None

Мама вернулась, дядя погиб: судьбы двух бойцов советской армии

У красноярки Лии Кульмаметьевой в Великой Отечественной войне участвовали мама и дядя.

Мама вернулась, дядя погиб: судьбы двух бойцов советской армии

У красноярки Лии Кульмаметьевой в Великой Отечественной войне участвовали мама и дядя. Мама прошла всю войну и окончила её в Берлине, а дядя погиб в 1943 году. У Лии сохранилось письмо, которое он ещё до войны, будучи солдатом срочной службы, написал её матери, своей двоюродной сестре.

Гульгара Кульмаметьева, мама Лии, с первых дней войны выучилась на бодистку — оператора телеграфного аппарата Бодо, проще говоря, связистку и добровольцем ушла на фронт. Служила она в 59-м отдельном полку связи первого Украинского фронта, в составе которого дошла до Берлина. В числе боевых наград Гульгары Кульмаметьевой есть грамота от маршала Советского Союза Ивана Конева, хранящаяся в семье.

— После войны маму оставили работать в советском торговом представительстве в Австрии, в Вене, — говорит Лия Кульмаметьева. — Там она проработала до 1947 года, а потом сама стала проситься домой, настолько ей захотелось вернуться на родину. По возвращении жила в Красноярске, вела активную переписку с музеем 95-го полка связи, который был создан в одной из школ — сейчас сложно в это поверить — украинского города Львова. Мама отправляла туда сведения и военные фотографии из собственного архива для экспозиции. Не стало мамы в 1999 году.

Двоюродный брат Гульгары Кульмаметьевой Ибрагим Шурупков ещё до войны, в конце 1930-х годов, был призван на военную службу, которую проходил на Дальнем Востоке. У Лии сохранилось письмо, которое он написал её матери Гульгаре как раз в этот период.

Добрый день или вечер, здравствуй, Галя. Шлю тебе свой красноармейский привет. Если хочешь узнать про меня, я жив-здоров и желаю тебе всего хорошего в твоей прекрасной жизни. Твоё письмо я получил 23 февраля 1939 года. В тот праздничный день принимали присягу, и, получив от тебя письмо, очень обрадовался. Только распечатал его и взял в руку твою фотокарточку, сразу поналетели командиры и не могли насмотреться, говорили, какую имеешь сестру красавицу. Я ответил, да, действительно, ежеминутно смотрю и думаю, какая красивая у меня есть сестра, могу ей всегда гордиться.

Галя, я живу хорошо и учусь. Из дома получаю письма редко. Получил от Абдрахмана одно письмо и фотокарточку, он очень похудел, лежал в больнице. Тётя дом продала, живёт у Абдрахмана. От Юмая ничего не слыхать, они живут по-старому. Галя, ты мне денег прислала, большое спасибо тебе за твои заботы”.

В семье хранились ещё несколько писем от Ибрагима Шурупкова, присланных уже с фронта, говорит Лия, но, к сожалению, на сегодня они утеряны. “Известно, что дядя Ибрагим погиб в марте 1943 года где-то на южном направлении, — добавляет наша читательница. — Больше никаких сведений о нём нет. В Красноярске до войны моя мама, дядя Ибрагим и его родная сестра Мутагара жили на улице Татарской, которая сейчас Коммунистическая”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА