Актуально

В музей попали... калоши

Красноярец спас швейцарскую спортсменку, потому что учился покорять скалы на Столбах без страховки.

В музей попали... калоши

Столбы для Красноярска — то же, что Пушкин для России. Наше всё. Это не просто причудливые скалы. Столбы — явление уникальное, многоплановое, со своими традициями и законами. Рассказать в рамках одного материала хотя бы о части этого особого мира невозможно. Поэтому — штрихи к портрету.

Освящённые скалы

Первые сведения о Столбах появились в 30-е годы XVIII столетия. Но только во второй половине следующего века красноярцы стали ходить сюда не только ради охоты, а ещё и ради удовольствия полазать по скалам. Первое географическое описание датируется 1837 годом. Через восемь лет в Париже вышла книга П. А. Чихачева с подробным описанием Столбов, в 1847-м в Санкт-Петербурге свои сведения опубликовал географ Гофман. А почти через 20 лет скалы и прилегающую к ним местность освятил первый архиерей Енисейской епархии Никодим. Обряд он совершал на южной галерее Второго столба, в память об этом сохранилось название “Архиерейская площадка”.

Главная достопримечательность, безусловно, скалы (по-научному — сиенитовые останцы). Высота их достигает 60—90 метров, а возраст самых древних скальных образований — около 600 миллионов лет. Что касается флоры, то здесь специалисты насчитали около 760 растений и 260 видов мхов. Фауна представлена 290 видами позвоночных животных, от лесной полёвки до кабарги и косули.

Просто полез и спас

Где есть скалы, там непременно появятся скалолазы. В старые времена их очень просто было выделить из толпы: шаровары, жилетки, кушаки, фески и самый непременный атрибут — калоши. Самая удобная для лазания обувка. Опять же в столбисты при помощи калоши новичков посвящают: по давней традиции на вершине скалы бьют по пятой точке, а посвящаемый благодарить должен.

Не все знают, что пара обычных калош с красноярских Столбов хранится в Британском национальном музее альпинизма и скалолазания. История просто замечательная.

В 1973 году на побережье Северного Уэльса, где проходил международный сбор альпинистов, случилась трагедия со швейцарской связкой. Парень, шедший первым, сорвался, пролетел метров 50 и повис на верёвке мёртвым; на другом конце верёвки висела страховавшая его девушка, Рита Вернли.

Пока альпинисты решали-спорили, как спасти девушку (счёт шёл на секунды!), красноярский столбист Александр Губанов просто полез наверх один и без страховки, как на родных Столбах, добрался до Риты и спустил её вниз. Хорошо, что по старой привычке держал на поясе про запас несколько надёжных крючьев. Как потом оказалось, наш земляк просто не понял, на предмет чего коллеги сомневаются. Потому что... по-иностранному не понимал.

Местные власти справедливо сочли этот поступок спортивным подвигом, и с тех пор спортивная обувь Губанова, простые калоши, хранятся в Британском музее.

Как под лупой

Отдельная тема на Столбах — избы. Первая появилась в 1896 году. Было время, эти нехитрые домики уничтожали, жгли. Потом они возникали снова. Сейчас изб одиннадцать, и у каждой — свой профиль, своё лицо. Объединяет все компании любовь к Столбам и, наверное, к какой-то другой жизни, простой, настоящей, которой не хватает порой в городской суете. На равнине.

  • Для меня Столбы — это дом. Конечно, есть семья, дети, квартира, но Столбы — дом № 1. И этот мой дом стоит на трёх китах: природа, друзья, спорт, — говорит Олеся Волошко, перворазрядница по альпинизму, столбистка с более чем 30-летним стажем. — И везде ты должен быть честным. Заходишь в лес — оберегай, защищай его, лишний раз травинки не помни. Настоящие столбисты — это как зелёный патруль. Увидели, что кто-то фантик бросил, подходят, просят поднять, ведь это же наш дом. Не соглашаются? Ничего, сами до мусорки донесём... Друзья на Столбах — особый разряд. В городе тоже есть близкие приятели, но здесь в отношениях фальшь сразу чувствуется, всё, как под лупой — выпуклее, заметнее. И спорт на Столбах тоже особенный, честный. Есть такое выражение — “сванская страховка”, от Сванетии. Если перевести, это означает “лезь наверх, я тебя вижу”. То есть человек тебя подстрахует не верёвкой, а придержит соскользнувшую ногу, подаст руку, поможет удержаться, прижав к скале. Даже одним своим присутствием поддержит, взглядом. На Столбах — “сванская страховка”.

Написать слово “Свобода” на Втором столбе в знак протеста против произвола властей предложил художник Дмитрий Каратанов (есть такая версия). Надпись не раз пытались стереть. Одна из попыток закончилась курьёзом. Двух полицейских, отправленных “на дело”, кто-то из скалолазов завёл ходами под вершину, а сам исчез. И просидели два жандарма на столбе сутки, пока им не пришли на помощь.

Одним из интереснейших событий стал в 1933 году концерт известного красноярского тенора Петра Словцова на Первом столбе. Благодаря естественной уникальной акустике голос певца звучал просто великолепно. После того как были спеты любимые всеми романсы и оперные арии, Словцова опустили с горы на руках, бережно передавая его друг другу.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА