Актуально
С 1 января красноярские телеканалы остались без сетевых партнеров
Переход красноярских телеканалов на собственное программирование вызван заменой в России аналогового эфирного телевещания на цифровое.
С 1 января 2020 года все красноярские телекомпании работают в режиме собственного программирования. Это означает, что у них теперь нет сетевых партнёров, с которыми раньше они делили один телеканал, и все 24 часа эфирного времени местные телевизионщики заполняют самостоятельно. Такая ноша не всем придётся по плечу, уверены красноярские медиаэксперты, поэтому уже в недалёком будущем возможно закрытие части местных телекомпаний.
Вечерние новости и классика кино
Последней из красноярских телекомпаний на собственное программирование перешла “Прима”: с 1 января она прекратила сотрудничество со своим многолетним сетевым партнёром — федеральным каналом “СТС”. В компании говорят, что, несмотря на изменения модели вещания, намерены и дальше в первую очередь производить и развивать имеющиеся телепродукты.
— Нужно понимать, что региональный телепродукт востребован зрителем в вечернее время, а все региональные телеканалы сильны узнаваемым местным брендом и местным же контентом, который они производили и при сетевых партнёрах, — поясняет генеральный директор “Примы” Сергей Рубцов. — В частности, наша телекомпания сильна “Новостями” со своей особенной подачей и другими проектами, идущими как раз в вечерний прайм-тайм. Эти проекты мы и продолжим производить, расширять и усиливать. Безусловно, будут и новые спецпроекты. Эфирное время у нас сейчас 24 часа в сутки, а это позволяет каналу делать много трансляций, прямых эфиров.
Естественно, добавил Серей Рубцов, “Прима” не ограничится продуктами собственного производства, а будет закупать фильмы, программы и прочий телеконтент у других производителей. “Делать собственный продукт на все 24 часа вещания — это нереально, — подчеркнул руководитель “Примы”. — Поэтому все региональные телеканалы собственного программирования — это такие “сборные солянки” из своего продукта и купленных фильмов и программ. Конечно, позволить себе кино и сериалы категории “А”, которые идут на центральных федеральных каналах, мы не можем. Да и на некоторую классику распространяется их приоритет. Скажем, мы с удовольствием показали бы в новогодние праздники ту же “Иронию судьбы” или “Москва слезам не верит”, но права на показ таких популярных фильмов выкупаются федеральными каналами, и никто не может их получить. В целом же у нас в программе будет линейка известных фильмов. Да, это не новое кино, но это классика, которую показывают все, потому что библиотека контента у нас одна на всех. Также мы делаем акцент на качественные документальные научно-познавательные программы, которые можно считать в какой-то степени образовательными. Например, в девять вечера у нас идёт линейка хороших программ об истории человечества, космосе, животных”.
Потерь не избежать
Руководитель совета медиагруппы “Столица 24” Ирина Долгушина, в своё время стоявшая у истоков создания ряда красноярских телекомпаний, отмечает, что переход на полное собственное вещание — этот серьёзное испытание для региональных телеканалов, которое с большой долей вероятности приведёт к закрытию некоторых из них.
- Собственное программирование — это, во-первых, дорогое удовольствие, а во-вторых, очень трудоёмкая работа, — поясняет эксперт. — Даже для крупнейших федеральных телеканалов это сложная задача, что уж говорить про региональные компании, которым ресурса едва хватает на производство собственных новостных программ, не говоря о закупе стороннего контента. Так что, мне кажется, рейтинги местных каналов будут снижаться, и здесь варианта два: уход части компаний с рынка либо поиск и реализация ими каких-то абсолютно новых нестандартных решений и форматов. Хотя тут тоже не все просто: мы до сих пор не научились монетизировать, эффективно продавать рекламные возможности новых медиа, тех же интернет-проектов. И когда научимся это делать, не понятно, а содержать коллективы нужно уже сейчас.
По мнению медиаэксперта, соучредителя рекламно-консалтингового агентства “Медиа-Спутник” Кирилла Гуревича, уход некоторых красноярских телекомпаний с рынка всего лишь вопрос времени. Он отметил, что на местном рекламном рынке на данный момент денег практически нет, более того, он дальше падает, а потому рассчитывать на коммерческого рекламодателя телекомпаниям, как и другим медиа, особо не приходится. Остаются краевой и городской бюджеты, и сегодня все местные телекомпании, по словам эксперта, зачастили в правительство края и администрацию города в надежде на эти источники финансирования.
“Проблема ещё и в том, что с переходом каналов на собственное программирование возрастает потребность в собственном контенте, однако его поставщиков, производителей в Красноярске очень мало, — добавил Кирилл Гуревич. — Уже сейчас происходит ситуация искусственного поддержания красноярских телеканалов за счёт распределения средств из краевого и городского бюджетов, вопрос в том, сколько она продлится. На мой взгляд, до конца этого года изменений ожидать не стоит, а в дальнейшей перспективе как минимум два канала должны будут закрыться”.
Не спеши ты нас хоронить
Эксперты отмечают, что в закрытии ряда телекомпаний нет ничего удивительного: местный рынок стал слишком тесен и мал для такого количества участников. “Красноярский медийный рынок традиционно, ещё с 1990-х годов, был одним из самых развитых в России, — отмечает Ирина Долгушина. — Была очень жёсткая конкуренция и очень высокий уровень медийного, особенно телевизионного контента. Сегодня же, на мой субъективный взгляд, эта конкуренция становится ненужной. Большое количество телекомпаний, радиостанций и новых медиа сейчас, в эпоху ухода от аналога к цифре, перехода медиа в интернет начинает вредить им самим”.
В то же время эксперт говорит, что не надо никого хоронить заранее — кто захочет выжить, найдёт такую возможность. В качестве примера Ирина Долгушина приводит маленькие телекомпании городов и районов края, которым предрекали неминуемую гибель в связи с уходом от аналогового телевещания.
- В крае на данный момент работает более 40 таких компаний, — говорит эксперт. — Они переформатировались и оказались живучими. Конечно, в районах нет той конкуренции, что присутствует в краевом центре, но там нет и рекламного рынка. Компании выживают именно потому, что в них нуждается местный потребитель, которому нужны местные новости и другой телеконтент. Понятно, что часть таких телекомпаний поддерживаются местными властями, однако есть и те, которые ушли в кабель и социальные сети и очень активно и успешно там работают. Такие телекомпании есть в Балахте, Богучанах, Новосёлово.