Стадион
Вениамин Луканин. Герой без звезды
Рассказываем о жизненном пути легендарного спортсмена.
Герой этого материала Вениамин Луканин — футболист, хоккеист и скалолаз, который в военные годы был первоклассным танкистом. И лишь нелепая несправедливость оставила его без заслуженной золотой Звезды Героя.
С зачеткой на войну
Вениамин Луканин родился 10 ноября 1919 года в городе Кузнецке Томской губернии — сейчас он именуется Новокузнецком и входит в состав Кемеровской области. В десятилетнем возрасте маленький Веня вместе с родителями перебрался в Красноярск. Параллельно с учёбой в школе Луканин проявлял недюжинные спортивные способности: вместе с сестрой Верой регулярно ходил на Столбы, а с 15 лет играл за общество “Динамо” в футбол и хоккей с мячом. Постепенно парень дорос до основной команды, за которую выступал до окончания школы.
“Именно в эти годы происходило становление молодого человека, формирование его несгибаемого характера, воспитание силы воли и физической выносливости, — писал в 2003 году красноярский публицист Владимир Трофимов. — Именно тех качеств, которые впоследствии так пригодятся ему, помогут в трудные минуты преодолеть самого себя и выстоять, казалось бы, в самых безнадёжных ситуациях”.
В 1938 году Луканин уехал в Томск, поступив в местный политехнический институт, а в 1940-м перебрался в Свердловск. И везде он был лидером, регулярно защищая цвета университетских команд. Казалось, что из прилежного студента получится неплохой футболист или хоккеист, но всё изменила война: узнав о её начале, 21-летний Вениамин ушёл добровольцем на фронт, сдав лишь часть экзаменов.
“Как специалиста по механической части, а я в политехе всё-таки учился, отправили меня в Челябинское танковое училище, — вспоминал Вениамин Григорьевич в разговоре с журналистом “Городских новостей” Владиславом Шевниным. — Оттуда перебросили прямо под Сталин- град, в состав 5-го отдельного гвардейского полка”.
Забыв о смерти
На фронт Вениамин Луканин ехал уже лейтенантом, получив это звание в училище. Сначала в его распоряжение попал танк КВ-1С, а затем более тяжёлый ИС-2. На “Иосифе Сталине” он воевал в Сталинградской битве, уничтожив несколько фашистских танков. Но не об этом любил говорить Луканин — в его памяти отложился более светлый эпизод.
“Едем мы по Сталинграду на танке, я, как обычно, на броне, — рассказывал Вениамин Григорьевич. — Вдруг вижу среди всей этой разрухи настоящее футбольное поле! Относительно ровное, с воротами, а в центральном круге мяч лежит кожаный. Я кричу водителю: “Стой!”, а сам спрыгиваю и несусь к мячу — как был в полном боевом обмундировании, с автоматом и в сапогах. Подбегаю к мячу, хватаю его, а он целёхонек! По воротам от души как засадил, потом подобрал мяч и к танку его нашему в сетке привязал. С тех пор любые свободные минуты на фронте мы проводили, играя в футбол. И в бой когда шли, у нас мяч этот на броне болтался сзади”.
Непонятно, откуда в разрушенном городе взялся футбольный мяч, — Луканин об этом тоже не думал, когда бежал к нему, как радостный подросток. И о безопасности в ту секунду он забыл: уже потом его осенила страшная мысль: “А если бы поле заминировали?” Но всё обошлось.
В советскую историографию наш герой попал благодаря эпизоду, произошедшему на Сандомирском плацдарме в августе 1944 года. Немцы бросили на него все силы, чтобы не пустить советские войска в Польшу, — по некоторым данным, операцией руководил лично Гитлер. После затяжных боёв пехота отступила, и на поле боя остались два танка, которыми руководили Пётр Ляхов и Вениамин Луканин. Заняв выгодную позицию, они наблюдали, как на поле выезжает немецкая бригада из 17 танков.
“Помирать, так с музыкой! Бейте по передним “пантерам” и “тиграм”. Я ударю по замыкающим, чтобы закупорить колонну”, — приказал по рации Ляхов.
То, что произошло дальше, иначе как героизмом не назовёшь. Два советских тяжёлых танка полностью разгромили немцев, оставив на поле боя лишь дымящиеся металлические каркасы. Приехавшие на место командиры не понимали, как такое вообще возможно. После такой блестящей операции на все танковые экипажи были составлены наградные листы.
Ляхова и Луканина представили к званию Героя Советского Союза. Однако свои звёзды они так и не получили. Существует легенда: якобы командир полка Богунов, у которого были напряжённые отношения с танкистами, съездил в штаб армии и изъял представления со словами: “Пока я не герой, в моём полку героев не будет!” Увы, несправедливость в этом случае взяла верх.
Позже Вениамина Григорьевича ещё раз представляли к званию Героя за успешное форсирование Вислы, но снова он остался без высокой награды — затерялись наградные документы. Вместо наград Луканин получал ранения, одно из которых чуть не стало роковым: разорвавшийся снаряд изуродовал ногу. В госпитале танкист и встретил День Победы.
Вера в спорт
Послевоенная жизнь была не из лёгких. Врачи хотели ампутировать искалеченную ногу, но Луканин ответил отказом. Как и до войны, ему помог любимый спорт.
“Я надрезал гипс и попытался встать на коньки, — вспоминал ветеран. — Вроде удачно вышло, постепенно стал разрабатывать ногу. И уже с осени 1945-го сумел включиться в командные тренировки, затем в игры — хотя рана ещё давала о себе знать. Зимой 1946-го я восстановился на третьем курсе института, стал совмещать спорт с учёбой. А спустя полтора года рана окончательно затянулась”.
После института Луканин перебрался в Ленинград, поступив в аспирантуру лесотехнической академии. Дело шло к защите диссертации, но фронтовые раны дали о себе знать, и Вениамин Григорьевич вернулся в Красноярск. В разные годы он играл за футбольные команды “Динамо” и “Наука”, а в 1949 году стал участником первого Всесоюзного слёта скалолазов, где занял шестое место. И хоккей с шайбой ему покорился — будучи в Ленинграде, он становился чемпионом города среди студенческих команд, а затем даже играл в первенстве РСФСР.
Также наш герой известен как спортивный деятель и писатель. Из-под его пера вышли книги о красноярских спортсменах-фронтовиках “Забыть не имеем права” и “Дороги памяти”. По инициативе Луканина на острове Отдыха появился памятник спортсменам-воинам и музей спорта при краевом профильном комитете. Долгое время Вениамин Григорьевич играл за ветеранские команды и даже в преклонные годы интересовался спортом, имея на всё авторитетное мнение.
“О собственном совершенствовании надо в первую очередь заботиться, а не о суммах контрактов. Спорт должен и в жизни помогать. Человек волевой становится, выносливый”.
В марте 2020 года совет ветеранов футбольного “Енисея” поднял вопрос о при- своении Вениамину Луканину звания Героя России. Соответствующее предложение в ближай- шее время будет направлено Владимиру Путину.
Использованы материалы книги Александра Малова “Юность моя опалённая”