Новости
Около 30 тысяч девятиклассников прошли собеседование по русскому языку
Итоговое собеседование по русскому языку состоялось 12 февраля.
Итоговое собеседование по русскому языку состоялось 12 февраля, в нашем крае в нём участвовали около тридцати тысяч ребят. Успешное прохождение испытания — допуск к государственным экзаменам. Чтобы получить его, девятикласснику нужно набрать хотя бы десять баллов из двадцати возможных. Тогда ему поставят зачёт.
…В школе № 151 собеседование проходили около 200 ребят. Для удобства их поделили на группы, чтобы избежать столпотворения в коридорах. Каждый девятиклассник знал, к какому времени ему нужно подходить.
На собеседование с одним учеником отводилось примерно пятнадцать минут. За это время девятиклассник должен был выполнить четыре задания, на подготовку к каждому можно было потратить две минуты. Контролировал время, давал задания, задавал вопросы экзаменатор-собеседник. Экзаменатор-эксперт оценивал ответы, заносил баллы в специальный протокол.
Первое задание — чтение вслух текста научно-публицистического стиля. Здесь оценивалось не то, с какой скоростью ученик умеет читать, а его способность выбрать верные интонацию и ритм. Второе задание — пересказ этого текста с использованием дополнительной информации. Третье — монолог по одной из выбранных тем, а затем четвёртое — диалог на эту тему с экзаменатором-собеседником. Например, ученику могли предложить выбрать одну из следующих тем: “Поход (или экскурсия), запомнившийся мне больше всего”, “Праздник (на основе описания фотографии)” или “Всегда ли нужно следовать моде?”.
Во всех кабинетах шла аудиозапись ответов учеников, причём не только персональная, но и потоковая. То есть при необходимости можно послушать ответы каждого ребёнка.
— И содержательно, и структурно итоговое собеседование не похоже на ЕГЭ или ОГЭ, — рассказывает Татьяна Дебелова, директор школы № 151. — Это значимое испытание, подводятся итоги всего курса обучения с первого по девятый класс. Проверяются функциональные умения ученика: понимает ли он, что прочитал, может ли высказывать свои мысли, формулировать их здесь и сейчас, обладает ли достаточной эрудиций. Например, знает ли имена исторических деятелей, учёных, писателей и так далее. Оцениваются логичность и точность его ответов. Кроме того, мы смотрим, как ведут себя ребята в стрессовой ситуации, могут ли собраться и справиться с волнением. Впереди их ждут экзамены, ещё не поздно что-то скорректировать.
В прошлом году состоялась апробация итогового собеседования. Ученики, которые участвовали в ней, отмечали, что основная сложность — отвечать педагогу лично, один на один. Они не привыкли к такой форме работы. “Собеседование даёт возможность отработать коммуникативные навыки, — говорят педагоги. — Потом это может помочь во время ЕГЭ: ребёнок не постесняется обратиться с вопросом к незнакомому учителю, если возникнет какая-то проблемная ситуация… Хорошо, что есть чёткие критерии выставления баллов, они прописаны по каждому из заданий. Дети, их родители, учителя могут увидеть слабые места.
— Навыки правильной литературной речи начинают формировать у детей ещё в начальной школе. Ребята читают вслух различные художественные произведения, пересказывают их перед всем классом, — говорит Светлана Маковская, министр образования края. — Итоговое собеседование по русскому языку в девятых классах — проверка того, как ученики основной школы овладели этими навыками. Поэтому к собеседованию не требуется предварительной подготовки, заучивания правил, каких-то текстов.
С демоверсиями итогового собеседования можно ознакомиться на сайте федерального института педагогических измерений — fipi.ru.
В тему
Для ребят с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от заболевания, минимальное количество баллов для получения зачёта — от трёх до десяти.
Все протоколы с оценками направили в региональный центр обработки информации. Результаты собеседования школьники узнают не позднее 19 февраля, хотя многим ребятам сообщат предварительные итоги. Тем, кто не справился с испытанием, придётся пройти пересдачу.