ЖКХ и благоустройство
В Красноярске продолжаются работы по модернизации системы газоснабжения
Капитальный ремонт систем газоснабжения в многоквартирных домах региона будут проводить в течение ближайших трёх лет.
В краевом центре уже второй месяц подряд проводятся работы по модернизации системы газоснабжения. В большинстве случаев всё проходит без сучка и задоринки, и всё же некоторые жильцы тормозят процесс. Сотрудники Красноярсккрайгаза на примере домов, в которых уже были проведены либо ведутся работы, заметили интересную закономерность: в каждом из них находится две-три проблемных квартиры, собственники которых не идут на контакт с ремонтниками.
И мусор убрали
В типовой газифицированной пятиэтажке, как правило, восемьдесят квартир. Прежде чем уполномоченные специалисты приходят делать капитальный ремонт, жителей неоднократно предупреждают, зачем это нужно и когда будет происходить.
— С начала мая у нас на подъезде висело объявление о том, в какой день нужно предоставить доступ к газовой плите, — рассказала Ольга Михайлова, жительница дома № 12 по улице Новгородской в микрорайоне Зелёная Роща. — Позже приходили работники Крайгаза и ещё раз всё устно разъясняли. А тем, кто не открыл, оставляли в дверях записки. Информацию о том, что планируется такое мероприятие, невозможно было пропустить.
По словам женщины, она газовиками довольна. Они пришли вовремя, осмотрели квартиру, пояснили, что она угловая, и это немного осложняет задачу. Заранее извинились, если кое-где пострадают обои и кафельная плитка. Но в итоге сделали всё довольно аккуратно и быстро. Когда закончили, убрали за собой мусор. Её даже удивило такое бережное отношение к чужому имуществу.
Ольга Николаевна показала нам газовый анализатор, который ей смонтировали под кухонным окном. Прибор белого цвета, похож на современный радиоприёмник. Как просветили профессионалы, такое оборудование размещают в помещениях, где есть газовый прибор, оно реагирует на утечку очень быстро. Человек, сидя в кухне за столом, может не почувствовать никакого запаха, а автоматика просигнализирует об опасности и даст команду прекратить подачу газа. Таким образом, аварии не произойдёт.
— Честно говоря, когда по телевизору передавали о взрывах то в одном, то в другом городе, я начинала чувствовать себя как на пороховой бочке, — призналась Ольга Михайлова. — Теперь такого точно не будет. Жительница другого подъезда в этом же доме Мария Черненко похвалила ремонтников за доступный “мастер-класс” по испытанию системы оповещения: теперь она знает, на какую кнопку нажать, чтобы сигнализация замолчала.
Никаких удостоверений Мария у постучавшихся к ней людей не спрашивала: ей было достаточно, что у них на куртках фирменные логотипы. Но она в курсе, что имела право проверить документы: об этом написано в памятке, которую ей вручили накануне.
С техникой проще, чем с людьми
Иван Мартыненко, слесарь второго разряда, в таких масштабных работах на домовых системах участвует впервые, но ничего сложного в этом не видит. Всё строго по алгоритму. Есть нюансы, которые зависят от планировки, от того, как расставлена мебель, но это мелочи. Технически всё понятно. Гораздо сложнее найти подход к собственникам.
— Кто-то доверяет, говорит: “Делайте, как считаете нужным, вам виднее”, — объясняет он. — А некоторые стоят рядом и учат: это не поцарапайте, то не сдвиньте.
Работает бригада в масках, как того требует режим пандемии, но, похоже, жильцам до этого особого дела нет. Во время ремонта речь идёт о чём угодно, только не о коронавирусе.
Ожидания и реальность
Евгений Королёв, мастер участка капитального ремонта многоквартирных домов — как раз один из ответственных за то, как идёт переоборудование газового хозяйства. Для него упрямство некоторых собственников стало неожиданностью.
— Я думал, что после такой долгой и мощной разъяснительной кампании, которую мы провели, нас будут пускать без вопросов, — признаётся он. — Но на деле каждый день приходится сталкиваться с ситуациями, которые не поддаются логике. Одни не могут найти время, чтобы побыть несколько часов дома, другие спорят со всеми нашими доводами. Некоторые категорически отказываются от того, чтобы у них проводили такой ремонт, чем серьёзно осложняют работу слесарей и остального персонала, который этим занимается.
Представители газовой службы стараются достучаться до каждого. Как говорится, мирным путём: через убеждение, конкретные примеры. Рассказывают, что в доме на улице Тельмана, с которого в апреле началась газификация на новый лад, люди уже навели на кухнях порядок и теперь радуются, что им поставили приборы контроля загазованности. У кого-то они уже даже успели сработать.
Одного пожилого мужчину открыть дверь сварщикам убедил только этот ключевой аргумент: его жизнь станет безопаснее, и за это не надо платить. На самом деле причин провести на оборудовании времён СССР глобальный ремонт гораздо больше. Во время него жителям бесплатно подключат не только ранее купленные плиты, но и счётчик, если старый пора менять. Рыночная стоимость квартиры возрастёт, в то время как сейчас, по словам риелторов, квартиры в газифицированных домах оцениваются дешевле, чем такие же по площади, но с электрическими плитами. В течение ближайших двадцати-тридцати лет будут экономиться деньги — за счёт того, что не придётся каждые пять лет платить за диагностику, как того требуют современные нормативы. Хотя из-за тех, кто откажется от ремонта, обследования будут делать, а абонентскую плату раскидают на всех жильцов. Не очень справедливо, но факт.
Капитальный ремонт систем газоснабжения в многоквартирных домах региона будут проводить в течение ближайших трёх лет. Когда и куда придут специалисты согласно своему плану, можно узнать на сайтеwww.krasgaz.ru.