None
Как трудились женщины в тылу войны
В годы войны на производстве отменили отпуск и выходные.
Уже на второй день войны в Красноярске в Центральном парке открылся дополнительный призывной пункт. Отцы, мужья, братья уходили на фронт. Женщинам, подросткам, детям, пожилым людям предстояло все силы направить на тяжёлый труд в тылу.
Мы продолжаем совместный проект с музеем “Мемориал Победы”, где рассказываем о жизни нашего города в годы войны. В архивах сохранилось множество подтверждений того, что красноярцы совершали настоящие трудовые подвиги во имя общего дела.
Решительный настрой был уже в первые дни. 26 июня 1941 года на заводах и фабриках прошли митинги. Люди брали повышенные обязательства, чтобы своим трудом приблизить окончание войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР были отменены отпуска, установлены сверхурочные работы.
Так, фабрика “Спартак” (сейчас “Ионесси”) обязалась в военное время работать ежедневно по десять — двенадцать часов. А чтобы заменить ушедших на фронт мужчин, красноярский судоремонтный завод открыл курсы по подготовке сварщиков, куда записывались жёны рабочих. Красмашзавод также организовал трёхмесячные курсы электросварщиков для женщин в возрасте до тридцати пяти лет с образованием не ниже шести-семи классов. Сохранилось заявление одной из работниц — Клавдии Гостевой: “Мой муж защищает независимость нашей великой Родины. Прошу принять меня работницей на завод, буду выполнять любую работу. Я знаю, что мой труд будет служить делу укрепления обороны страны”.
В городе развернулось движение “Жёны на производство!”. 5 июля 1941 года в газете “Красноярский рабочий” была опубликована фотография С. Малобицкого, где сменный мастер механического завода И. П. Евдакимов помогает освоить профессию токаря домохозяйке А. Н. Бурмистровой. В заметке сообщалось, что муж и брат женщины ушли на фронт. Товарищ Бурмистрова, придя на завод 24 июня, уже к июлю успешно выполняла простейшие токарные работы.
В те дни газета “Красноярский рабочий” писала: “Много советских патриоток пришло на транспорт. Они настойчиво учатся работать у станка, управлять реверсом паровоза, заменять путевого обходчика и бдительно охранять стальные километры железнодорожного полотна”.
Летом-осенью сорок первого года на производство в Енисейское речное пароходство было принято 275 женщин, из них в плавсостав — 165. В цеха паровозовагоноремонтного завода пришло 400 женщин. Но и этого было недостаточно. Красноярск утвердили в списке городов, которые принимали эвакуированные из западных регионов предприятия. Требовалось возводить корпуса цехов, строить жильё, работать у станка. В феврале сорок второго года объявили мобилизацию всего трудоспособного городского населения. Для военной промышленности и связанных с ней отраслей требовались мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины от 16 до 45 лет.
На слабый пол возложили всю мужскую работу. Женщины стали кочегарами, плотниками и даже кузнецами. Орденом Трудового Красного Знамени была награждена Н. Т. Новикова, которая организовала на заводе “Красный Профинтерн” в сорок втором году первую женскую бригаду кузнецов.
Возвращались на заводы пенсионеры. Их помощь была неоценима. Рабочие обучали молодёжь, а к середине войны она составляла больше половины от общего числа трудящихся. Ребята из ремесленного училища № 3 принимали активное участие в выпуске продукции на заводе “Коммунар” — бывший красноярский комбайновый завод. Так, ученик первой группы Валерий Хвощев за четыре часа перевыполнил норму взрослого рабочего на 173 процента. Через три дня ученица второй группы Галина Куликова за такое же время выполнила 190 процентов дневного задания.
Разворачивалось движение многостаночников. Так, на заводе “Красный Профинтерн” Л. Мохов работал на трёх станках. Сменное задание он перевыполнял в пять раз. В 1942 году начали создаваться фронтовые комсомольско-молодёжные бригады. Одна из первых появилась на Красмаше. Она была создана слесарем Александром Шандровым, сначала в бригаде было десять человек и норма выработки перевыполнялась в два-три раза. А благодаря изменению организации труда вшестером рабочие смогли перевыполнять план на 350—380 процентов. За самоотверженный труд в тылу Александр Шандров был награждён орденом В. И. Ленина.
Лучшим фронтовым бригадам присваивали почётные наименования. Например, КМБ Комаровой, работающей на заводе № 863 — Красноярский механический завод, — было присвоено звание “Фронтовая бригада имени Героя Советского Союза Александра Матросова”. К концу сорок четвёртого года на предприятиях Красноярска работали 784 комсомольско-молодёжные бригады. Они объединяли около четырёх тысяч человек.
Официально рабочий день длился по двенадцать часов. Но люди трудились столько, сколько требовалось. Первого сентября 1941 года в Красноярске были введены хлебные карточки. Рабочим устанавливалась норма от 500 до 1000 граммов в день, служащим и иждивенцам — по 400, дети до двенадцати лет — 300. На заводах работали столовые, но меню было скудным. Дополнительное питание получали передовики производства, рабочие горячих цехов.
На предприятиях создавались подсобные хозяйства. Например, совхоз “Удачный” был передан заводу “Красный Профинтерн”. Всего к сорок четвёртому году промышленные предприятия и организации имели уже почти две сотни таких хозяйств. Красноярцы возделывали пустующие участки, выращивали на них овощи, но времени на обработку огородов не оставалось. Отпусков и выходных практически не было.