Новости
На энергетическом форуме обсудили перспективы края в альтернативной энергетике
В ближайшие годы в Сибири запланирован ввод в эксплуатацию солнечных электростанций на 345 мегаватт.
Альтернативные источники энергии в ближайшее десятилетие в России должны занять значительную долю в общей генерации страны. Таково мнение экспертов, участвовавших в создании нового федерального законопроекта, который сейчас находится на рассмотрении Госдумы. Документ разрешит владельцам ветро— и солнечных генераторов поставлять на розничный рынок излишки своей энергии и освободит таких поставщиков от уплаты НДФЛ.
По подсчётам авторов законопроекта, существующие традиционные энергоисточники могут исчерпать себя уже в семилетней перспективе. А чтобы избежать кризиса, необходимо не только вводить в эксплуатацию крупные электростанции, но и создавать сеть альтернативных мощностей. Обсуждение темы ВИЭ (возобновляемые источники энергии) в России идёт уже не одно десятилетие, однако лишь сейчас результатом этой многолетней дискуссии становятся реальные решения и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях. О перспективах зелёной энергетики в Красноярске говорили и на прошедшем в ноябре в нашем городе энергетическом форуме.
По стопам Максвелла
Красноярск обладает внушительными энергетическими ресурсами, о чём знают даже школьники. И это не только мощности Красноярской ГЭС, но и солнце, ветер, вода и даже сама земля. Учёные исследуют новые источники энергии и добиваются успеха. Историю одного эксперимента рассказал сотрудник Федерального исследовательского центра “Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук” Сергей Баякин. По его словам, в 1990-х годах корпус экологии СО РАН в течение трёх лет отапливался с помощью теплового насоса. Прибор забирал тепло из холодной водопроводной воды. Этим экспериментом руководил академик РАН Владимир Накоряков — специалист в области теплофизики.
Как отметил Сергей Баякин, температуры холодной водопроводной воды было достаточно, чтобы отопить целый корпус РАН. При этом экономический эффект от использования теплового насоса составил 400 процентов — это разница между ценой потреблённых электричества и воды и потенциальной стоимостью не используемых на тот момент услуг центрального теплоснабжения.
Судя по выступлению Баякина, эксперимент в корпусе экологии был вынужденной мерой — здание просто оказалось не подключено к центральному теплоснабжению, однако эта работа привела к интересным результатам.
— Три года позволили понять, что происходит, — рассказал Сергей Баякин. — В XIX веке Джеймс Максвелл провёл мысленный эксперимент: придумал демона, который фильтрует горячие корпускулы от холодного тела нагретому. Так, он поставил под сомнение коренной постулат второго начала термодинамики, что энергия от холодного тела не может передаваться нагретому. В XIX веке технически такой эксперимент осуществить было невозможно, на сегодняшний день это реально. И мы его провели.
Подарок к юбилею
По итогам эксперимента был разработан проект применения низкотемпературной теплоэнергетики, и результаты уже запатентованы. При этом можно брать тепло не только из воды, но и из земли, а сферы применения — и частное домостроительство, и многоэтажки, и электротранспорт. Подобные проекты уже реализуются в соседних регионах на объектах социальной инфраструктуры. Так, системой геотермального отопления оборудовано несколько детских садов в Томской области. Как отметил на встрече Роман Цыгулин — представитель компании, которая занимается установкой теплонасосов, геотермальное отопление даёт возможность строить в ранее непригодных местах, избавляет от лишних трат на согласование и оплату подключения к центральным сетям, на прокладку магистральных трубопроводов.
— Эта технология — наш подарок к юбилею Красноярска, — говорит Сергей Баякин. — Через город проходит Енисей — наш маленький Гольфстрим, его мощность — более восьми гигаватт, то есть больше мощности Красноярской ГЭС.
Выступление Баякина на форуме заинтересовало представителей градостроительной отрасли. Как отметил один из участников тематического круглого стола “Юбилейному Красноярску — развитие чистой энергетики”, заместитель директора Красноярскгражданпроекта Антон Пагурец, проект красноярских учёных может быть успешным для решения проблем, возникающих при комплексном освоении территорий. Среди таких проблем, например, отсутствие энергосетей, высокая стоимость технологического присоединения.
— Интересен опыт Томской области по реализации социальных объектов, — говорит Антон Пагурец. — На примере трёх садиков хочу отметить, что стоимость технологического теплового присоединения к сетям составляет от двух с половиной до пяти миллионов рублей. И это в городе. А что говорить об удалённых территориях! Очевидно, что сетей там нет, и данная технология могла бы решить проблему автономно. В целом технология очень интересна, мы взяли её, будем делать сравнительные характеристики для наших заказчиков.
Без ущерба экологии
Ещё одна сторона энергетического вопроса — использование бездымного угольного топлива и отходов лесопереработки. С бездымным топливом, которое производится на Берёзовском разрезе, жители нашего города уже знакомы: его применение действительно помогает добиться снижения воздействия на экологию. А о том, что в Красноярске большие перспективы имеет и биотопливо, напомнил заместитель главы города — руководитель департамента экономической политики и инвестиционного развития Вячеслав Полищук.
— Создана рабочая группа для стимулирования частного бизнеса по производству экологически безопасного топлива, — сказал Вячеслав Полищук. — Это большой инвестиционный проект с объёмом в несколько сотен миллионов рублей. Сегодня отходы лесопиления перерабатываются в маленьких масштабах. Только Красноярску нужно порядка 150 тысяч тонн топлива — угля или брикетов. Рынок сформируется. До прихода газа в Красноярск бездымное топливо будет востребовано. Только в Лесосибирске в год образуется порядка шести миллионов кубометров отходов лесопиления — материала для производства топливных пеллетов. Радует, что появляется топливо из переработки угля, такая конкуренция приветствуется. Надо населению предложить не только экологичное, но и конкурентное по цене топливо, найти баланс интересов.
ЦИФРЫ
Китай, Бразилия, Япония и Канада к 2030 году планируют на 30 процентов перейти на возобновляемые источники энергии, а к середине XXI века почти 50 стран мира намерены полностью отказаться от ископаемого топлива. Уже сейчас в Дании ветряки вырабатывают 40 процентов генерации.
КОММЕНТАРИЙ
Виктор ЗУБАРЕВ, депутат Государственной думы РФ:
— Согласно планам министерства энергетики, в ближайшие годы в Сибири запланирован ввод в эксплуатацию солнечных электростанций на 345 мегаватт. Большая их часть будет построена в Западной Сибири, однако есть интересные проекты и в Красноярском крае. Энергию солнца и ветра планируется использовать как на западе, так и на севере нашего региона. Причём север может попасть в пилотную программу РФ по модернизации малых энергоисточников. Дорогие мазутные станции постепенно заменят экологически безопасные терминалы, рассчитанные на переработку нефти, и также возобновляемые источники энергии. Кроме того, ещё в советские годы на Таймыре было определено более десятка площадок для размещения ветродизельных станций. Думаю, что Красноярск и его пригороды могут стать территорией ускоренного развития малой энергетики. Уже сегодня ветряки и панели установлены на десятках частных домов вблизи краевого центра.
НЮАНС
Демон Максвелла
“Понедельник начинается в субботу”. А. и Б. Стругацких: Демон Максвелла — важный элемент мысленного эксперимента крупного английского физика Максвелла. Предназначался для нападения на второй принцип термодинамики. В мысленном эксперименте Максвелла демон располагался рядом с отверстием в переборке, разделяющей сосуд, наполненный движущимися молекулами. Работа демона состоит в том, чтобы выпускать из одной половины сосуда в другую быстрые молекулы и закрывать отверстия перед носом медленных. Идеальный демон способен таким образом без затраты труда создать очень высокую температуру в одной половине сосуда и очень низкую — в другой, осуществляя вечный двигатель второго рода.