Стадион

Валерий Кичин: “Когда проигрываешь, не важно, как играли, — уступили, значит, плохо”

Любимец красноярских болельщиков Валерий Кичин о возвращении в ФК “Енисей”, стиле Тарханова и киргизском футболе.

Валерий Кичин: “Когда проигрываешь, не важно, как играли, — уступили, значит, плохо”

Защитник сборной Киргизии Валерий Кичин впервые пришёл в красноярский “Енисей” в 2016 году, пройдя путь с командой до выхода РПЛ. С первых матчей он покорил сердца фанатов клуба страстью и самоотверженностью. После вылета из элиты Кичин покинул Красноярск, но долго без родной, как он сам говорит, команды не смог, вернулся уже через год.

— Футбол вернулся. “Енисей” наконец-то начал тренироваться, как настроение?

— Настроение футбольное. Соскучился по мячу, по нагрузкам. Слишком много времени провёл взаперти в квартире. Делал индивидуальные задания, но это совсем не то.

— В интервью клубной пресс-службе Вы назвали “Енисей” родным клубом, почему? Ведь он лишь один из многих, где вы играли.

— Моей душе здесь хорошо, я ощущаю себя, как дома. Плюс у меня жена отсюда. Познакомились с ней, когда впервые перешёл в “Енисей”. Скоро родится ребёнок здесь, в Красноярске. Поэтому этот город и этот клуб можно уже считать родными.

— Если всё так хорошо, почему год назад Вы покинули Красноярск?

— Не договорился с прежним руководством по контракту.

— Не устроила сумма?

— И сумма тоже, а главное — не понравилось отношение.

— “Енисей”, в котором Вы играли ранее, дважды подряд попадал в стыковые матчи за выход в РПЛ, потом всё-таки вышел в элиту, а сейчас Вы пришли в команду, которая едва не вылетела с достаточно туманными перспективами. Что чувствуете?

— В команду влился сразу. Новых ребят не особо много. Почти всех знал, за исключением пары-тройки людей, но и с ними быстро познакомился. Что касается перспектив, то каждый из нас сделает всё, что может, чтобы показывать прежние высокие результаты.

— Александр Тарханов известен своей индивидуальной тренировочной методикой. Вы быстро её освоили?

— Александр Фёдорович донёс до нас своё видение. Будем строить игру через контроль мяча, через короткий и средний пас. Много работаем над техникой. Стиль игры понятен.

— Похожи ли тренировки Тарханова на занятия Андрея Тихонова и Дмитрия Аленичева?

— Не похожи. И у Тихонова, и у Аленичева были очень интересные тренировки. Но у Александра Фёдоровича я впервые столкнулся со многими упражнениями. Тренируемся в охотку, много нового и интересного. Беготни без мяча практически нет. Основной упор делается на интенсивные упражнения. К примеру, играем команда на команду на маленьком пространстве. Постоянное движение в рваном ритме, практически не останавливаясь, при этом нужно не терять мяч, это значительно повышает технику.

— Тарханов хочет поставить “Енисею” комбинационный футбол, Вы себя в нём комфортно чувствуете?

— Для меня это подходящий стиль игры. Мне нравится, когда моя команда проповедует именно такой футбол. Мы и при Аленичеве старались контролировать мяч, играть в доминирующей манере. Комбинационный футбол — это не контроль ради контроля. Нужно и из обороны выходить как можно быстрее, когда есть возможность, и другие нюансы.

— Вы можете сыграть и в центре обороны, и на краю, где предпочтительнее?

— Без разницы.

— Но ведь это абсолютно разные по функционалу амплуа.

— И в центре, и на фланге чувствую себя комфортно. Главное играть, а на какой позиции, — дело второе. Когда выхожу слева, подключаюсь, обороняюсь, рискую, много бегаю. Когда играю в центре, то здесь больше управляешь командой, подсказываешь, ну и на центральных защитниках лежит больше ответственности, ошибаться нельзя, позади только голкипер. На фланге чуть больше свободы, там проще, но интереснее в центре.

— А Тарханов где Вас видит на поле?

— В центре обороны.

— Получается, у “Енисея” будет новая пара в центре защиты. Вам обычно сколько времени требуется, чтобы сыграться с новым партнёром?

— По-разному. С кем-то вообще никогда не сыграешься. Оптимально, когда один из центральных защитников лидер по характеру, может подсказать и так далее, а второй ему подыгрывает. А если оба лидеры, то каждый гнёт свою линию, и тогда тяжело. Бывает, несколько матчей провели вместе — и будто всю жизнь играли. Хотя все мы профессионалы. В определённый момент свой характер нужно засунуть подальше и выполнять ту роль, которая принесёт пользу команде.

— А Вам как лучше? Когда вы лидер или когда подыгрываете партнёру?

— Когда лидер, подыгрывать получается хуже.

— В матчах за “Енисей” и в ФНЛ, и в РПЛ Вы были, пожалуй, самым самоотверженным. Всегда сражались до конца, не взирая на счёт и усталость. Но при этом, скажем откровенно, случались необъяснимые ошибки, порой результативные. Когда из-за Вас команда пропускает, долго потом переживаете?

— Долго. Плюс на моих ошибках делался большой акцент на теоретических занятиях: захочешь — не забудешь. Ошибки вообще не забывать надо, а правильные выводы из них делать. Когда команда проигрывает из-за твоей невнятной игры — это максимально неприятно.

— В РПЛ большую часть сезона “Енисей” играл на фоне конфликта Аленичева с директором клуба Денисом Рубцовым. Это как-то отражалось на Вас лично?

— Конфликт Аленичева и Рубцова никак не сказывался на моей игре. Можно, конечно, сказать, что сыграл плохо в каком-то матче из-за этого конфликта, но это будет неправдой. Другое дело, что я сам прекрасно понимаю, где ошибся. Но когда со всех сторон вешают собак, как после матча с “Локомотивом” в Москве, это, считаю, неправильно. Всегда легче обвинить одного человека, но в футбол играет команда, забивают и пропускают все вместе.

— Реализовав пенальти в домашнем матче со “Спартаком”, Вы вошли в историю как первый футболист из Киргизии, отличившийся в РПЛ. Что испытали в тот момент?

— Если честно, то я как-то особо и не знал тогда об этом событии. Где-то потом прочитал, что впервые такое случилось, но какого-то особого акцента не делал. Это был мой первый гол в Премьер-лиге, да ещё и на домашнем стадионе при родных болельщиках. Забить “Спартаку” всегда приятно, это запоминается на всю жизнь, тем более мой старший брат за него болеет.

— А в том матче Ваш брат больше за “Спартак” переживал или за “Енисей?

— Конечно, за “Енисей”, за команду, в которой играет его младший. Другое дело, что эмоции от гола перечеркнуло поражение. Тот матч стал для нас одним из лучших в РПЛ. Атмосфера фантастическая была, болельщики нас гнали вперёд, да и мы сражались с москвичами на равных. Сами себе гол привезли на последних секундах на ровном месте. Лично для меня, как бы хорошо команда ни играла, на первом месте всегда результат. Если его не добиваешься, поводов для радости нет, хоть ты сам забил, хоть и играл хорошо — раз уступили, значит, все сыграли плохо.

— До “Енисея” Вы забили всего два гола. А в “Енисее” сразу шесть. В чём причина?

— Играл я в том же стиле. Но в “Енисее” большинство голов с пенальти, а в других командах были штатные исполнители одиннадцатиметровых.

— Алексей Ивахов сказал, что “Енисей” будет бороться за четвёрку. Тарханов отметил, что он нацелен за два сезона вывести команду в РПЛ. Между игроками это как-то обсуждается, сами ставите перед собой какие-то цели?

— Если играть просто так, без задачи, то лучше вообще не играть. Разговоров пока никаких в команде нет, не до них. Все работают, настроены на тренировочную пахоту. Однако все мы прекрасно понимаем, что выходим в форме “Енисея” не для того, чтобы проигрывать или бороться за выживание. Будем стремиться к самым высоким результатам. Я вообще не знаю ни одного футболиста, которому было бы всё равно, какое место его команда в итоге займёт. Если ты не хочешь быть первым, то с футболом лучше завязать. Побеждать в каждом матче и видеть потом отражение работы на тренировках и в играх в турнирной таблице — это наша цель.

— Насколько я знаю, после первого сезона в “Енисее” Вас звали в Китай. Во сколько раз больше зарплату предлагали в Поднебесной?

— Во много раз, несравнимые суммы.

— Почему не уехали?

— Всех денег не заработаешь. Не хотел никуда уезжать. У нас была отличная команда, я за деньгами не рвался, хотел играть в Красноярске и чего-то добиться именно с “Енисеем”.

— После вылета “Енисея” из РПЛ был переход в минское “Динамо”. Когда не было никакого футбола, я смотрел несколько матчей чемпионата Беларуси — впечатление тягостное. Интересно ли Вам было играть в таком турнире?

— Интересно. Я только восстановился после травмы и буквально рвался на поле. Да и играли мы поначалу неплохо. Со старта второго круга выдали серию без поражений, а потом что-то разладилось. В итоге заняли четвёртое место, до медалей немного не хватило, концовку неудачно провели.

— Можно ли чемпионат Беларуси сравнить хотя бы с ФНЛ?

— Есть разные команды. Тот же БАТЭ, может быть, и в Премьер-лиге в середине поборолся бы. Что касается остальных, то мне тяжело сказать.

— После Минска было московское “Торпедо”, где главным тренером работал Сергей Игнашевич — один из лучших защитников в истории российского футбола. Он как-то индивидуально занимался с обороной?

— Он постоянно указывал на вещи, которые не нужно делать защитнику. Каждый матч тщательно разбирали по видео, он замечал, когда играли неправильно и говорил, как нужно действовать в той или иной ситуации.

— Вы что-то для себя почерпнули у Игнашевича?

— Мы работали очень короткий период. Но что-то я, безусловно, почерпнул, надеюсь, что стал сильнее в некоторых компонентах.

— О киргизском футболе известно не так много. Там этот вид спорта самый популярный?

— Спорт номер один в моей стране — борьба, вольная или греко-римская, без разницы. Футбол ей в популярности значительно проигрывает.

— Почему тогда стали футболистом, а не борцом?

— Старший брат очень любил футбол. Он меня привёл в секцию, где сам занимался. Первое время следил за мной, чтобы я тренировки не пропускал. Футбол я полюбил сразу, ни о чём другом уже не думал. С головой в него окунулся, даже и следить не надо было, я жил футболом.

— Сходу и не назову, кто из киргизских футболистов, кроме Вас, играл или играет в РПЛ. Есть такие?

— Ну как же, Ильзат Ахметов в ЦСКА. Правда, он уже россиянин. Есть ещё ребята из Киргизии, которые приняли гражданство РФ. К примеру, Антон Коченков — вратарь московского “Локомотива”. Он с моим братом вместе рос.

— На последнем Кубке Азии сборная Киргизии вышла в плей-офф. Как это удалось, учитывая, что команда была дебютантом этого турнира?

— У нас сейчас подобралась неплохая команда в Киргизии. Как удалось? Общими усилиями. Футболисты и тренерский штаб работали все вместе, были заряжены общей целью, очень хотели сыграть, как можно лучше, порадовать соотечественников. Мы готовились на совесть, ни на что не отвлекались. Футбол развивается везде, в том числе и в Киргизии. В сборной есть люди, поигравшие в России и в Турции, плюс натурализовали трёх немцев, которые родились в Киргизии, а сейчас играют в различных лигах Германии.

— Какая атмосфера на Кубке Азии?

— Потрясающая. Это же главный турнир для азиатских сборных. В сильнейших командах играют звёзды европейского футбола. Мы могли и лучше сыграть, но в первом раунде плей-офф уступили хозяевам турнира — сборной ОАЭ. У нас были все шансы дальше пройти, один из лучших матчей своих провели. Не хочу оправдываться, но судья тогда был явно на стороне хозяев. Мы проиграли только в дополнительное время, пропустив решающий гол с пенальти. Но, несмотря на это, участие в Кубке Азии и выход с “Енисеем” в РПЛ — два самых ярких события в моей футбольной жизни. И там, и там испытывал сумасшедшие эмоции.

— Вы были именно тем человеком, который после выхода в РПЛ побрил наголо пресс-атташе “Енисея” Стаса Меркиса. Если команде удастся повторить тот результат, кто будет следующим?

— Стас тогда поспорил, что, если выйдем, он побреется наголо. Я решил не ждать, когда он выполнит своё обещание, и сделал это сам. Главное — повторить, а кого побрить, обязательно найду.

— Контракт с “Енисеем” рассчитан на год, при этом, как Вы сказали, эта команда стала родной. Вы бы хотели играть в Красноярске до конца карьеры?

— Футбольная жизнь — она такая, загадывать сложно. Закончится этот контракт — сядем и будем разговаривать, если, конечно, моя игра будет устраивать клуб. А вообще, я не против никуда и никогда из “Енисея” не уходить. С удовольствием играл бы здесь до конца карьеры.

ДОСЬЕ

Валерий КИЧИН

Дата и место рождения: Родился 12 октября 1992 года в Бишкеке (Киргизия).

Карьера: На родине играл за “Камбар-Ата”, “Абдыш-Ата” и “Дордой”. В Россию приехал в 2013 году. Выступал за “Волгу” (Нижний Новгород), дзержинский “Химик”, “Уфу”, “Анжи” (Махачкала), “Тюмень”, “Енисей” (Красноярск), “Динамо (Минск, Беларусь) и московское “Торпедо”. В июне 2020 года вернулся в “Енисей”.

За сборную Киргизии провёл 33 матча и забил 2 гола.

Достижения: Двукратный чемпион Киргизии и обладатель Кубка Киргизии. Участник Кубка Азии 2019 года.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА