None
Архитектор краеведческого музея Леонид Чернышев: проекты, идеи и замыслы
Знаменитый красноярский архитектор оставил городу прекрасное наследие.
В этом здании проводятся сотни экскурсий в год, но помнит оно не только культурную публику. Столетие назад здесь размещалась казарма, затем лагерь военнопленных. И лишь спустя 15 лет после начала стройки в здание переехали музейные коллекции. Сегодня мы побываем на экскурсии в Красноярском краевом краеведческом музее — в зале, который рассказывает о Леониде Чернышёве. Это он создал проект египетского храма на берегу Енисея и потратил полтора десятилетия жизни, чтобы его построить. Сегодня мы узнаем, какую память о себе оставил архитектор, кроме прекрасных зданий.
Учитель и ученик
Зал, о котором сегодня пойдёт речь, посвящён двум нашим землякам: Василию Ивановичу Сурикову и Леониду Александровичу Чернышёву. Оба они уроженцы Сухобузимского района, и оба много сделали для Красноярска.
— Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах познакомились Суриков и Чернышёв, — рассказывает наш экскурсовод, заместитель директора краеведческого музея Илья Куклинский. — Но факт, что в 1889 году четырнадцатилетний Леонид позировал Сурикову для этюда, предположительно к картине “Взятие снежного городка”. Работа сохранилась, но в финальный вариант картины не попала, сейчас этюд представлен в экспозиции музея. Сурикова называют учителем Чернышёва. На самом деле у Сурикова не было учеников, он не преподавал, но всегда проявлял большой интерес к молодым художникам. В жизни Леонида Чернышёва Суриков сыграл важную роль.
Именно по совету художника Чернышёв отправился поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
О том, что между художником и архитектором складывались дружеские отношения, свидетельствуют снимки, сделанные увлечённым фотографией Чернышёвым. Большая коллекция карточек и стеклянных негативов Леонида Александровича хранится в Красноярском краеведческом. На фотографиях портреты Василия Ивановича, вечера в кругу семьи Сурикова, совместные выезды за город. Часть из них экспонируется в музее.
Модерн и восточные мотивы
Училище живописи Чернышёв закончил в 1903 году с медалью. И это несмотря на то, что ему пришлось не только учиться, но и зарабатывать на образование. Москва дала будущему архитектору хороший старт — талантливому сибиряку удалось поработать на строительстве гостиницы “Метрополь”, это здание сегодня считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна.
В 1906 году 31-летний Чернышёв вернулся в Красноярск. О том, как работал архитектор в нашем городе, рассказывают экспонаты Красноярского краеведческого музея. Это эскизы проектов, сметы, рисунки, чертежи. И даже мебель — её он придумывал сам, а мастерил местный краснодеревщик. Современники Леонида Александровича вспоминали, что трудился мастер по 20 часов в сутки, а иногда и совсем не спал.
В результате этой неустанной работы Чернышёв уже через три года после приезда в Красноярск завершил строительство купеческого клуба (современный адрес: проспект Мира, 71), одновременно проектирует лечебные корпуса на озере Шира. Здания Чернышёва в этот период отличаются большой оригинальностью. Так, в корпусах ширинского курорта явно читаются восточные мотивы. В экзотическом мавританском духе построил он и одноэтажный особняк нотариусу Иосифу Ицыну (современный адрес: Кирова, 26).
В 1910 году вместе с Суриковым и художником Дмитрием Каратановым Чернышёв открыл первую в Красноярске рисовальную школу. В этом же году получил приглашение стать главным архитектором Омской сельскохозяйственной и промышленной выставки. В фондах Красноярского краевого краеведческого музея сохранились наброски, эскизы и готовые проекты красноярского архитектора, созданные для Омска. Это ресторан, эстрада, научный, машинный, молочный павильоны.
— Научный павильон, который построил Чернышёв, имел и другое название — “Сибиреведение”, — продолжает Илья Куклинский. — Этот проект стал прототипом здания краеведческого музея, а в самом павильоне выставлялись коллекции из собрания красноярского музея.
За работу в Омске архитектор получил значительные по тем временам деньги — 10 тысяч рублей. Этой суммы ему хватило, чтобы построить собственный особняк в стиле модерн на Большекачинской улице (современный адрес: Марковского, 21). Правда, стать настоящим хозяином своего дома ему так и не пришлось — здание национализировали большевики.
А одну из задумок Леонида Александровича удалось реализовать лишь в наши дни. Это церковь для Успенского мужского монастыря. Чернышёв создал проект храма в 1910-х годах, но воплотить в жизнь не смог из-за Первой мировой войны — на возведение церкви не было денег, затем случилась Октябрьская революция, религия оказалась не в чести у новой власти. Построили здание на основе чертежей Чернышёва в 2015 году красноярские архитекторы Константин Шумов и Евгений Разваляев на территории Успенского мужского монастыря в посёлке Удачном.
Далёкий Египет
Большой мечтой Чернышёва была поездка в Египет, но исполнить её он не смог. Зато выразил любовь к этой загадочной стране в своём, пожалуй, самом грандиозном проекте — здании городского музея.
Проект был дорогим, оценивался в 90 тысяч рублей — колоссальная сумма по тем временам. Но его поддержали члены местного отделения Русского географического общества, власть и предприниматели.
– Строили вскладчину, за один сезон, в 1914 году, успели подвести здание под крышу. Завершить работы помешала Первая мировая война, — говорит Илья Куклинский. — Некоторое время недострой использовался в качестве казармы, с приходом советской власти его заняли под лазарет, позже здесь разместился лагерь пленных контрреволюционеров.
Лишь в 1924 году удалось продолжить строительство. В 1929-м музей, в коллекциях которого насчитывалось уже 150 тысяч экспонатов, начал переезд, а полностью работы были завершены годом позднее. На фоне деревянных домов, из которых в начале века состоял Красноярск, здание в египетском стиле впечатляло не только местных жителей. Нарком просвещения Анатолий Луначарский, который побывал в нашем городе в 1929 году, так описывает постройку: “Странно высится в этом городе новое здание музея, весьма элегантно построенное в египетском стиле и украшенное египетским фигурным орнаментом. <…> кажется, что этот музей-храм немножко зябнет у сварливых льдов седого Енисея, но в общем он все-таки красив”.
Музей стал не только главным проектом Чернышёва, но и его наследником. В 1932 году, после смерти архитектора, всё его имущество по описи было передано в музей и стало его значимой частью.
В тему
Узнать о жизни и творчестве архитектора можно не только в краеведческом музее. В 2019 году Илья Куклинский опубликовал книгу “Красноярский архитектор Леонид Чернышёв”. В ней представлены материалы, которые автор собирал несколько лет в музее, архивах, библиотеках.
Акцент
Красноярский краевой краеведческий музей — один из старейших в Сибири и один из крупнейших в России. Музей был открыт в 1889 году и долгое время занимал комнаты в торговых рядах на Старобазарной площади (сейчас — здание Государственного архива Красноярского края по улице Карла Маркса, дом 6).