Красноярск исторический
Красноярец Владимир Михайлов о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Председатель правления Красноярского “Союза “Чернобыль” вспоминает о событиях 1986 года.
Авария на Чернобыльской АЭС стала самой большой техногенной катастрофой, которая когда-либо случалась в мире. Для ликвидации аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года, было привлечено более 800 тысяч человек со всего Советского Союза. В их числе оказался красноярец Владимир Михайлов. Он получил повестку из военкомата о призыве на военные сборы в начале декабря 1986 года. А 10 декабря уже был в Чернобыле. Служил заместителем командира роты по политической части в полку химической и радиационной защиты, который был переброшен в Чернобыль из Кемеровской области в самом начале ликвидации.
По дороге из аэропорта в часть Владимир Михайлов был впечатлён увиденным в “зоне”. Пустые деревни, заколоченные окна домов. Жуткая тишина: не слышно собачьего лая, щебета птиц. Зато чёрные яблоки на деревьях висят...
Владимир Алексеевич разместился в офицерском общежитии и пошёл осматриваться на местности. Сразу бросилось в глаза обилие самой разной воинской техники. Только в их роте было 35 единиц. Её нужно было постоянно дезинфицировать — обмывать, поливать, смывать.
В роте было 32 человека личного состава, все взрослые мужики, намного старше своего командира — кадрового 22-летнего офицера, новоиспечённого выпускника училища. Но на объекте все были равны, там не- когда было офицеров вычислять да честь отдавать.
На работы выезжали рано. “Причём очень много времени занимали поездки на объект и обратно, — вспоминает Владимир Михайлов. — Особенно когда машину, выезжавшую из “грязной” зоны, не могли быстро отмыть. Иногда её по несколько раз гоняли на пункт санитарной обработки “грязь” смывать, а люди в это время стояли и ждали”.
Работали на разных объектах, в том числе на вырубке “рыжего” леса: бензопилу в руки — и знай вали деревья. Времени на всё не более 20 минут — одни дерево валят, другие его тут же на чурки распиливают, третьи их растаскивают.
С наступлением тепла стали ездить на 3-й энергоблок — чистили крышу, внутри здания отдирали штукатурку, снимали полы. От работы никто не увиливал. Скажет на утреннем разводе командир: “Сегодня нам доверили очистку крыши 3-го блока. Добровольцы есть?” Шаг вперёд делали все. Во-первых, уклоняться не было смысла — чем быстрее наберёшь дозу, тем быстрее уедешь домой. Во-вторых, трусить было не по-мужски. На всех объектах работали группами под руководством старшего офицера. Он рассчитывал время работы на объекте для каждого индивидуально. Всё приходилось делать очень быстро.
Вечером, по окончании работ, шёл подсчёт “потерь” личного состава — всех набравших допустимую дозу радиации списывали и в “зону” уже не отправляли, они оставались нести службу в расположении части и дожидались замены. Владимир Алексеевич набрал свои официальные 20 рентген весной и вернулся домой.
В стране шла перестройка. Меры, принятые государством по оказанию помощи участникам ликвидации последствий катастрофы, стали неэффективны, зачастую просто не выполнялись. Затем развалилось и само государство. Люди, причастные к трагедии на АЭС, стали объединяться в общественные организации для отстаивания своих прав. Так появился “Союз “Чернобыль”. Краевая организация была создана в 1991 году. Её первыми руководителями были уже ушедшие из жизни участник строительства саркофага инженер-строитель Александр Бевза и Юрий Мысин. С 2002 года возглавляет краевой “Союз “Чернобыль” Владимир Михайлов. Он сумел наладить конструктивную работу с законодательной и исполнительной ветвями власти города и края. Так, Владимир Алексеевич лично принимал участие в подготовке проектов законов Российской Федерации и Красноярского края, других нормативных актов, направленных на улучшение положения людей, пострадавших от радиационного воздействия. В результате удалось улучшить социально-экономическое положение их и членов их семей.
В соответствии с региональными законами ежегодно из бюджета края выделяются средства на дополнительные меры социальной поддержки людей, пострадавших от радиации, и членам семей умерших участников ликвидации последствий радиационных катастроф. Ежегодно соцподдержку получают более трёх тысяч человек.
В краевой организации “Союз “Чернобыль” работает центр юридической консультации. Ежегодно там получают помощь более полутора тысяч граждан, пострадавших от радиации, в том числе члены их семей.
С 2004 по 2011 год краевой организацией проводилась большая работа по оформлению документов для награждения ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС государственными наградами за проявленное мужество и героизм. В результате более 800 ликвидаторов были награждены орденами и медалями.
Владимир Алексеевич участвует в защите прав участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС через структуры гражданского общества. В 2017 году был избран руководителем общественного совета при Главном бюро МСЭ по Красноярскому краю, с этого же года является членом общественного совета министерства социальной политики края. В 2018 году вошёл в состав общественного совета министерства здравоохранения региона.
За весомый вклад в развитие социальной защиты ликвидаторов Чернобыльской аварии Владимир Михайлов был отмечен орденами Мужества и “Знак По- чёта”, медалями Министерства обороны РФ и МЧС России.