ЖКХ и благоустройство
Система "умного" регулирования дорожного движения выиграла грант в 20 млн рублей
Система "умного" регулирования дорожного движения в Красноярске продолжает совершенствоваться.
Создатели интеллектуальной системы, которая в режиме реального времени отслеживает ситуацию на городских дорогах, выиграли конкурс в рамках национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”. 20 миллионов рублей, полученные за победу в конкурсе, пойдут на дальнейшее развитие и масштабирование проекта.
Речь идёт о местной компании “Модульные системы управления”, которая на старте своей работы полностью досконально изменила подход к регулированию красноярских светофоров. Ведь от того, насколько согласована их работа, зависит обстановка на улицах города. Стоит в каком-то одном месте образоваться затору — в пробки встанут все соседние перекрёстки. Поэтому разруливать потоки машин надо централизованно, владея всей информацией.
— Для того чтобы эта информация была собрана в одном месте, наша компания по заказу городской администрации разработала автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), которая каждые 15 минут анализирует обстановку и в случае необходимости предлагает варианты оптимизации светофорного трафика, — рассказала представитель компании Марина Шиликова.
“Умная” система учитывает ДТП, пробки, общую скорость потока в разных районах города и графически показывает ухудшение либо улучшение ситуации. Все эти данные на большой панели видит диспетчер. И может, если нужно, буквально одним движением компьютерной мыши поменять режим любого светофора.
Важной частью АСУДД является модуль, позволяющий принимать стратегические решения. Например, о глобальных изменениях в управлении транспортными потоками, переносе остановок, строительстве, расширении и реконструкции магистралей, организации парковок.
— По сути, это цифровой двойник транспортной городской сети, — поясняет Марина Шиликова. — Он основывается на статистике, которая учитывает интенсивность движения, ширину каждого участка дороги, выделенные полосы, объекты, к которым направляются транспортные потоки в разное время суток и разные сезоны: школы, торговые центры, стадионы. Используя эти данные, можно смоделировать любую ситуацию. Например, нужно для ремонта закрыть на какой-то улице полосу движения. Накопленная статистика анализирует, как изменится обстановка, и выдаёт наилучший алгоритм действий, сглаживающий отрицательные последствия для автомобилистов. Есть места, где действительно можно снять напряжение, более грамотно управляя светофорами, а есть такие, где как ни перестраивай фазы, пробки всё равно никуда не исчезнут. Поможет только расширение дороги.
Автоматику к управлению транспортными потоками в Красноярске привлекли в конце 2018 года, и это дало результаты. “В 2017 году в час пик пробки достигали девяти баллов, а в 2019-м, после ввода АСУДД, — шесть, — рассказали в управлении дорог, инфраструктуры и благоустройства. — При этом автомобилей только за последний год добавилось почти 12 тысяч. Это колонна длиной в 60 километров”.
Важно, что результатов удалось достичь, значительно сэкономив средства. Разработка местной компании обошлась городу дешевле аналогов, которые внедрены в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. В данный момент компания “Модульные системы управления” совместно со специалистами Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора (КРИТБИ), который поддерживает передовые инициативы, проводит переговоры по внедрению нашего опыта в других городах России.
Внедрение системы “умного” регулирования дорожного движения позволяет не только повышать эффективность управления транспортными потоками, но и улучшает экологическую ситуацию. Ведь весомую долю загрязнения воздуха даёт стоящий в пробках и на светофорах транспорт.