Экономика
Льготы на пожертвования
Государство вводит налоговые преференции для компаний, занимающихся благотворительностью.
Госдума РФ в рекордные сроки приняла очередной антикризисный закон: в начале мая президент дал поручение разработать меры по поддержке российских благотворительных фондов, на прошлой неделе они были утверждены. Теперь отечественные предприниматели, которые бескорыстно помогают некоммерческим организациям (НКО), могут включить свои пожертвования в статью “Расходы” и не платить с этой суммы налог на прибыль. Однако власти жёстко определили условия получения налогового вычета.
История
Льготы для бизнеса, занимающегося благотворительностью, в России ввели в середине 1990-х. Однако довольно скоро многие крупные отечественные предприниматели стали использовать эти налоговые преференции как практически легальный способ “оптимизации” расходов. Самый простой вариант: компания создавала подконтрольный благотворительный фонд, перечисляла туда значительные средства, получала освобождение от обязательных платежей в бюджет, затем фонд на законных основаниях — например в качестве платы за некие услуги — возвращал учредителям ранее полученные деньги.
В 2005 году льготы для благотворителей отменили. Более того, все пожертвования теперь можно было сделать только из чистой прибыли компании, с которой ещё надо заплатить налоги в полном объёме. Именно с того времени благотворительность для отечественного бизнеса вошла в статью “Безвозвратные расходы”, а все взносы в фонды действительно стали пожертвованиями.
Настоящее
В начале мая президент Владимир Путин (отменивший эти налоговые льготы) встретился с руководителями крупнейших благотворительных фондов страны, которые сообщили о резком снижении потока пожертвований, — сказались экономический кризис и пандемия коронавируса. “Времена изменились, законодательство, бизнес совсем другой по сравнению с девяностыми годами, и злоупотреблений с его стороны больше бояться не нужно. А значит, настал момент, когда можно принять такую меру стимулирования благотворительности”, — считает директор Федерального агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова.
Тем не менее власти ввели жёсткие критерии для получения налоговых льгот за благотворительность. В первую очередь ограничили перечень НКО, помощь которым даёт право на преференции. Это получатели средств из Фонда президентских грантов, а также субсидий и грантов федеральных, региональных и муниципальных органов власти; поставщики и исполнители социальных и общественно полезных услуг. В итоге в сферу действия нового закона попало почти 10,5 тысячи российских НКО. Примечательно, что в их число не вошли такие крупные благотворительные организации, как “Подари жизнь” (общая сумма пожертвований порядка двух миллиардов в год) и фонд Константина Хабенского. Также зафиксирована сумма пожертвований, на которую предприниматель может получить налоговый вычет, — не более одного процента от чистой выручки.
Закон распространяется на все перечисления в благотворительные фонды, сделанные с 1 января 2020 года. Таким образом, российские компании, бескорыстно помогавшие стране в период пандемии коронавируса, могут рассчитывать на налоговые вычеты.
Год будет тяжёлым
По мнению одного из сооснователей Красноярского благотворительного фонда “Добро24.ру” Ольги Абанцевой, региональные благотворительные организации, в том числе и в нашем крае, сейчас находятся в сложной ситуации. На первый взгляд, пожертвований за последних два месяца меньше не стало. С другой стороны, все понимают: большинство бизнесменов сейчас заняты своими проблемами — пытаются сохранить специалистов, выплатить зарплату, найти оборотные средства... Мягко говоря, не до благотворительности, поэтому сборы по итогам года скорее всего снизятся.
— Основная часть из наших 13—15 миллионов рублей годовых сборов — это поступления не от юридических лиц, а от обычных людей, платежи от 300 до трёх тысяч рублей максимум, — рассказывает Ольга Абанцева. — Это общая ситуация во всех маленьких региональных фондах. Пока у нас всё нормально — средства идут, красноярцы оплачивают дни рождения для наших подопечных детей, откликаются на другие акции. Однако мы понимаем: экономический кризис по нам всё-таки ударит. Наши дарители это, как правило, активные люди, у которых есть своё дело, которые думают о будущем своих детей, которые участвуют в благотворительных акциях вместе с семьёй и друзьями. Многие из них сейчас оказались на грани выживания. Боюсь, по итогам года у нас точно не будет развития, и хорошо, если не случится глобального падения.
По мнению представителя “Добро24.ру”, закон о налоговых льготах мало повлияет на положение региональных благотворительных фондов:
— Закон касается социально ориентированных НКО, которые входят в государственный реестр. Это тысячи разных общественно значимых услуг. Например, образование детей-инвалидов или больничные клоуны. Такие классические благотворительные фонды, как наш (собирающие средства жертвователей, адресно оплачивающие услуги медицинских учреждений, закупающие оборудование, расходные материалы), под действие этого закона не попадают. Пока во всяком случае.
Естественный отбор
Известный в Красноярске бизнесмен и меценат, депутат городского Совета Константин Сенченко считает, что за 15 лет отсутствия налоговых льгот среди российских благотворителей произошёл естественный отбор: все, кто может и действительно хочет помогать, — давно делают это. Поэтому даже во время экономического кризиса и пандемии коронавируса людей, способных на бескорыстную помощь, меньше не стало:
— Общество в нашей стране стало добрее, ценности изменились, поэтому желающих лично помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации, — деньгами, продуктами, в качестве волонтёров — стало даже больше. Другое дело, что в условиях экономического кризиса и эпидемиологических ограничений доходы у основной массы предпринимателей падают. Поэтому “средний чек” — общий размер финансовых пожертвований — скорее всего, снизится. И деньги в основном будут давать на конкретные цели. Один из последних примеров, когда красноярцы всего за два дня собрали несколько миллионов рублей на дорогостоящую операцию для известного в городе человека.
Тем не менее федеральный закон о преференциях для благотворителей, по мнению Константина Владимировича, дело хорошее:
— Раньше предприниматели получали доход, платили из него все налоги и только потом из чистой прибыли можно было перечислить пожертвования. Проще говоря, если ты отдал на благотворительные цели 100 тысяч рублей, то потом должен ещё заплатить налог — 20 тысяч сверху этой суммы (размер налога на прибыль — 20 процентов от общей суммы чистой прибыли. — Прим. автора). Сейчас этот платёж с нас снимается. Думаю, что после стабилизации экономической ситуации в стране поток пожертвований вырастет. Сейчас большая часть предпринимателей сосредоточена на своём бизнесе, а это поиск заказов, работа с поставщиками, выплата зарплаты....
Комментарий
Павел Боргояков, директор Центра содействия малому и среднему предпринимательству города Красноярска:
— Муниципальные власти регулярно обращаются за благотворительной помощью к предпринимателям: бизнес финансирует самые разные социальные мероприятия в Красноярске. Поэтому для нас закон о налоговых льготах — конечно же положительное решение. Теперь наши крупные компании смогут увеличить свои фонды на пожертвования. Да и в целом это правильно — не брать налоги за благотворительность.