Новости

Эллер и его закалка. Тренер Ольги Медведцевой о своём отце и его военном пути

До войны Генрих Эллер был видным партийным деятелем в Республике немцев Поволжья.

Эллер и его закалка. Тренер Ольги Медведцевой о своём отце и его военном пути

«Точно знаю, что отец на войне выполнял секретное задание. В детали он нас не посвящал – не имел права», – вспоминает легендарный биатлонный тренер Гарри Эллер. Его отец Генрих Фридрихович, или Андрей Фёдорович, в 1941 году переводил на русский язык технические документы, содержание которых до сих пор остаётся государственной тайной.

До войны Генрих Эллер был видным партийным деятелем в Республике немцев Поволжья, которая располагалась в пределах нынешней Саратовской области. Там, в городе Энгельсе, он работал вторым секретарём республиканского комсомола. Жизнь шла своим чередом, но война спутала все планы – вместо воспитания молодёжи Эллера призвали в армию, в семье сохранилось удостоверение, по которому Генриха Фридриховича командировали в часть на западных границах СССР. Оттуда судьба забросила его на другой конец страны, в Хабаровский край, где он и служил до демобилизации.

Демобилизовавшись, Генрих Эллер первым делом пустился на поиски супруги и сына: с началом войны их эвакуировали в Сибирь, подальше от фронта... Женщина с ребенком нашли приют в деревне Филимоново под Канском.

– Мать не знала, где находится отец, а он не знал, где мы, – вспоминает Гарри Андреевич. – Он мог только догадываться, куда нас увезли. В итоге отец написал кучу открыток и отправил во все места, где мы могли быть, – Казахстан, Сибирь... Одну из этих открыток случайно нашли в Канске, показали матери, и она дала ответ.

Воссоединившись, семья Эллеров переехала в строящийся посёлок угольщиков рядом с набиравшим силу Ирша-Бородинским разрезом. Поначалу жили в землянке, спустя некоторое время семья обзавелась собственным домом.

– Отец был очень грамотным человеком, иначе бы не занимался комсомольской деятельностью в Энгельсе, – рассказывает Гарри Андреевич. – На разрезе он трудился начальником склада и курировал всю поставку строительных материалов. Я до сих пор помню, как вместе с отцом ходил в общежитие, где жили строители, – тогда на разрезе работали военнопленные японцы, которых привозили с Дальнего Востока. Мне запомнился их длинный барак, в котором рядами стояли идеально заправленные кровати. Рабочих рук было много, и разрез строился ударными темпами.

Большие объёмы работы не пугали Генриха Эллера. Он свято верил в светлое будущее, как и его коллеги по строительству. И эту веру он передал своим детям.

– Я никогда не слышал от отца каких-то стонов о тяжёлой жизни, – отмечает Гарри Эллер. – Да, было трудно, холодно, но родители справлялись и не жаловались. Нас с братом так же воспитывали – мы с детства работали по хозяйству, в лес за ягодой ходили, помогали старшим...

Отдав почти десять лет угольному разрезу, Генрих Фридрихович перешёл на работу в передвижную механизированную колонну, которая занималась строительством сельскохозяйственных объектов по всему краю. В ней он прошёл путь от парторга до заместителя начальника.

Отцовская закалка крепко отпечаталась на характере Гарри Андреевича. Ещё в школьные годы он серьёзно увлёкся лыжами и даже показывал неплохие результаты на краевом и сибирском уровнях. После армии Эллер работал учителем физкультуры в посёлке Бородино, а в начале семидесятых годов ему предложили организовать местную спортивную школу. В ней занималась юная Оля Заморозова, которая позже прославила родные края под фамилиями Пылёва и Медведцева – в её активе два олимпийских биатлонных золота. Также Гарри Эллер был тренером трёхкратной чемпионки мира и призёра Олимпиады-1998 Ольги Ромасько.

Справка

Партнёр материала — одна из ведущих угледобывающих компаний мира СУЭК. С мая 2007 года ОАО «Разрез Бородинский» входит в состав ОАО «СУЭК-Красноярск». На предприятии работают более 70 000 человек.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА