Стадион
«Без футбола жить можно, но невыносимо»: Алексей Ивахов о работе, критике и лучших тренерах
Поговорили с директором ФК «Енисей», который скоро отметит первые полгода на этом посту.
Футбольный сезон в России по-прежнему не у дел. Коронавирус не даёт любимой игре миллионов вернуться на поля и экраны. Что будет дальше, неизвестно. Но работа в футбольном “Енисее” продолжается, несмотря на всё происходящее. Мы встретились с директором клуба Алексеем Иваховым, который вскоре отметит первые полгода на этом посту.
— За время пандемии, когда нет футбола, изменился ли как-то ваш распорядок дня или вы по-прежнему погружены в работу?
— Ритм жизни поменялся. Много удалённой работы, а это непросто. Документооборот, какие-то новые идеи, которые нужно обсуждать с коллективом — всё присутствует, но работа в таком формате имеет свои трудности.
— Футбольный клуб — это не только директор, тренер и игроки, но и большое количество персонала, у которого множество дел, когда сезон идёт в обычном режиме. А чем они сейчас все занимаются?
— Достаточно зайти в наши соцсети, чтобы увидеть, чем мы занимаемся. Пиар-отдел и пресс-служба проделали за это время большой объём работы. Было много акций. Это и помощь ветеранам, врачам, различные челленджи, интервью с футболистами и тренерами, зарядки с игроками. Ветераны клуба — это же не только люди пенсионного возраста, но и поколение 40+. Они полны идей, мы стараемся вовлекать их в жизнь клуба. Масштабно готовились к празднику Великой Победы. Не всё из задуманного удалось осуществить, к сожалению. Мы собирали подписи за присвоение нашему земляку Вениамину Луканину звания Героя Советского Союза посмертно. Точно знаем, что документы сейчас на рассмотрении. Также оказывали поддержку ветеранам ВОВ и их родственникам, сделали несколько видеороликов о героях войны. Несмотря на сложность взаимодействия с сотрудниками, обширная работа не останавливалась.
— Получается, что пандемия пошла на пользу — если бы сезон продолжался, вряд ли осталось бы время для этих проектов.
— Мы бы их сделали в любом случае. Планов не реализовали и половину, была расписана целая программа празднования 9 Мая. Плюс наша команда ветеранов планировала поездки по городам края, товарищеские матчи с местными коллективами, мастер-классы, но это по понятным причинам осуществить не удалось. Однако в будущем, когда жизнь войдёт в нормальное русло, мы обязательно это сделаем.
— Получается, что и без футбола можно жить?
— Можно, но невыносимо. Его ничем не заменить. Невозможно описать, как мы все ждём, когда это закончится и футбол вернётся.
— В Германии он вернётся уже 16 мая, а когда у нас? Вам-то уж точно об этом известно гораздо больше, чем журналистам и болельщикам.
— Пока ничего не понятно. Исполком РФС состоится 15 мая. После этого появится конкретика. При этом всё зависит от разрешительных мер со стороны властей. Клубы ФНЛ уже проголосовали в вопросе продолжения сезона.
— И большинство проголосовало против.
— Надо понимать, что голосовали не против продолжения сезона, а против того, чтобы завершить его за один месяц. Так проголосовал и наш клуб. Лично я за то, чтобы футболисты играли, зрители болели за любимые команды, а функционеры выполняли свои обязанности в полном объёме. Но ситуация такова, что сейчас мы даже по стране летать не можем, неизвестно, когда всё откроется. Конкретного понимания, как доигрывать, нет. Везде идут нестыковки. Контракты у большинства наших футболистов заканчиваются 31 мая. Если сезон возобновится, с кем мы его будем доигрывать? Плюс к этому куча других проблем.
— И всё же, допустим, РФС примет решение о продолжении сезона. “Енисей” будет к этому готов?
— Мы сделаем всё, что в наших силах. Если же что-то будет невыполнимо, чётко скажем, что это невозможно.
— Осталось 11 матчей. Сыграть их за один месяц сложно, но можно. Если, к примеру, выберут какой-то один регион, где соберутся все коллективы, не надо будет летать туда-сюда.
— Ну хорошо, соберёмся мы в условном Сочи, сыграем. А зачем? Мы играем для красноярцев, никто из них туда не попадёт. Ради чего всё это тогда делать и тратить гигантские деньги?
— Вы во главе клуба без малого шесть месяцев. Это время стало самым сложным в вашей футбольной жизни?
— Могу сказать точно, что с многие из ситуаций, с которыми я столкнулся, были в моей жизни впервые.
— Вы были готовы к этим ситуациям, когда согласились занять должность директора клуба?
— К чему-то был готов, к чему-то нет.
— Если отмотать время назад и представить, что столкнётесь с ними, к примеру с массой негатива от болельщиков в интернете, согласились бы возглавить “Енисей”?
— Почему я принял решение прийти в “Енисей”? Клуб был в тяжёлой финансовой и спортивной ситуации, я много лет отработал в “Енисее” и не мог стоять в стороне. Поэтому согласился на предложение стать директором. Что касается ситуации с болельщиками. В Красноярске и в крае очень много поклонников нашей команды. И то, что было в соцсетях, — не отражение мнения всех болельщиков. Этим занимались отдельные личности, есть чёткое понимание, кто, как и зачем. Естественно, что на фоне тяжёлой ситуации в клубе этот негатив сказывался и на нейтральных людях. Нужно чётко понимать: если ты болеешь за “Енисей”, то ты должен поддерживать клуб, а не Ивахова, Петрова или Сидорова. Если посмотреть мою биографию, можно увидеть, что ничего плохого я для “Енисея” не делал.
— Лично меня трудно назвать вашим фанатом, я вообще нейтральный человек. Но в дискуссиях часто привожу пример, что до выхода в РПЛ лучшим результатом “Енисея было 8-е место в ФНЛ, и этого результата он добился именно с тренером Иваховым.
— Я не считаю тот результат чем-то экстраординарным. В тех условиях и при той конкуренции это был хороший результат, с удовольствием вспоминаю нашу команду, ребят, мы могли победить любого соперника, сыграть зрелищно. При этом вряд ли кого-то может полностью устроить 8-е место. И себя, и команду всегда нацеливал и буду нацеливать на максимум. Возвращаясь к ситуации с болельщиками. Помимо травли в интернете, были и другие мнения. Я получил огромное количество звонков с пожеланиями удачи от разных людей. Практически всю футбольную жизнь провёл в “Енисее”. Прошёл все стадии — игрок, тренер детей и юношей, главный тренер. С коллегами стали создавать школу с нуля, а потом ДЮСШ «Енисей» стала одной из лучших в Сибири. А что касается тех, кто писал грязь в интернете… Сейчас время такое, что некоторые привыкли не отвечать за свои слова. Меня воспитывали по-другому. Я готов к общению, выслушаю и приму к сведению адекватную критику, но только в лицо, а не за спиной.
— Из футбольной Европы больше оптимистичных новостей. Лигу чемпионов, к примеру, собираются доиграть в августе. Один из вариантов — отказаться от спаренных матчей в 1/4 и 1/2 финала. Вы, насколько я знаю, поклонник Диего Симеоне и его “Атлетико”. Мне кажется, что при таком формате мадридский клуб — главный фаворит. Ведь в одном отдельно взятом поединке “Атлетико” может разрушить игру любого соперника. Согласны?
— Я действительно симпатизирую Диего Симеоне. Вы только представьте, сколько лет этот тренер поддерживает высочайший уровень. Я ещё на категорию “Б” учился, когда побывал на стажировке в Мадриде. Ни о каком посту главного тренера “Енисея” тогда и не мечтал. И вообще, сколько всего в моей жизни с тех пор произошло, а Симеоне, собрав уже совсем другой коллектив, по-прежнему является одним из лучших тренеров мира. Для меня в этом нет ничего удивительного. Я видел, как он работает, какая потрясающая система была выстроена, суперпрофессиональная, иначе и не скажешь. И когда “Атлетико” выигрывал чемпионат Испании, выходил в финалы Лиги чемпионов, не удивлялся совершенно, это было абсолютно заслуженно. Вообще, я против называть кого-то фаворитом, тем более в Лиге чемпионов, да ещё и при формате одной встречи в плей-офф. Произойти может всё что угодно. Но учитывая то, как выстроена игра у мадридцев, как блестяще организована у них оборона, соглашусь с тем, что “Атлетико” имеет хорошие шансы на победу в турнире.
— В матче со “Спартаком-2” ваша команда играла во что-то похожее на футбол “Атлетико” до удаления в стане соперника. Получивший красную карточку центральный защитник Виталий Дьяков был самым пасующим игроком, потому что до атакующей линии мяч практически не доходил. Лично мне такая игра доставляла большое эстетическое удовольствие, в том числе и потому, что я не ожидал ничего подобного от обороны “Енисея”. Но я не болельщик, а ему такой футбол вряд ли будет особо интересен. Зрителю нужны голы, опасные моменты и прочие атрибуты зрелища. Как лучше для Вас, результат при незрелищной игре или результативный яркий футбол, но поражений будет гораздо больше, чем побед?
— Для кого-то самое важное — счёт на табло. Если команда выигрывает, болельщик чувствует себя победителем. Для других результат, конечно, важен. Но им хочется зрелища, ярких финтов, красивых голов, горящих глаз, а не скучных, как им кажется, тактических противостояний. Лично я за золотую середину. Без обороны не бывает атаки. Должен быть баланс. Никому не понравится, если твоя команда в каждом матче по 2-3 гола забивает и проигрывает. Вряд ли мы сможем играть в такой зрелищный футбол, как “Барселона”, но стремиться к поиску своего стиля, который устроит большинство зрителей, обязаны.
— Со зрелищным футболом “Барселоны” не соглашусь. Он остался во временах Йохана Круиффа. Особенно при Хосепе Гвардьоле “Барса” скорее напоминала удава, который за счёт бесконечного владения мяча и прессинга при его потере, душил свою жертву, а когда у той уже не было сил сопротивляться, каталонцы забивали несколько голов и решали всё в свою пользу. Лично мне наблюдать за этим было довольно скучно.
— Подождите. Если кто-то играл против “Барсы” в открытый футбол, чем всё заканчивалось? Как правило, разгромом. Разве каталонцы виноваты, что с ними абсолютное большинство вставало в полном составе на первой четверти своей половины поля, рассчитывая только на редкие контратаки. Вспомните “Рубин” Курбана Бердыева, который обыграл ту “Барсу” именно так.
— Там скорее было футбольное чудо.
— Никакое чудо невозможно без пахоты. Плюс сам Курбан Бекиевич. Это гениальный стратег и тактик, умеющий выводить на максимум и даже больше игроков, с которыми работает. До “Атлетико” я два месяца стажировался у Бердыева. И видел ту фантастическую работу, которую делает он, а вместе с ним весь клуб. Возвращаясь к “Барсе”, никто же не будет спорить, что эта команда играла и играет в абсолютно атакующий футбол. Но из-за глухой обороны соперника каталонцам приходилось катать мяч и искать момент для проникающей передачи под удар. Возможно, порой такая игра смотрелась скучно, но это не вина “Барселоны”. На самом деле создавать голевые моменты при такой скученности в обороне противника — это высшее футбольное искусство.
— Мы вспомнили Симеоне и Бердыева, назовите трёх лучших тренеров мира последнего десятилетия.
— Гвардьола и Жозе Моуриньо — несомненно. А вот насчёт третьего затрудняюсь.
— Видимо, выбор стоит между Симеоне и Юргеном Клоппом?
— Угадали. Всё-таки выберу Симеоне.
— Тренер в вас ещё жив или вы уже спортивный функционер на сто процентов?
— На сегодня я, конечно, спортивный функционер. С утра работа в кабинете, документы, встречи с людьми и прочее. Но когда у основного состава начинается тренировка, обязательно спускаюсь к полю, наблюдаю, затем общаюсь с футболистами и тренерами и понимаю, как мне всего этого не хватает.
— То есть мечта вернуться к тренерству ещё жива?
— Наверное, уже нет. Годы после ухода с поста главного тренера “Енисея”, работа в своей футбольной академии, теперь эта должность заставила мечтать о других вещах. Моя главная цель — делать всё возможное для “Енисея” в роли директора, чтобы мы не просто существовали, а развивались, выходили на качественно иной уровень. Прекрасно понимаю, что по финансовым возможностям никогда не встанем в ряд с условным московским “Спартаком”, поэтому мы должны развиваться в другом направлении, брать чем-то своим. Сейчас это и есть моя мечта — сделать всё, чтобы “Енисей” можно было назвать успешным клубом во всех смыслах.