто поставить себя на место простого жителя и понять, насколько может повлиять то или иное решение на жизнь людей. Тогда так размышляли: выходные — это время, когда человек должен полноценно отдохнуть. С другой стороны, именно в выходные есть возможность заняться домашними делами, в том числе ремонтом. Поэтому для шумных дел оставили в субботу, а днём полной тишины стало воскресенье.
В каждом регионе выработаны свои варианты, и территориальный подход к вопросу — правильный, так как везде есть своя специфика, которая учитывается на местах. Поэтому на федеральном уровне и нужно осмотрительно подходить к данной теме. Она требует глубокого анализа. Недооценка может привести к росту социальной напряжённости в обществе.
Вопрос этот поднимается потому, что не во всех территориях региональные власти и правоохранительные органы подписали соглашения, в рамках которых полиция действовала бы в случае жалобы жителей на шум от соседей. Такое соглашение не подписано и в нашем крае. Но пока не могу однозначно ответить, стоит ли выносить данную непростую проблему на российский уровень.
— Ещё один непростой и обсуждаемый уже несколько лет вопрос — о вытрезвителях. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который даёт право регионам открывать учреждения, где приходили бы в себя нетрезвые граждане. Мы проводили опрос на улицах города — все его участники высказались за открытие вытрезвителей.
— Я тоже за. Мы должны исходить из того, что люди в состоянии алкогольного опьянения становятся объектом преступления либо сами его совершают. Это вопрос безопасности. И в регионах будут принимать решение об организации работы вытрезвителей. К слову, в 20 территориях они уже существуют, и статистика показывает, что в этих регионах снизилось количество преступлений, совершённых в нетрезвом состоянии.
В настоящее время Госдумой приняты в первом чтении сразу два законопроекта о вытрезвителях. Одна из инициатив наделяет регионы и муниципалитеты правом создавать вытрезвители. Второй законопроект даст полиции право доставлять пьяных граждан не только в медицинские, но и в специальные социальные учреждения. Пока ещё не устранены риски, которые могут возникнуть при реализации этих нормативных актов, поэтому они приняты только в первом чтении. Например, подсчитано, что стоимость пребывания в вытрезвителе — от полутора до двух тысяч рублей. Не появится ли у сотрудников учреждения соблазна зарабатывать деньги на нетрезвых гражданах? Не начнут ли они для этого дежурить около кафе в ожидании пьяных посетителей, но оставлять без внимания и помощи людей без определённого места жительства на улицах, которые не смогут заплатить за пребывание в вытрезвителе? В Госдуме создана рабочая группа, которая собирает предложения, чтобы ко второму чтению минимизировать возможные риски. Пока при обсуждении вопроса создания в регионах вытрезвителей возникает слово “если”. Мы должны его убрать.