Персона
"Когда человек играет — это и есть спорт". Дмитрий Старчевский о киберспорте, турнирах и красноярцах
Интервью с организатором турниров по киберспорту в Красноярске Дмитрием Старчевским.
Красноярск примет в конце февраля второй Кубок главы города по киберспорту — один из самых значимых профильных турниров в Сибири. Многим игры на компьютере до сих пор кажутся баловством и бездельем, и это с их миллионными доходами геймеров и их зарплатами во всём мире! В Красноярске тоже есть свои кибертрадиции, и главным их хранителем считается Дмитрий Старчевский, который уже несколько лет организует крупные турниры по компьютерным играм. Он рассказал про марафонские нагрузки в Dota 2, влияние стрелялок на мышление и мировые таланты из сибирской глубинки.
— Что будет интересного на Кубке главы города по киберспорту?
— Мы с каждым годом прибавляем с технической точки зрения и стараемся расти дальше. Наши турниры очень любят зрители, и это отличает Красноярск от западных регионов, где обыватель вряд ли пойдёт смотреть на игру любителей. В Сибири редко проходят подобные соревнования, поэтому на них очень хорошо ходят. У нас традиционно участвуют иногородние команды — в прошлом году приезжали иркутяне, а в этот раз отбор по Counter-Strike прошли новосибирцы. Также ждём команду Gambit Esports, которая сыграет шоу-матч с победителем Кубка по КС — правда, этот вопрос ещё до конца не решён.
— Как давно проводятся турниры?
— Если говорить о Кубке главы, то в этом году он будет вторым, а вообще, это направление мы развиваем уже шесть лет. Пока держим хороший уровень, никто не жаловался. (Улыбается.) Раньше базировались на выставке “Айтиком”, находили себе спонсоров, формировали призовой фонд — всё для того, чтобы люди поиграли и получили удовольствие. Но это были обычные рабочие турниры. Мощный уровень — это DreamHack в Европе, когда на одной площадке стоят до тысячи компьютеров! Люди приходят, смотрят и сами играют. Там же и профессионалы собираются.
— Немного о талантливых игроках. Они у нас есть?
— Есть, и их хватает. Дима Миненков одно время играл в Natus Vincere (Na`Vi, одна из сильнейших киберорганизаций в мире. — Прим. авт.), но затем он оттуда ушёл, и сейчас о нём ничего не слышно. Три года в Китае провёл Антон Плотко, а потом вернулся к нам, но сейчас хочет переехать в один из западных регионов. В последнее время набирает обороты Илья Залуцкий из Томска, которого уже приглашают к себе сильные команды. Но самый известный — это, конечно же, Рамзес. (Роман Кушнарёв из Новокузнецка, который играет в Dota 2 на мировом уровне. — Прим. авт.)
— А как их выявлять?
— Как и в других видах спорта, многое решают случай и личные рекомендации. Плюс нужно разбираться в игре и понимать, как играет тот или иной человек. Вообще в киберспорте главное — мозги. Нужно читать больше книжек, обладать математическим мышлением, изучать английский, кружки посещать... И надеяться на случай, что тебя заметят и возьмут в крутую команду.
— С хорошими перспективами?
— Конечно! В профессиональном киберспорте зарплаты начинаются от десяти тысяч долларов в месяц, и это без учёта призовых! Но для этого надо пахать и пахать, как в любом другом деле. Просто сидеть дома и играть в своё удовольствие — это не киберспорт, а обычное баловство и пустая трата времени.
— А как же симуляторы? Киберфутбол, например?
— Он сейчас идёт отдельной дисциплиной и развивается больше под крылом футбольных союзов, а не киберспортивных. Хотя, честно говоря, я вообще симуляторы не рассматриваю как серьёзный спорт — лучше в тот же футбол на улице играть, чем на приставке. Есть ещё одно интересное наблюдение: стрелялки не входят в реестр министерства спорта, а файтинги, где можно людей бить, входят. При этом стрелялки позитивно влияют на логику, и это неоднократно доказано научными исследованиями. Как организатор турниров, могу ответственно заверить: игроки в Counter-Strike — самые спокойные! (Смеётся.)
— В мировом киберспорте лидируют китайцы. Почему так?
— У них всё начиналось с РПГ (ролевых игр, где у каждого игрока есть своя роль. — Прим. авт.). Постепенно они развили это направление, запустили туда большие деньги и вылезли в мировой топ. Китайцы более усидчивы, внимательны и расчётливы, а это в играх очень важно. Турниры в Китае, кстати, собирают огромные стадионы, а сильные геймеры популярнее некоторых поп-звёзд! Всё за счёт денег и рекламы. Но я бы, кстати, не назвал деньги в киберспорте сумасшествием — в том же футболе Криштиану Роналду в подарок получает “Гелендваген” с бантиком, хотя его нагрузки меньше...
— Стоп! То есть Вы хотите сказать, что компьютерные игры тяжелее футбола?
— Разумеется! Дотеры могут восемь часов сидеть в сумасшедшей концентрации и потратить сил больше, чем марафонец на дистанции. В футболе можно передохнуть, когда, к примеру, аут вбрасывают. В киберспорте этот аут наступает через 50 минут! Пусть даже визуально этого не видно, но геймеры тратят кучу энергии. Кстати, сейчас есть команды, где играют натуральные качки! Это раньше киберспортсменом считался худощавый очкарик, а сейчас таких практически нет. Чтобы держать себя в тонусе, нужно тренироваться: бассейн, тренажёрка... Когда человек играет, потому что надо, даже если не хочется, это и есть спорт.
— Но популяризировать игры всё равно надо? Иначе как найти таланты?
— Мы вместе с Евгением Глебовым на базе IT-центра создали Школьную лигу киберспорта. Подобное уже было сделано в Москве и других городах. В школе создаётся сборная по какой-либо игре и заявляется к нам — обычно в неё входят двоечники с “камчатки”, которые любят поиграть. (Смеётся.) Важно понимать, кто будет преподавателем. Приведу пример: мы с Глебовым курировали Академию киберспорта в IT-центре. Евгений набрал несколько команд и работал с ними два года. Так эти ребята потом на крупных турнирах взрослых парней всухую обыгрывали! Сам факт того, что 13-летние ребята обыгрывают 30-летних мужиков, заслуживает уважения.
— Вы для себя какую миссию видите?
— Я сам — из Ачинска и в своё время начинал там играть в Counter-Strike. Тогда не было никаких турниров, и мне было обидно: как же так, моя команда хорошо играет, но никуда не может пробиться. Потом я переехал в Красноярск, поступил на физический факультет в СФУ и где-то на третьем курсе подумал: “А почему бы не делать турниры самому?” Раз у меня этого не было, то пусть будет у нового поколения. Всё, наверное, для того, чтобы когда-нибудь ко мне подошли и сказали: “Дима, спасибо тебе!” (Смеётся.)
— А не было ли мыслей бросить кибернаправление и найти, что называется, нормальную работу с 9 до 18?
— Да я и так не здесь работаю. (Улыбается.) Основная моя деятельность — продажа серверного оборудования, у меня своя фирма. Плюс мой отец держит пасеку в Боготольском районе и три магазина мёда в Красноярске — я ему тоже помогаю. А киберспорт — это хобби, которое не приносит мне заработка. Более того, я в год на него трачу примерно по триста тысяч рублей!
— Откуда же столько энтузиазма?
— Мой папа в молодости увлекался радиоспортом и много работал по УКВ-связи. Я с детства знаю телеграф и азбуку Морзе, а один раз даже помогал сборной России по радиоспорту на чемпионате мира. Видимо, отцовские гены сыграли свою роль. Ну и общественное признание тоже важно, хочется помогать людям. Отец мёд производит, я турниры организую — у каждого своё призвание. (Смеётся.)
Это раньше киберспортсменом считался худощавый очкарик, а сейчас таких практически нет. Чтобы держать себя в тонусе, нужно тренироваться: бассейн, тренажёрка... Когда человек играет, потому что надо, даже если не хочется, это и есть спорт.