Моя история
«Говорите, наступит эпоха онлайн-образования? Размечтались»: Юрий Подопригора про йогу, удалёнку и будущее
Известный красноярец рассказал о новинках режима самоизоляции
Юрий Подопригора неожиданно для себя примерил роль «буревестника онлайн-революции». Еще в марте он начал вести йогу в прямом эфире инстаграм. Трех недель хватило, чтобы убедиться: масштаб прогнозируемых перемен, мягко говоря, преувеличен. На удаленке останутся только те, кто и так там был. Остальные – кто нехотя, кто радостно – вернутся к привычному укладу. Учить, лечить, тушить, жарить, стричь, бездельничать в казенных кабинетах. В своем тексте Юрий на базе полученного опыта внезапно начинает делать выводы вселенского масштаба, что, возможно, покажется небезынтересным.
Начнем с йоги
Всегда считал онлайн-тренировки профанацией. Многие уважаемые тренеры держались того же мнения. Тем не менее в итоге все мы оказались онлайн. С оговорками или без. Как это происходило? С 23 марта в фитнес-клубах, где я вел йогу, прекратились групповые занятия. Пятью днями позже клубы закрыли свои двери совсем, а уже на следующий день я вышел в прямом эфире инстаграм. Бесплатно. Просто чтобы неделю продержаться – тогда казалось, что всего неделю. Чтобы не свалиться в депрессию из-за отмены всех проектов, неопределенности, ограничений.
Вы помните тот взрывной момент интеллектуального обжорства? Все эти бесконечные списки онлайн-курсов и видеоуроков, поучительных фильмов и полезных книг. Мы кинулись учиться, словно девица в истерике, по магазинам — шопингом стресс лечить. Тренеры тоже не остались в стороне. Бесплатные эфиры пошли круглосуточно. Можно было начать утро с Ларисой из Иркутска, в 8.15 продолжить со мной, в 9.00 переключиться на Марию, потом Илью в Новосибирске. Затем (как всегда, поздно) начинают просыпаться москвичи, а в Иркутске близится вечер, в эфире Марк, и так по кругу.
Те, для кого йога – главный способ заработка, сразу создали закрытые аккаунты, зум-конференции и т.д. Хороший тест на лояльность учеников. Кто-то сделал ставку на добровольные пожертвования. Иные предпочли комбинированную стратегию – что-то бесплатно, что-то нет.
Кстати, спустя неделю я тоже перешел на режим добровольной оплаты. Эдакий эксперимент. Цену определил в 200 рублей за занятие (средний онлайн-чек по городу). Кстати, в оффлайне эта сумма колеблется от 300 до 400 рублей (при оплате за месяц), немногим выше. В итоге за первую неделю в среднем вышло даже чуть лучше стандартной «клубной» зарплаты (в час тренер за групповое занятие получает 450–500 рублей). У многих коллег получилось меньше (мы все на связи друг с другом). Вряд ли дело тут в уникальном тренерском мастерстве, скажу честно. Скорее всего, я просто «утренний монополист», начинаю раньше всех, в 8.15 (добро пожаловать, кстати).
С точки зрения методики опыт неоценимый. Работаешь без обратной связи. А значит, надо подбирать максимально доступный и безопасный материал, вести голосом подробно и четко. Угадывать нужный темп. Подавать пошагово, последовательно. Да и требования к собственной технике возрастают серьезно. Зато можно потом пересмотреть эфир, разобрать ошибки. Каждый день так и делаю, очень полезно.
И вот третья неделя. Все устали играть в энтузиазм. Бесплатных эфиров в разы меньше. Коллеги-тренеры экономят силы – только в закрытых группах и за оплату. Клиенты-физкультурники экономят средства – добровольные перечисления упали втрое. И этот опыт – отличная база для рассуждений про онлайн-иллюзии.
Играем в футуристов
Говорите, наступит эпоха онлайн-образования? Дистанционных контактов, удаленной работы? Размечтались. Еще про новые ценности и крах общества потребления можно добавить, и сэр Томас Мор радостно заулыбается там, за облаками.
Традиционный офлайн, разумеется, вернется в торжестве своем. Поначалу – с ажиотажем: насиделись мы дома, соскучились. Потом баланс снова установится. Но другой, не тот, что был вчера.
В относительно долгосрочной перспективе офлайн станет более дорогим, элитарным, ценным, выборочным. Личные переговоры, например, не прекратятся, но станут требовать более существенного повода для встречи, чем раньше. Офлайн-образование можно будет уподобить театру, который в итоге даже выиграл от появления кино (сравните цены на билеты). Есть люди, которые всегда будут понимать: онлайн можно научиться стоять в планке, но нельзя постичь йогу. Можно учить иностранные слова, но нельзя окунуться в глубину языка. Только фундаментальный подход, живое взаимодействие, совместное погружение в практику. Таких «понимающих» людей будет меньше, но тем выше поднимется статус офлайн.
Другое дело, что традиционные «очные» бизнесы (то же образование) многое позаимствуют у онлайна. Геймификация, дистанционное выполнение заданий, работа с удаленными источниками и экспертами. Полагаю, нас ждут новые, гибридные формы, совмещающие лучшие моменты обоих подходов.
Так что новоиспеченным энтузиастам онлайна я бы предложил слишком не ажиотироваться. Да, многим удается сейчас что-то заработать на занятиях в "Зум" или инстаграм. Да, каждый сейчас срочно пишет какие-то курсы или видеоуроки. Но, увы, низкобюджетные трюки способны лишь ненадолго удержать уже имеющуюся лояльную аудиторию. Клиентов, изменивших свои привычки в пользу онлайна, быстренько заберут сильные игроки, способные, во-первых, произвести грамотный продукт, много продукта, во-вторых, технично его продвинуть. Они уже сейчас это делают, открыв якобы бесплатный доступ к контенту и собирая контакты.
Другой пример. Небольшой ресторанчик поблизости от меня: популярный бизнес-ланч и постоянный круг гостей по вечерам. Сейчас они вынужденно работают навынос, но расскажите им про переход в онлайн! Если это случится, завтра же их «съест» выстроенная логистика какого-нибудь местного мини-холдинга, а послезавтра и этот мини-холдинг в лучшем случае превратится в придаток федеральной сети доставки.
Все вернется на круги своя, конечно. Но онлайн-маркетинг этому ресторанчику придется осваивать активнее. Как и всем остальным.
P.S. Кстати, добро пожаловать ко мне в инстаграм на йогу по будням в 8.15!