Стадион
Александр Кишиневский: “В молодёжке есть ребята, способные закрепиться в “Енисее”
Главный тренер молодёжки ФК “Енисей” Александр Кишиневский о новом вызове, лучших партнёрах и магии футбола.
Этой зимой молодёжку “Енисея” возглавил Александр Кишиневский — личность для красноярского футбола, без преувеличения, выдающаяся. Он из того самого бриллиантового поколения игроков во главе с Александром Тархановым и Олегом Романцевым, выпестованных Юрием Уриновичем. Последние годы Александр Анатольевич успешно работал в любительском футболе, а теперь именно он со своим штабом будет готовить игроков для основы “Енисея”.
— Вы долгое время работали вне профессионального футбола и вдруг зимой внезапно возглавляете молодёжку “Енисея”, как это произошло?
— От подобных предложений не отказываются. В “Рассвете” не было таких тренировочных условий. Зимой же вообще не было работы. В принципе, я уже и не ожидал, что подобный вариант появится. Но был готов в любой момент вернуться в профессиональный футбол. Я благодарен Алексею Ивахову, он знает, как я тренирую, видимо, посчитал, что у меня есть потенциал для этой работы. С 2011 года я был в стороне от профессионального футбола, но старался сохранять себя в тонусе. Это касалось и поддержания спортивной формы — стремился участвовать во всех ветеранских турнирах. Также пытался не отставать от новых веяний в футболе. Мне всё было интересно, следил за работой Юлиана Нагельсмана, Антонио Конте и Маурицио Сарри. Но применить все эти новые знания и наблюдения было негде по большому счёту, сейчас появилась такая возможность.
— Это хорошо, но большой вопрос, способны ли молодые красноярские футболисты впитывать эту футбольную философию?
— Я прекрасно понимаю уровень игроков. Естественно, требования не такие, как у Сарри или Нагельсмана. Будем строить работу так, чтобы она подходила всем игрокам молодёжного “Енисея”. У нас подобрался отличный тренерский штаб, с которым приятно работать. Мы все вместе постараемся вывести ребят на новый, более качественный уровень. Пока сложно сказать, что будет дальше. Вся эта ситуация с пандемией остановила футбол. Выводы будем делать позже, а пока те, кто наблюдает со стороны, считают, что команда прогрессирует. А вот я так пока сказать не могу. Эффективность того, что мы предлагаем футболистам, будет видна позднее.
— Есть ли среди игроков молодёжки по-настоящему талантливые ребята?
— У нас есть большая проблема в оттоке в другие регионы самых талантливых игроков. Как только парень себя проявил, родители его увозят в “Краснодар”, “Чертаново” и другие школы. Но и те, кто остался, обладают способностям и потенциалом, про истинный талант не говорю — такие с 18 лет уже играют в основном составе в РПЛ. Сейчас в “Енисее” молодые ребята, которых можно обучить. Понятно, что не у всех одинаковые возможности: кто-то сразу себя показывает, а кому-то можно месяц повторять одно и то же. Сейчас мы отобрали людей, с которыми будем работать в этом сезоне. Прекрасно понимаем свою основную задачу — готовить игроков для главной команды.
— Вы будете играть в чемпионате Сибири, способны ли молодые игроки действительно расти на таком не самом высоком уровне?
— Не нужно недооценивать этот турнир. Давайте разберёмся. Команда из Новокузнецка готова играть во второй лиге. Молодёжная команда “Томи” — непростой соперник, там перспективные ребята, рвущиеся в главную команду. Дальше — Бурятия. Там и так две приличные команды, а если их объединить в одну, то уровень этого клуба будет достаточно высоким. Та же “Распадская” — это, по сути, профессиональный клуб, который также мог быть конкурентоспособным на уровне второй лиги. Соревнуясь с такими соперниками, ребята будут расти. Понятно, что не обойтись и без более слабых коллективов, но проходных там по минимуму.
— Учитывая, что главной задачей будет воспитывать игроков для взрослого “Енисея”, есть ли какие-то требования по результату, или он отходит на второй план?
— Результат, конечно, не на первом месте. Но тренерский штаб и все игроки будут работать, чтобы побеждать, иначе зачем вообще на поле выходить?
— На детских городских турнирах, на которых я присутствовал, самые популярные окрики тренеров с бровки — это: “Проще!” и “Не выдумывай!”. Мне кажется, что на детском и юношеском уровне такой подход попросту убивает в игроке индивидуальность, как будто забывают, что футбол, при всём его сложном тактическом многообразии и главенстве результата, — это, прежде всего, игра. Вы позволяете ребятам творить на поле?
— Не просто позволяю, более того, мотивирую их на то, чтобы они именно играли в футбол. Никаких “попроще” у меня точно нет и никогда не будет, тем более на молодёжном уровне. Тактику никто не отменял, задачу на игру ты обязан выполнять, но в любой игре есть место для импровизации. Выигрывать хочется, но здесь и сейчас не нужно этого добиваться любой ценой. Считаю, что в нашей ситуации всё должно быть в меру. Идёт процесс обучения, но и результат важен. Парни уже на входе во взрослый футбол, и психологию победителя нужно закладывать прямо сейчас.
— Не могу не спросить о Евгении Песикове. В матче с “Шинником” он, выйдя на замену, стал настоящим лучом света для “Енисея”, а в следующей игре Евгений уже начал в старте и вновь показал себя ярко. Вы ожидали, что Песиков так легко вольётся во взрослую команду?
— Песиков в таком возрасте, когда надо себя проявлять. Он молодец, получил шанс и воспользовался им. Другое дело, что ему ни в коем случае не стоит останавливаться, нужно расти дальше. Евгений всегда был креативным, я обращал на него внимание, когда ещё играли против дубля “Енисея”. Потом дубль был ликвидирован, что для меня совершенно необъяснимо. Мы могли потерять не только Песикова, но и других игроков. К счастью, Евгений смог сохранить свои лучшие качества. Думаю, что в молодёжке есть ещё 3—4 человека, которые могут уже в этом сезоне повторить путь Песикова в основную команду. Но это решать Юрию Газзаеву и его штабу, а наша задача — сделать всё, чтобы ребята были готовы воспользоваться шансом, когда они его получат.
— Несколько молодых игроков в первой половине сезона привлекались к играм главной команды, а сейчас опять оказались в молодёжке. Это ведь большой удар по самолюбию. Что делать, чтобы не потерять их?
— Здесь многое зависит от самого игрока, от его характера. Мы, безусловно, можем помочь, но искусственно никого не вытянешь. Если вспоминать мою карьеру, то у меня ведь тоже был такой период, когда почти на год оказался вне команды мастеров. Многое навалилось, та же учёба в институте. Но рук не опускал, сам тренировался, играл за любительские команды. И когда появился шанс вернуться, я его уже не упустил. Сейчас в Красноярске есть 15—16-летние ребята, способных среди них хватает. Все они мечтают стать профессионалами, другое дело, что время у них есть до 21 года. А дальше уже встают серьёзные вопросы. Родители начинают давить насчёт того же образования, да и деньги нужно как-то зарабатывать. А для того, чтобы заиграть, одних способностей и работы мало, нужно ещё попасть в струю. В общем, к 21 году человек уже должен определиться: либо дальше стараться в футболе, либо искать другую профессию. Бывает, что и в 26 человек “выстреливает”. Тот же Вадик Богданов, светлая ему память. Пришёл после армии и как заиграл! С ходу стал одним из лидеров, но это единичные случаи.
— Вы сейчас тренируете ребят, которые вам во внуки годятся, как удаётся найти с ними общий язык?
— Я искреннее удовольствие получаю от общения с ними, мне всегда интересно их восприятие мира. Откровенно говоря, так было всегда, я и сам не заметил, как дожил до своих лет, совершенно возраста не ощущаю. Так что мне абсолютно комфортно с игроками, не знаю, как им со мной, но вроде тоже всё хорошо, пусть так и дальше будет.
— Ваше поколение красноярских футболистов было невероятно талантливым. Александр Тарханов и Олег Романцев много лет играли в высшей лиге и в сборной. Тот же Александр Фёдорович не раз говорил, что Вы по своим возможностям также должны были дойти до такого уровня. Почему не получилось?
— У меня было несколько возможностей пробиться наверх. Первая, когда было 22 года. Нас вместе с Тархановым взяли в ЦСКА. Исключительно сам виноват, что не закрепился. Не хватило характера и спортивной злости. У Александра Фёдоровича тогда было огромное желание остаться, а у меня — нет. В итоге вернулся домой.
Второй шанс был в московском “Спартаке”. Меня заметили в составе сборной РСФСР. В 1978 году я приехал в Москву. Несколько недель потренировался у Константина Ивановича Бескова. Это был конец сезона, оставались две игры с “Пахтакором” и с “Кайратом”. И я даже сыграл за дубль против “Пахтакора”. Николай Петрович Старостин и Бесков сказали, что из виду меня терять не будут, но тогда у москвичей была масштабная селекция, и на эту позицию взяли Эдгара Гесса, который с ходу вписался в спартаковский футбол. Очень переживал, но постепенно успокоился и продолжил играть в Красноярске.
В 1982 году был самый реальный шанс. В Сочи играли с “Кубанью”, мне этот матч удался. Забил гол. После подоспело предложение из Краснодара. У них через неделю матч с московским “Динамо” предстоял, обещали место в основе. Я был в смятении. В кармане билет в Красноярск на вечер. Стоит шаг сделать — и окажусь в “Кубани”. А дома жена и ребёнок, предстояло поменять свою жизнь полностью и рискнуть, я не смог. Потом уже в 1984 году перешёл в кемеровский “Кузбасс” в первую лигу, там провёл три года. Затем сезон в Ростове в форме СКА, а после вернулся в Красноярск, по сути, доигрывать.
Не могу сказать, что как футболист реализовался полностью. Чувствовал в себе силы и потенциал играть в высшей лиге, но и в первой провёл в Кемерове и Ростове несколько замечательных лет, поиграл с Сашей Татаркиным, Валерой Масалитиным, с которыми общаюсь до сих пор. Конкуренция в первой лиге была запредельная. Совсем другой уровень. Пришлось прилично перестроиться. Жалею, что упустил свой шанс, надо было решиться ещё в тот самый первый раз, вернуться бы всегда успел.
— Вы поиграли с огромным количеством прекрасных футболистов, давайте назовём тройку лучших партнёров для Александра Кишиневского.
— Очень сложная задача, но попробую. Вряд ли все они меня бы назвали лучшим партнёром, всё-таки я больше любил с мячом повозиться, бывало, заигрывался. Первым назову Сергея Колчина. Он огромную пользу команде приносил. Мог забить тогда, когда вообще никто этого не ожидал. Вспоминается матч в Ангарске, в те времена выиграть там было задачей нереальной. Мы приехали и первые полчаса только по аутам били. Давление сумасшедшее, возили нас прилично. Пару атак всего за тайм провели. Я две передачи отдал, а Колчин оба раза забил. Во второй половине хозяева сравняли и продолжали давить. Мы ответили в концовке. У меня удар не получился, а Сергей мяч принял и забил. В итоге выиграли в матче, в котором не имели ни единого шанса.
Вторым назову Мишу Бачурина. Он лучше всех использовал уже мои сильные качества. Мог отдать пас и в ноги, и на ход. Поле видел с закрытыми глазами. Один раз играли во Владивостоке. Добирались туда с приключениями и на стадион попали практически к началу матча. На своём поле соперник был особенно силён, но мы выстояли, даже вели 2:0, в итоге сыграли вничью. А Бачурин мне отдал такой голевой пас, который до сих пор перед глазами. Черпаком закинул на ход, только оставалось в ворота попасть. Третьего партнёра не назову, невозможно выбрать просто, слишком много великолепных футболистов играло рядом.
— Сколько лет Вы в футболе?
— Мяч пинать стал, как ходить научился, а что касается профессионального дебюта, то были матчи со сборной ветеранов СССР, когда они в Красноярск приезжали. Сыграл несколько минут с венгерским “Вашашем”, уж не знаю, как его к нам занесло. После был перерыв, когда было непонятно, останусь ли в футболе. А полноценный дебют состоялся с “Иртышом”. Романцев заболел, я вышел в старте, выиграли тогда 5:2. Два забил, два отдал — фантастические были ощущения. Так что можно считать с этого матча — больше 40 лет прошло.
Кстати, в следующем поединке я опять вышел в старте, а выздоровевший Романцев начал в защите. В итоге мне удалось забить победный мяч, а Олег нашёл для себя идеальную позицию именно как защитник, он и добился главных высот.
— За это время хоть раз пожалели, что выбрали футбол?
— Ни разу. И никогда не уставал от футбола. Это больше чем игра. Как говорил наш наставник Юрий Альбертович Уринович: “Футбол — для умных”. Вроде ничего не происходит, 22 человека, один мяч, а оторваться от этого невозможно. Популярнее футбола, не только, как вида спорта, а как явления, ничего нет. Объяснить невозможно, почему он так захватывает и не отпускает. У него особая магия. И я счастлив, что свою жизнь посвятил футболу. Пусть о каких-то решениях сожалею, но никогда ничем другим и не думал заниматься. Всю жизнь провёл в футболе, и очень бы хотелось, чтобы это продолжалось как можно дольше.
Досье
Александр КИШИНЕВСКИЙ родился 7 мая 1954 года в Баку.
Красноярский футболист и тренер. Играл за “Автомобилист” (Красноярск), “Кузбасс” (Кемерово), СКА (Ростов-на-Дону).
В 1991 году возглавил красноярский “Металлург”. Тренировал “Газовик-Газпром” (Ижевск), “Викторию” (Назарово), “Реформацию” (Абакан), “Динамо-Машиностроитель” (Киров), “Факел-ШВСМ” (Якутск), “Металлург-Кузбасс” (Новокузнецк), любительские красноярские команды “Реставрацию” и “Рассвет”.
С 27 января 2020 года главный тренер молодёжной команды “Енисей”.