Наука и образование

"Быть с детьми на одной волне". Победитель конкурса "Учитель года" о детях и своем успехе

Елена Пастарнакова преподаёт русский язык и литературу в гимназии № 10.

"Быть с детьми на одной волне". Победитель конкурса "Учитель года" о детях и своем успехе

Победителем конкурса “Учитель года” стала Елена Пастарнакова. Она преподаёт русский язык и литературу в гимназии № 10. Её уроки отличаются от традиционных: особое внимание Елена Олеговна уделяет творческой составляющей. Так, на уроках литературы её ученики рисуют, лепят, создают объёмные геометрические фигуры и ставят спектакли.

Сама Елена Пастарнакова выбирала между двумя профессиями: одновременно поступала на театральный факультет и на филологический. Но в итоге от мечты стать актрисой отказалась, о чём сейчас совсем не жалеет.

— Литература — предмет, который обязывает к перевоплощению, поэтому я использую различные элементы театральной педагогики. В целом сегодняшние тенденции в образовании требуют от учителя не совсем стандартных подходов. Передо мной стоит непростая задача: через инструменты литературы и русского языка научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни. Это не означает, что они должны только правильно суффиксы выделять и подлежащие подчёркивать. Нужно, чтобы они могли составить продающий текст, грамотно выстраивать предложения, уметь формулировать и представлять свои идеи. Это позволит быть востребованными и успешными во взрослой жизни.

— Вы помните свой первый урок?

— Конечно. Это было здесь — в гимназии. Когда я училась в университете, проходила здесь практику, а потом на кафедру пришёл запрос от гимназии — меня распределили сюда. Так получилось, что сразу дали классное руководство — восьмой класс. И первый урок был у моих ребят. Конечно, я очень волновалась, морально настраивала себя. Но когда зашла в класс, произошёл конфуз. Я вслух проговорила и ту часть фразы, которую хотела произнести про себя. Получилось: “Здравствуйте! Я вас не боюсь”. Обстановка сразу разрядилась, мы посмеялись…

С этими ребятами мы стали лучшими друзьями. Они уже взрослые, самостоятельные. Но мы до сих пор общаемся. Некоторые из них живут за рубежом, когда приезжают в гости к родителям, мы обязательно собираемся вместе.

Сейчас я руководитель сразу в двух классах — девятом и одиннадцатом. Причём выпускной класс — физико-математического профиля, в нём 18 мальчиков и 5 девочек. Понятно, что для них литература — особая, не совсем важная история, но мне удалось заинтересовать ребят своим предметом. Они постигают литературу через эмоциональный интеллект. Так, на одном из уроков попросила их передать основную идею прочитанного текста через геометрические фигуры: ребята воплотили свои впечатления в объектах из бумаги, картона.

— Откуда Вы берёте идеи для таких интересных методов работы?

— Во-первых, в педагогике есть система непрерывного образования, я постоянно прохожу обучение. Во-вторых, беру какие-то методы из других областей. Мой муж связан со сферой бизнеса, вместе с ним я иногда посещаю конференции, потом некоторые бизнес-технологии использую на уроках. Например, приём из маркетинга: предлагаю ребятам сделать обложки для книг. На обложку они должны вынести основную идею произведения, художественно оформить её, а также объяснить, почему именно такой вариант будет выгоден издателю, понравится покупателю. Дети предлагают множество идей, начинают выдумывать: “В нашей обложке вы найдёте два билета на театральную постановку этого произведения”, “Наша обложка выполнена из непромокаемого материала, вы можете взять книгу в поход…” Оформляют карту проекта, просчитывают цену продукта.

— Но ведь образование довольно стандартизированная сфера. Как Вам удаётся совмещать творческий подход и требования системы? Хватает ли времени урока для этого?

— Мастерство учителя и заключается в умении найти баланс между этими составляющими. Вообще, понятие стандарта в педагогике противоречиво: это определённые рамки, в которых мы должны работать, постоянно выходя за их пределы. Получается оксюморон — сопоставление несопоставимого. Грань тонка, мне удаётся балансировать благодаря договору с детьми, их родителями. Они не паникуют, доверяют мне как профессионалу. Знают, что, даже если часть урока мы тратим на творчество, всё, что положено по стандарту, дети получат. И опять-таки через творчество можно давать и знания, главное — не бояться пробовать что-то новое.

— Вам удаётся привить ребятам любовь к книгам: замечаете, что чем старше они становятся, тем больше читают?

— Да, есть качественный прирост, и он тоже мотивирует меня: когда видишь результат, хочется добиваться большего. В пятом классе работу с книгой мы начинаем с того, что учимся правильно вести читательские дневники. Причём ребята должны не просто переписывать цитаты, им нужно проанализировать и рассказать, почему именно этот отрывок они посчитали важным. Это труд. Но потом, привыкнув к нему, они выполняют такую работу быстро и качественно.

— Современную литературу с ребятами изучаете?

— Конечно, даже находим время на произведения, которых нет в учебном плане. Недавно с одиннадцатиклассниками прошли все четыре самые знаменитые антиутопии. Эти книги очень понравились ребятам, даже ученики физико-математического класса живо обсуждали темы, которые поднимаются в произведениях.

Я использую разные формы занятий, в том числе провожу семинары по той литературе, которую читают дети. Раз в месяц ребята советуют мне новые книжки. Долгое время я отнекивалась от “Гарри Поттера”, но в итоге мне пришлось осилить и его. Я не могу позволить себе быть вне интересов ребят.

— В принципе, на Ваш взгляд, какими качествами должен обладать педагог, чтобы одновременно быть для детей и авторитетом, и тем, кого они любят?

— Многое зависит от возраста ребят. Для учеников пятого-шестого классов это должен быть взрослый, симпатичный им какими-то внутренними качествами. Тот, кто готов с серьёзностью относиться к их идеям, выдумкам. Для ребят старшего подросткового возраста важно, чтобы рядом с ними был человек, которому они доверяют, кому можно что-то рассказать, даже поплакать рядом.

— Вы строгий преподаватель? Сложно ли у Вас заработать пятёрку?

— Я не отношусь к своим предметам с излишней фанатичностью. И к выставлению оценок подхожу индивидуально. Конечно, соблюдаю методические требования, но всё-таки во главе стоит личность ребёнка. И я поставлю ученику четвёрку, пусть даже если он чуть-чуть до неё не дотягивает, но при этом понимаю, как эта оценка для него важна, каким стимулом для роста станет. Знаю, что, по мнению детей, я справедливый учитель, и ребята меня не боятся.

Я никогда не повышаю голос на учеников, даже если они шумят на уроке. Считаю: главное, что движет хорошим педагогом, — чувства принятия и безусловной любви к каждому ребёнку, желание понять его.

— Какой этап конкурса “Учитель года” запомнился Вам больше всего? Были ли сомнения изначально, участвовать или нет?

— Когда мне предложили попробовать себя, подумала: почему бы и нет? Я работаю в гимназии уже десять лет, мне есть чем поделиться с коллегами. Кстати, спустя всего полгода после того, как я устроилась в школу, меня отправили на конкурс “Молодой учитель года России”. Он проходил во Владивостоке, тогда я заняла четвёртое место — это было моё боевое крещение. Потом я участвовала во многих профессиональных состязаниях различного формата.

На конкурсе “Учитель года” меня порадовал этап открытого урока. Я вела литературу у семиклассников лицея № 9. Это были абсолютно незнакомые ребята. Мы с ними разбирали произведение “Хамелеон” Антона Чехова, работали с цветом.

— Что это значит — “работа с цветом”?

— С помощью лент в начале урока определяем, какого цвета у ребят настроение здесь и сейчас. Потом, в конце занятия, пережив определённый опыт, ученики снова выбирают цвет. Мы смотрим, сохранилось ли первоначальное состояние, или что-то внутри произошло и настроение изменилось. Практически в ста процентах случаев так и происходит — ребята выбирают другой цвет. И это хорошо, значит, эффект занятия достигнут. Ведь после просмотра спектакля, прослушивания музыки со зрителем, слушателем, созерцателем что-то должно произойти, чтобы он стал другим. И после урока должно получаться также. А на открытом занятии через цвет мы ещё проявляли характер героя “Хамелеона”. Окрашивали его ключевые качества разными цветами.

После этого этапа я в очередной раз поняла, что нахожусь на своём месте. Потому что за сорок минут урока у нас сложились очень тёплые отношения с ребятами, которых видела первый раз.

Я люблю свою работу, потому что меня здесь ждут. Занимаюсь тем, что могу делать хорошо. А когда относишься к своему делу с любовью, всё получается легко, без надрыва. И дети это чувствуют.

Мне хорошо запомнился такой момент. Когда я только пришла в школу, проходила какая-то конференция, на которой дети обсуждали в том числе тему успеха и успешности. Тогда меня сильно задели слова одной из старшеклассниц. Она сказала: “Успешный человек не может быть учителем”. Наверное, весь мой педагогический путь — противостояние существующим стереотипам, касающимся учителей. Общество привыкло к образу зажатого, уставшего педагога, который не может выйти за пределы каких-то рамок. Но это не так. А чтобы не превратиться в такого учителя, нужно идти за своими детьми, быть с ними на одной волне. Педагог успешен тогда, когда ученики его понимают и хотят идти вместе с ним.

— Что для Вас является источником сил, не позволяющим стать “уставшим учителем”?

— Мои ученики. Мы много времени проводим вместе. Например, у нас есть традиция всем классом ходить на конкурсы, соревнования, в которых участвуют наши ребята, профессионально занимающиеся танцами, спортом. В классе мы проводим “домашники” — по аналогии с “квартирниками”. Приносим дом в школу: убираем парты, расстилаем пледы, наливаем чай. Приглашаем родителей и выпускников, вместе смотрим фильмы, поём под гитару, разговариваем на самые разные темы. Как раньше на домашних праздниках, читаем стихи, стоя на табуретах. Интересно, что чаще других на них поднимаются родители. Дети в полном восторге: где ещё увидишь маму, читающую Маршака, стоя на табурете…

Известно, что всё начинается с семьи, поэтому я стараюсь работать с родителями в самых разных форматах. Кстати, на собраниях у меня всегда аншлаг, и творчеством мы и на них занимаемся — что-нибудь лепим, вырезаем. Например, символ светлого будущего для своего ребёнка. Обычно такие собрания я провожу в одиннадцатом классе, приглашаю и учеников, и родителей. Прошу каждого слепить свой символ будущего, чтобы потом сравнить устремления взрослых и детей. Очень трогательно было, когда бабушка одного ученика вылепила на картоне небольшое сердечко и подписала: “Береги своё сердце”. Все присутствующие стали плакать.

В принципе, родительские собрания я провожу не для того, чтобы поругать кого-то. Для меня семьи моих учеников — первые помощники. Задача у нас общая, поэтому мы не должны быть на разных сторонах. А когда за плечами целая команда, ты можешь больше.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА