Персона
Александр УСС: “Городов-миллионников с такой историей в мире очень мало”
Большая пресс-конференция губернатора Красноярского края Александра Усса по итогам года.
Уже традиционную встречу с журналистами, посвящённую итогам уходящего года, губернатор Александр Усс начал со слов благодарности. “Спасибо всем красноярцам за большие свершения, за солидарность, за терпение в самых сложных ситуациях, за то, что во всех обстоятельствах, как позитивных, так, к сожалению, не очень, мы были вместе, — отметил глава региона. — Конечно, взгляды на происходившие в крае события у всех разные, но такие оценки продиктованы, прежде всего, желанием сделать жизнь лучше, двигаться вперёд. Это заслуживает благодарности и похвалы, что я с удовольствием и делаю”.
Поблагодарив жителей, губернатор ответил на вопросы представителей красноярских СМИ. Рассказав обо всём, что волновало, интересовало, радовало и возмущало нас в уходящем году. О том, что уже история, и том, что скоро станет нашим будущем.
Три “У” и “Енисейская Сибирь”
— Какие три главных события уходящего года Вы могли бы выделить?
— Событий было очень много, и у каждого из красноярцев есть своё самое главное из них. Наверное, для сотрудников и студентов Сибирского федерального университета это победа нашей команды в финале КВН. Для тех, кто работает на Таймыре, это начало опытно-промышленного бурения на Пайяхском месторождении. Для тех, кто пострадал от недобросовестных застройщиков, — начало выплат дольщикам “Реставрации”.
Для меня лично главными стали события, которые начинаются с буквы “У”. Прежде всего, Универсиада, которая признана лучшей за всю историю проведения зимних студенческих игр. Это не наше мнение, это официальная оценка международных организаций. И она доказывает, что красноярцы могут достигать самых серьёзных вершин. А ещё игры открывают перед городом новые перспективы, Красноярск становится центром зимних видов спорта не только для России, но, может быть, и мира.
Второе событие — урожай. 15 лет подряд Красноярский край удерживает лидерство по урожайности с гектара в Сибирском федеральном округе, а в этом году у нас самые высокие показатели от Урала и до Дальнего Востока. И это свидетельствует, прежде всего, о нашей высокой аграрной культуре, о имеющемся кадровом потенциале.
И третье событие — управление финансами. Отличное исполнение бюджета, лучшее за последние 10 лет. Прирост наших доходов в уходящем году оценивается в 40 миллиардов рублей, а Красноярский край по бюджетным показателям входит в пятёрку лидеров России. Кроме нас там Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Татарстан. Конечно же, это вовсе не означает, что теперь на нас посыплется финансовый дождь, и всё же край себя чувствует очень уверенно. Такой результат управления финансами даёт нам основание смотреть в будущий год с изрядной долей оптимизма.
— Ещё одним достижением года стал успех проекта “Енисейская Сибирь”. Он вызывает интерес инвесторов не только Красноярского края, Тывы и Хакасии. О возможном участии говорят и в Иркутской области.
— Действительно “Енисейская Сибирь” достаточно популярна в стране. Иркутяне, которые географически находятся рядом с нами, в уходящем году обратились с просьбой включиться в наш крупный инвестиционный проект. Это прежде всего предприятия лесной, целлюлозно-бумажной отрасли, а также нефтяники.
Пока окончательное решение не принято. Но, думаю, в любом случае и инвесторы с Байкала, как и представители предприятий, работающих на Ангаре, станут нашими союзниками и коллегами. Одним словом, “Енисейская Сибирь” приобретёт большую географию.
— А правда, что само название “Енисейская Сибирь”, которое, кстати, вышло за рамки инвестпроекта и сегодня употребляется в довольно широком смысле, было предложено именно Вами?
— Да, термины “Енисейская Сибирь” и “Дети одной реки”, так скажем, введены в оборот мною. В своё время, ещё когда зашла речь о том, каким сделать наш аэропорт, у меня возникло желание придать ему наше, сибирское лицо, наполнить тем, что называется региональной идентичностью. Ведь мы имеем многое, и это не только потрясающая природа и богатые недра. У нас есть многовековая культура, уходящая корнями в глубокую древность. У нас живут малые народы со своим особенным укладом, яркими самобытными традициями.
“Енисейская Сибирь” стала не только символом развития, но и достопримечательностью Красноярска.Красноярский край, Тыва, Хакасия — давно возникла потребность объединить три региона, но не хватало главного объединяющего термина. При этом я даже помню тот момент, когда у меня возникло то словосочетание “Енисейская Сибирь”: я ехал в сторону Дивногорска и как раз проезжал Столбы. Удовлетворён тем, что без какой-то особой пропаганды это наименование легло на душу людям и теперь уже обрело собственное бытие, закрепившись даже в песнях.
И сочетание “Дети одной реки” тоже прижилось. По-моему, оно как-то теплее.
В центре— экология
— На недавней пресс-конференции с президентом России журналистка из Санкт-Петербурга задала вопрос об экологии Красноярска. Он прозвучал весьма эмоционально, возможно, даже с излишней патетикой. Но тема крайне острая. Есть ли перспектива улучшения экологии в Красноярске?
— Я думаю, что интерес к экологии, от кого бы он ни исходил, всегда оправдан. И я не склонен упрощать ситуацию в этой сфере. Не случайно Красноярск вошёл в число 12 городов России, для которых разработаны программы экологического оздоровления. Ещё за год до Универсиады во время своего визита в наш город президент России Владимир Владимирович Путин проводил специально совещание по этому поводу.
И уже есть конкретные дела. Так, сегодня в Красноярске действует одна из лучших в стране систем мониторинга экологического состояния. Благодаря ей мы можем опираться не только на субъективные оценки и ощущения, а на объективные, в том числе и об источниках загрязнения. Это база для принятия объективных решений.
Кроме того, крупные предприятия, такие как цементный завод, объекты теплоэнергетики, Красноярский алюминиевый завод, последовательно ведут работу по снижению выбросов в атмосферу. И это началось не год, не два назад, а гораздо раньше. Так, у нас взят курс на закрытие малоэффективных котельных, которые являются важнейшими источниками загрязнения, смонтирован теплопровод, который позволит запитать жилые районы от современной станции. И параллельно завершается сооружение самой высокой трубы на ТЭЦ-1, что в комплексе позволит значительно уменьшить выбросы.
По оценкам экологов, до 40 процентов выбросов в атмосферу Красноярска даёт транспорт. Краевой центр по количеству машин на тысячу человек входит в России в число передовиков. Здесь и к статистикам обращаться не надо, можно подъехать к любому многоэтажному дому, и мы увидим, что весь двор забит. Автомобилями. А когда они зимой ещё включаются на прогрев, то дышать становится нечем. Плюс общественный транспорт: многие автобусы не соответствуют никаким современным требованиям, какой уж там Евро-4. Но и в этом направлении уже намечены изменения. Перевозчики заменили порядка 200 машин на современные модели. Поэтому откровенно чадящих и дымящих автобусов у нас становится меньше.
Мы уже немало сделали для того, чтобы как-то разгрузить магистрали. Был построен Николаевский мост, ряд развязок, отремонтированы дороги. Кроме того, меняется схема движения по Красноярску и маршрутов общественного транспорта. Иногда решения в этой сфере нарушают устоявшуюся систему, вызывают раздражение жителей, которое я очень понимаю. Но мы не можем стоять на месте, мы должны совершенствовать это направление.
Наконец, есть идея строительства метро. Это наша мечта, и хотя пока нет стопроцентной уверенности, хотя приходится работать в условиях очень жёстких сроков, мы последовательно идём в этом направлении. Только создавая альтернативы, можно ограничить въезд транспорта в центр Красноярска. Я очень бы хотел в качестве губернатора проехать на метро, и для этого есть два способа. Либо построить подземку в течение этого срока, либо идти на второй срок. Я всё-таки ориентируюсь на вариант номер один.
Рассчитывать на то, что мы в течение года решим проблемы, которые копились десятилетиями, к сожалению, невозможно. Но мы уверенно будем идти в этом направлении. Экология остаётся и в ближайшие годы будет оставаться объектом особого внимания всех уровней власти: и федеральной, и региональной, и городской. А ещё, надеюсь, и самих горожан. Ведь экология — не только выбросы в атмосферу, это чистота нашего города, деревья, газоны и многое-многое другое.
— Есть мнение, что проблемы экологии может решить газификация Красноярска. Но насколько реальны такие планы?
— Соответствующие работы ведутся, заключено соглашение о сотрудничестве с Газпромом, подготовлена генеральная схема возможной газификации Красноярского края, подсчитаны потребности региона: они составляют порядка пяти миллиардов кубических метров. Длина магистрального трубопровода (его планируют протянуть из Кемеровской области) составит порядка 570 километров, стоимость — более 120 миллиардов рублей. Для бюджета региона это очень большие деньги. Если данная сумма ляжет в тариф, экономического смысла в подключении газа не будет. Поэтому, когда будет принято окончательное решение о газоснабжении Красноярского края, мы будем ставить вопрос о финансировании проекта перед правительством Российской Федерации.
Но, боюсь, что в ближайшие три года газификации Красноярска ожидать не стоит.
— Состояние лесной отрасли — тоже важное слагаемое экологии. Во время своей недавней поездки в Канск Вы сказали, что в этой сфере необходимо навести порядок во взаимоотношениях с китайскими бизнесменами…
— И не только с китайскими. В лесной отрасли ситуация выглядит, если можно так выразиться, разнонаправленно. Есть крупные предприятия, которые демонстрируют высочайшую производственную культуру. И есть малый и средний бизнес, который подчас не соответствует даже минимальным современным стандартам: плохие условия труда, несоблюдение технологий, варварское отношение к лесу, к поселениям, где они расположены. Со всем этим нужно бороться. Что мы намерены сделать? Что, собственно, мы уже делаем?
В министерстве лесного хозяйства появится производственное управление, которое будет контролировать соблюдение технологической дисциплины на всех предприятиях. А на местах введут должности ответственных за это направление заместителей глав муниципалитетов. Наконец, в четырёх основных лесных зонах — это Канск, Лесосибирск, Ангарская группа и южные районы — создадут ассоциации лесозаготовителей и лесопереработчиков.
Государственные лесные инспекторы Красноярского края получили новую технику.Будем стремиться в тому, чтобы все предприятия отрасли стали цивилизованными, соблюдали требования, не заваливали города и посёлки отходами лесопиления, а стремились к безотходному производству, например, производить пеллеты для отопления малых котельных.
Это касается, кстати, и наших китайских соседей. Я в конце января намерен провести с ними большую встречу и объяснить, как мы будем работать в Красноярском крае, какие требования предъявляем ко всем без исключения участникам рынка.
Лесной проект будет курировать мой советник, генерал-лейтенант Владимир Шаешников. Я думаю, общими усилиями мы добьёмся того, что в ближайшие годы наша лесная отрасль станет для страны модельной с точки зрения порядка.
От форума до юбилея
— Хотелось бы узнать о судьбе Красноярского экономического форума. В этом году сроки его проведения сдвинулись. В 2020-м он также проводится весной. Какой будет его повестка, что планируют обсуждать?
— Да, КЭФ состоится 19—21 марта. Конечно, хотелось организовывать его именно зимой, чтобы мы могли показать нашим гостям лицо Сибири, наш колорит. Но в то время, когда раньше проходил наш форум, теперь проводится аналогичное мероприятие в Сочи. Совмещение этих событий невозможно.
Что до повестки, то мы намерены сделать КЭФ более сибирским, более красноярским и более практически значимым. Готовится указ президента по ускоренному развитию Ангаро-Енисейского кластера, и на форуме мы планируем обсудить меры федеральной поддержки наших экономических проектов. Также мы хотели бы подписать на КЭФ соглашения с резидентами региональных инвестиционных проектов (краевой закон о РИПах должен быть принят уже в первом квартале 2020-го).
Важно, чтобы форум приносил пользу как Красноярску, так и России в целом. При этом форум не станет местечковым, если мы будем обсуждать сибирскую тематику, поскольку Сибирь, и прежде всего Енисейская Сибирь, является главным драйвером развития страны на ближайшую перспективу.
Уверен, что нам не стоит гнаться за количеством участников, хотя предварительно о своём намерении приехать на Красноярский экономический форум заявили порядка шести тысяч человек. Поэтому ни с бизнес-сообществом, ни с представителями федерального уровня на форуме проблем не будет.
— Подготовка к 400-летию Красноярска началась задолго до самого юбилея. Почему так рано стартовали? И есть ли уже какие-то планы?
— Много планов. Но сначала отвечу на первую часть вопроса. Идея уже сейчас объявить подготовку к 400-летию Красноярска родилась где-то на финише Универсиады. Когда уже были пройдены все сверхнапряжённые этапы игр, у меня возникло опасение, что потом возникнет… пустота. И поэтому мы решили — давайте сейчас поставим перед собой другую сверхзадачу, амбициозную цель сделать Красноярск к его юбилею другим. Разбить работу на годы, на этапы, и последовательно, как на турнике — раз, два, и так до 400-летия — тянуться. Я очень благодарен Дмитрию Николаевичу Козаку за то, что он согласился возглавить наш оргкомитет, поскольку здесь без поддержки федеральной власти нам не обойтись.
Что конкретно мы хотели бы все вместе сделать к этой дате? Прежде всего, конечно же, серьёзно обновить инфраструктуру: транспорт, дорожную сеть, тепло- и энергоснабжение.
Ещё нам нужно обеспечить специализацию Красноярска как города особенного, как столицы Енисейской Сибири, которая, в свою очередь, является главной кладовой не только России, а может быть, и целого континента. Сюда уже переезжают главные офисы и штаб-квартиры крупнейших российских компаний. Перевод к нам управляющих структур должен подтянуть и местную экономику: малый и средний бизнес, сервисные предприятия, а также науку.
К 400-летию Красноярска мы должны обеспечить другой уровень спортивной активности и активности в области культурной жизни. У нас здесь есть хорошие заделы, мы проводим мероприятия самого высокого уровня, которые необходимо сделать регулярными. Например, фестиваль Хворостовского, который прошёл на самом высоком международном уровне.
Что касается благоустройства, то уходящий год показал: мы можем многое сделать, причём в короткие сроки. И в этот процесс требуется вовлечь всех жителей. Год назад Красноярск был признан лидером среди городов по вовлечению граждан в благоустройство своих дворовых территорий, скверов. Эту хорошую тенденцию нужно развивать.
Хотел бы отметить ещё один очень важный факт, о котором мы как-то умалчиваем. Красноярск — один из немногих городов планеты, в котором были найдены очень давние поселения наших предков. 40 тысяч лет назад на Афонтовой горе располагались стоянки древнего человека. Городов-миллионников с такой историей в мире очень мало, их можно пересчитать по пальцам: Париж, Краков, Токио... К 400-летию мы должны подумать, как представить нашу древнюю историю, чтобы подтянуть туризм. И добавить оснований для самоуважения, для красноярского патриотизма.