Новости
В ГУФСИН Красноярского края проходят службу 427 собак
Как выращивают и воспитывают овчарок в племенном питомнике служебного собаководства.
Не верится, что из этих очаровательных милах вырастают серьёзные служебные собаки. Трёхмесячные щенки немецкой овчарки ластятся у ног, лижут руки, с надеждой смотрят на каждого — давай поиграем? Уже через полгода эти собаки будут служить в конвоировании, искать наркотические и взрывчатые вещества, участвовать в поиске и задержании опасных преступников, не боясь автоматных очередей, смело бросаться на злоумышленников…
Кинолог Любовь Кукарцева ласково называет их: “Ребятишки мои”. Вообще, к собакам здесь особое отношение. Их даже представляют так: “Это Омега, мама наших трёхмесячных малышей, это Лейла с Караульной Горы — их бабушка. А в соседнем вольере — тётя малышей Нуки”. Лейла с Караульной Горы — полная кличка собаки. “Караульная Гора” — название питомника, из которого взяли Лейлу.
Любовь работает в питомнике с момента его открытия, а до этого десять лет трудилась в кинологической группе ИК-31.
— По образованию я ветеринарный врач, в ГУФСИН пришла сразу после института, — рассказывает Любовь Кукарцева, селекционер-кинолог первой категории. — Профессию выбрала ещё в детстве, очень люблю животных, в нашем доме всегда жили кошки, собаки. И не жалею, что стала кинологом, мне очень нравится всё, что связано с собаками… Щенки узнают меня по голосу, шагам. Ещё не видят, а уже приветственно лают. С собаками просто наладить отношения, если ты искренне любишь животных, хорошо к ним относишься. Собака сильно привязывается к человеку и поддаётся дрессировке, если между ними возникает контакт.
Питомник служебного собаководства находится на территории нового следственного изолятора № 6. Он открылся два года назад, за это время здесь родились 69 щенков немецкой овчарки. Их передали в подразделения ГУФСИН нашего края, Хакасии, Тувы, Томской области. Совсем скоро ещё несколько щенков уедут в Иркутскую область и Хакасию. А пока эти четырёхмесячные малыши находятся на карантине — живут в вольерах в отдельной от других части питомника. Трёхнедельный карантин обязателен перед переездом.
Сейчас в питомнике живут шесть племенных собак и девять ремонтных — так называют собак в возрасте от полугода до одного года и восьми месяцев, которые в случае прохождения строгого отбора могут стать племенными. До последнего времени здесь занимались разведением немецких овчарок, а недавно приобрели двух восточноевропейских.
— Комплектование питомника — сложный процесс, и за два года мы достигли многого, — рассказывает Ольга Ломакина, начальник племенного питомника. — Каждая собака проходит многоэтапную проверку: тесты на здоровье, проверку на чистопородность, работоспособность. Кстати, именно последний критерий является основным для племенного отбора, так как щенков забирают в служебные подразделения ГУФСИН. Вообще, и наши племенные собаки могут быть использованы на службе в любой момент, так как обучены всем необходимым навыкам. Тщательным образом мы проводим отбор пап — среди служебных кобелей, обладающих незаурядными рабочими качествами. Например, родители щенков, которые скоро отправятся по подразделениям, — наша Саргона и Хасан. Этот пёс служит в Канской воспитательной колонии.
Клички всех щенков Саргоны и Хасана начинаются на “Ж”. Таковы требования: породистых собак из одного помёта называют на одну букву, которую выбирает заводчик. Когда щенкам исполняется два месяца, их клеймят и чипируют.
— Мы ведём дневник наблюдения за помётом: когда щенки открывают глаза, когда начинают ходить, кусаться… В полтора месяца проводим первое групповое тестирование — проверяем их реакцию на незнакомое место, — рассказывает Ольга Николаевна. — На каждого щенка заводим дело, прикрепляем к нему фотографии, снимаем процессы тестирования на видео.
Затем щенки проходят ещё множество различных тестов и проверок, это необходимо, чтобы выявить их индивидуальные способности и определить, какие качества лучше развивать. “Кто-то их них будет заниматься поиском наркотических веществ, кто-то поисковой работой или служить в конвое”, — отмечает Ольга Ломакина.
С малышами проводят групповые и индивидуальные занятия. Для этого построена полоса препятствий. Казалось бы, для щенков это игра — пробежать в тоннеле, найти выход из лабиринта, но именно здесь проявляются их лидерские качества, тренируется физическая и психическая выносливость.
— Мы занимаемся социализацией щенков, приучаем их к тренировочным снарядам, выводим во внешнюю среду, начинаем дрессировку, — рассказывает Любовь Кукарцева. — В дрессировке используются два метода: игровой и вкусопоощрительный. Смотрим индивидуально: какой из них подходит конкретной собаке.
Когда щенкам исполняется четыре месяца, их раздают по подразделениям. Там они проходят специальную подготовку, уже с возраста шести месяцев начинают работать. Собаки могут служить до восьми лет, потом их отправляют “на пенсию”. Чаще всего их забирают кинологи, которые с ними работали. “У меня живут две собаки, которые “списаны” по сроку, — рассказывает Любовь Кукарцева. — Вообще, согласно приказу, они могут продолжать жить в подразделении, если не найдётся желающих забрать их домой”.
К слову, нередко и собаки, проходящие службу, живут не в учреждениях, а дома у своих кинологов. Например, у Ольги Ломакиной два служебных пса.
— Мы разрешаем брать собаку на домашнее содержание, при этом кинолог несёт за неё полную ответственность, — говорит Роман Держис, заместитель начальника СИЗО-6. — Для окружающих это абсолютно безопасно: без команды пёс не сдвинется с места.
Сотрудники питомника следят за судьбами своих “выпускников”. “Мы получаем отзывы из подразделений, видим собак на соревнованиях, в учебном центре ГУФСИН, — отмечает Ольга Николаевна. — Ежегодно проходят племенные смотры, чтобы выявить новых перспективных производителей, получить объективную оценку нашей работы”.
В тему:
В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю — 13 кинологических отделений и 13 кинологических групп, один племенной питомник служебного собаководства. В штате ведомства работают 374 кинолога. В подразделениях проходят службу 427 собак.