Роев ручей

Алексей Вечерко: "Предмет личной гордости — акулы"

Алексей Вечерко о строительстве акватеррариума красноярского зоопарка.

Алексей Вечерко: "Предмет личной гордости — акулы"

Приходя в Красноярский парк флоры и фауны “Роев ручей”, поневоле обращаешь внимание на футуристическое сооружение из стекла и бетона, выбивающееся из общего стиля. Если вы в детстве мечтали о далёких путешествиях, зачитывались книгами о таинственных уголках планеты, джунглях, пустынях и океанских глубинах, то вам сюда, в акватеррариум. Тут расположен настоящий портал в другой мир.

Сегодня, в рамках проекта “Роев”. 20 лет. Лучшее” мы беседуем с профессионалом, стоявшим у истоков создания этого удивительного царства экзотических животных, сумевшим сделать реальной свою детскую мечту, зажечь ей окружающих, — Алексеем Вечерко, заведующим отделом земноводных и пресмыкающихся нашего зоопарка.

— Алексей Иванович, а когда началось Ваше увлечение обитателями аквариумов и террариумов?

— Ещё в детстве, когда мне было лет семь, мама завела аквариум. Предполагалось, что им будет заниматься старший брат, но ему это скоро надоело, а вот меня увлекло. Где-то с четвёртого класса я стал ходить в кружок аквариумистики. Постепенно дома рыбок становилось всё больше. Цихлиды, астронотусы, живородка, а также обитатели местных водоёмов: гольцы, шиповки, все, кого можно было раздобыть в окрестных прудах и речках. Ловил, адаптировал для аквариумного содержания, и это получалось! Корма для них тоже приходилось добывать: в окрестных лужах и на даче во всех бочках собирал личинок комаров.

Рядом с нами находился злобинский рынок, и каждый выходной, субботу и воскресенье, я там пропадал, смотрел на рыбок, мечтая купить тот или иной вид. В начале 90-х, несмотря на противостояние мамы, я начал заниматься ещё и рептилиями, которых собирал по окрестностям.

— Увлечение аквариумистикой повлияло на выбор профессии?

— Не совсем. В старших классах я увлёкся ещё и собаководством. Гибель моей первой собаки, которой я не смог оказать помощь, повлияла на выбор профессии — по образованию я ветеринарный врач. А рыбы, рептилии и птицы были моим хобби. Родители понимали такое увлечение и поддерживали все начинания. Дома всегда было много живности, единственное табу — грызуны, так как мама очень боялась крыс и мышей. У меня было своё собрание литературы о животных. Сетон-Томпсон, Даррелл, Кочетов, с его аквариумным рыбоводством и другие. Очень много мне дала книга “Террариум и его обитатели”, которая вышла в девяностые годы, в момент перестройки, и стала одной из вех в моей жизни. Через много лет я познакомился с её авторами, работниками Московского зоопарка.

— Как складывалась Ваша судьба после окончания института?

— Шёл 1999-й год, было достаточно сложно найти работу. Удалось устроится на племзавод главным ветеринарным врачом и ветврачом подразделения Госветнадзора. Довелось поработать и на частной кроликоферме. Но мне не нравилось выращивать животных на убой, поэтому искал другую работу. В 2003 году появилась вакансия специалиста-зоолога в отделе земноводных и пресмыкающихся “Роева ручья”.

— Как выглядел отдел на момент Вашего прихода в зоопарк?

— Первыми пресмыкающимися были шпороносные черепахи. Потом был приобретён тупорылый крокодил, которому дали кличку Ева. Было какое-то количество рептилий из цирка — полосатый варан, тигровый питон, узорчатые полозы, сцинки, стояло четыре или пять аквариумов с рыбками. Обслуживал их персонал, набранный буквально с улицы, люди не имели никакого опыта работы с этой группой животных и никогда не держали их дома.

Состояние животных мне тогда очень не понравилось. Из-за нарушения условий содержания многие из них просто отказывались от пищи, были крайне истощены и обезвожены. И горожанам тоже не нравилась экспозиция. Впрочем, экспозицией назвать это было сложно: “акватеррариум” занимал одну комнату в старом помещении и крохотную коморку, в которой располагался персонал…

Я изложил своё видение ситуации Николаю Васильевичу Кулакову, который тогда был директором зоопарка. С этого, собственно, всё и началось. Через месяц стал исполнять обязанности заведующего отделом, исправлять ошибки, улучшать условия содержания, строить декорации, заказывать новое оборудование, обучать персонал. Связались с Тульским областным экзотариумом, лучшим в то время, приобрели у них большое количество животных. В итоге удалось оформить экспозицию, на которую выстраивались очереди. Так как здание было маленьким, все желающие не могли зайти одновременно. Приходилось впускать по нескольку человек. В проходе поставили “тараканник” (вольер с тараканами. — Авт.) — в расчёте на то, что люди будут быстрее пробегать мимо, но эффект получился обратный. Все хотели рассмотреть поближе… А напротив ещё игуана, а рядом ещё дверь… В общем полы ходили ходуном!

— После этого и начали строить акватеррариум?

— Да, выставка стала лучшей в городе, и мэр Красноярска, Пётр Иванович Пимашков, принял волевое решение: вот на этой поляночке должен появиться новый комплекс. Его начали возводить в декабре 2007 года. Правда, в те времена мало кто в России представлял себе особенности такого строительства. Были какие-то картинки, собранные из интернета, что-то там ещё… в общем Горпроект схватился за голову. Я съездил с проектировщиками в столицу, мы посетили “Аква Лого” и Московский зоопарк, пообщались со специалистами. Но по большому счёту всё делалось с чистого листа. Потому что даже в Москве и Европе ничего подобного не было. Однако работа увлекла всех. Несколько раз пришлось переделывать декорации, первый вариант, сделанный московскими специалистами, не понравился. Художникам пришлось оформлять интерьеры, учитывая наши пожелания.

Помню, зима в конце 2009 года выдалась лютая, морозы стояли за 30 градусов. В уже построенном здании был сильный холод, приходилось тепловыми пушками прогревать помещения. Нам уже рыбу нужно встречать из Тайланда, а у нас ещё электропроводка не проложена… Рисовали розетки, электрики устанавливали их, и мы тут же запускали оборудование. Каждую неделю проводились планёрки, случалось, и ругались. Но в то же время было очень интересно.

Открытие акватеррариума несколько раз откладывалось. Но к 10-летию парка “Роев ручей”, которое отмечалось в августе 2010 года, работы были завершены, все животные доставлены. И это стало для горожан, мягко говоря, шоком, а также вызвало настоящий ажиотаж, очереди. На куче форумов нас и ругали, и хвалили.

— Работа приносит Вам удовлетворение? Можно ли сказать, что сбылась Ваша детская мечта?

— Да, я люблю животных, с которыми работаю. Помню и знаю как облупленных всех, кто со мной с самого начала, всех, кого привёз.

— А какие из них являются, если можно так сказать, предметом личной гордости?

— Конечно, акулы! Они у нас, кстати, живут с самого открытия, уже 10 лет. Вообще, в нашем парке много долгожителей. Они, конечно, стареют, но мы создали такие условия, что их век длится значительно дольше, чем в естественной среде обитания. У некоторых видов — феноменально долго. Плюс мы стараемся разводить животных.

— Давайте заглянем в будущее. Что ещё хочется сделать?

— Есть желание показать людям красоту подводного мира, обитателей морских глубин, их разнообразие. У нас в лаборатории очень большое количество кораллов (некоторые живут уже по 8—10 лет), но из-за слабого света и отсутствия течения мы пока не можем их экспонировать. А ещё есть прекрасный черногорлый варан, мурена, которых тоже хотелось бы показать гостям.

Ну и конечно, нужно больше рассказывать посетителям о наших обитателях, чтобы люди “влюблялись” в животных из далёких уголков планеты, морских и речных глубин. На земле обитает огромное количество удивительных существ, знакомить с которыми нужно правильно и красиво, ведя красноярцев в путешествие по далёким странам и континентам. Вот взять, например, два вида агамы: бородатую и водяную. Одна приспособлена для жизни в жаркой пустыне, другая — в джунглях Вьетнама. И на их примере мы можем показать приспособление к жизни в различных условиях. Или группа варанов: эти ребята охватили огромную территорию обитания, от пустыни до тропических лесов и высокогорий. А черепахи, которые обитают в разных уголках земли, в самых разных условиях... так что нам ещё есть над чем работать. Экспозицию нужно насытить информацией, и мы это обязательно сделаем.

Олег Чипура.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА