Актуально
В Горсовете обсудили детали строительства метрополитена в Красноярске
Красноярская подземка решит несколько проблем города и выйдет на окупаемость.
При загруженности в 55 миллионов пассажиров в год и стоимости в три десятка рублей за жетон проект метро в нашем городе имеет все шансы стать не просто самоокупаемым, но и прибыльным. Об этом заявил директор управления по строительству Красноярского метрополитена Игорь Иванов на совещании в городском Совете депутатов. На встрече обсуждали, как будет строиться и в дальнейшем работать подземка.
Минимум неудобств
Строительство подземки в нашем городе началось более 30 лет назад. Но было надолго заморожено. В начале 2018-го, во время визита в наш город президента России Владимира Путина, губернатор Александр Усс предложил возродить проект и получил поддержку главы государства. Одновременно с этим принято решение изменить всю транспортную схему Красноярска, и сегодня это крупный региональный проект. Однако, как отметила председатель горсовета Наталия Фирюлина, строительство метро в Красноярске не может вестись без участия муниципалитета.
Одна из основных задач красноярской власти в этом проекте — минимизация неудобств, которые возникнут в связи с прокладкой линий подземки. Народные избранники намерены включиться в проект, чтобы доносить до жителей максимально полную информацию о происходящем на стройплощадках. Понимая, что работы по прокладке линий и возведению станций создадут для горожан определённые проблемы, депутаты хотят эти неудобства минимизировать, в частности, содействовать тому, чтобы транспорт, которым будут вывозить грунт из котлованов, не мешал городскому трафику.
— Мы сдвинулись с мёртвой точки, теперь надо поднять первый ковш… Мы понимаем, прокладка линий и возведение станций будут связаны с рядом трудностей, но в наших силах уменьшить количество возможных неудобств, — поделилась Наталия Вячеславовна.
Председатель горсовета отметила: строительство метро в Красноярске приведёт не только к появлению самой подземки. Этот проект способен сделать весь наш город более комфортным.
— В первую очередь мы говорим об экологии — это важнейшая тема. Переход на электротранспорт, увязка всех городских потоков движения в единую схему — очень важные шаги, — пояснила Наталия Фирюлина. — В ближайшее время депутаты планируют обсудить подходы к формированию новой транспортной схемы города. Тогда у нас появится первая аналитика по поводу того, повлияет ли метро на количество автотранспорта в Красноярске.
Замкнутая схема
Первые шесть станций метро в Красноярске планируют запустить в 2024 году, это станции “Высотная”, “Копылова”, “Вокзальная”, “Площадь Революции”, “Проспект Мира”, “Ленинская”. Три станции уже практически построены, их необходимо расконсервировать, ещё три будут строиться. Всего в проекте девять станций метро — к 2033 году построят станции “Стрелка”, “Красный Яр”, “Аэровокзальная”.
По плановым расчётам, в 2024 году первой веткой метро воспользуются 30 миллионов красноярцев и гостей города, а в 2033 году, когда население города превысит 1,3 миллиона человек, пассажиропоток метро составит 55 миллионов в год. Проектировщики убеждены, что это совершенно реальные цифры. Сейчас общественным транспортом ежедневно пользуются 650—670 тысяч человек, то есть более 200 миллионов в год. Такое количество пассажиров должно сделать эксплуатацию красноярского метрополитена безубыточным. Этой уверенностью с депутатами горсовета поделился директор управления по строительству метрополитена Игорь Иванов. А как отметил на встрече с народными избранниками вице-мэр Олег Животов, на окупаемость метрополитен выйдет уже при загрузке в 30 миллионов пассажиров в год. По проектным оценкам, расходы на эксплуатацию подземки составят 911 миллионов в год. Таким образом, проект может стать ещё и прибыльным.
Однако, по информации главного метростроевца, чтобы добиться положительных финансовых результатов, необходимо оптимизировать общую транспортную схему в городе.
— Все говорят, что метрополитен приносит лишь убытки. Но вот в Новосибирске он уже не дотационный. В Красноярске нужно замкнуть транспортную схему с городской электричкой и трамваем, возобновить трамвайный маршрут на Октябрьском мосту, — заявил Игорь Иванов.
Кроме того, директор управления строительства метрополитена считает, что необходимо развивать транспортное направление в сторону Северного шоссе и Солнечного.
Формированием замкнутой транспортной схемы уже занимается мэрия. Но, по расчётам администрации, трамвай — слишком затратный вид транспорта, экономически выгоднее проложить новые троллейбусные пути и закупить троллейбусы.
— Один трамвай по стоимости — это три троллейбуса, — говорит Олег Животов. — Уже сейчас в проработке вопрос подключения к троллейбусному движению микрорайона Солнечного через Северное шоссе и до железной дороги, которая идёт по Северному микрорайону.
Современные названия
Одна из тем, которую обсудили на совещании в горсовете, — наименования станций. По информации проектировщиков, пока используются проектные названия, но это не окончательный вариант. Просто, если давать станциям новые имена на нынешнем этапе, придётся переделывать весь проект. На это требуются дополнительные расходы.
— Надо использовать те названия, которые звучали первоначально в проекте. Пока они зайдут на экспертизу в этом варианте, — сказала на совещании Наталия Фирюлина. — Затем будем подключать комиссию по наименованию и переименованию объектов. Мы можем посоветоваться с горожанами и дать станциям те названия, которые выберут сами красноярцы.
В ближайшее время депутаты намерены более подробно рассмотреть вопросы строительства первой линии метрополитена на соответствующих профильных комиссиях городского Совета.
— Горсовет планирует обсудить на всех своих профильных комиссиях отдельные вопросы, которые касаются этого проекта: вся экономическая часть — на комиссии по бюджету и экономике, подходы к формированию транспортной схемы города Красноярска — на комиссии по транспорту и градостроительству, и так по всем направлениям, — подвела итог встречи Наталия Фирюлина.
Мнение
Федерико Паролотто, мировой эксперт в области транспортной инфраструктуры:
— В городах-миллионниках с линейной структурой, вытянутых вдоль рек, строительство метро оправданно. Этот вид транспорта позволяет эффективно решить проблему доступности удалённых друг от друга районов.
Цифры
70 млрд рублей — по предварительным оценкам, стоимость красноярского метро.
1 млрд рублей выделен в рамках нацпроекта “Экология” на актуализацию проекта метро.
В 2021 году должно возобновиться активное строительство подземки в Красноярске.
Челябинск, Омск, Казань — эти города поставят нам специалистов-метростроевцев.
30 рублей за жетон — предварительная стоимость проезда в красноярской подземке.