Экономика
Валерия Маношкина: "У нас есть динамика и крутые перспективы"
Студентка СФУ написала диплом по теме “Столичность Красноярска в сознании жителей города”.
У Валерии Маношкиной диплом экономиста, но она выбрала для себя другой вектор развития и работает в молодёжном центре “Новые имена”, который поддерживает талантливых танцоров, художников, музыкантов. Девушке больше интересны не цифры и таблицы, а творчество, общение и развитие нашего города. Она получает второе образование “специалист по связям с общественностью” и в выпускной квалификационной работе исследует феномен столичности родного города.
— Валерия, почему для своего исследования вы выбрали такую тему?
— В последнее время мы часто слышим и читаем о столичности Красноярска. В этом определении заключено два смысла. Первый, традиционный, означает, что город, о котором идёт речь, — действительно столица государства. А иногда подразумевается несколько иное. В слове содержится некий социокультурный смысл, который закладывается жителями города или исторически сложившимися фактами. Например, Урюпинск позиционирует себя как “столица всех провинций”. Иногда город начинают называть культурной столицей в связи с проходящими там крупными событиями, хотя ни географически, ни по численности населения он не подходит под это определение.
Мне стало интересно исследовать столичность Красноярска, понять, почему о ней говорят. Безусловно, это столица края. Возможно, столица Сибири — по этому поводу у нас идёт вечный спор с Новосибирском. Какие ещё есть критерии? Я поставила себе задачу в этом разобраться. И в первую очередь понять, что думают об этом жители города.
— Как вы выясняли мнение красноярцев о родном городе?
— Я подготовила два блока вопросов для анкетирования. В первом попросила оценить психологическую, культурную и социальную атмосферу в городе. А во втором — высказать своё впечатление о Красноярске. Из-за пандемии и режима ограничений выходить на улицу и разговаривать с людьми было проблематично. Опрос проходил только в социальных сетях: в группе нашего молодёжного центра, в моём личном аккаунте, в официальном сообществе администрации Красноярска и на странице в инстаграм Ильи Сураева, который мне очень помог. Опрос был оформлен в удобной для респондентов форме: на ответы уходило от трёх до шести минут.
Своё настроение и внутренние ощущения люди определяли по шкале, где за единицу, например, в разделе “психология” бралась стрессовая, удручающая обстановка, а за десятку — вдохновляющая. Результаты порадовали: большинство участников опроса в графах “архитектура”, “культура”, “развитие” ставили от шести до девяти баллов. Средние значения показывают, что в основном жители позитивно воспринимают свой город.
— А что участники опроса думают о столичности Красноярска?
— Анализируя итоги анкетирования, я выяснила, что понятие “столичность” красноярцы чаще всего соотносят с оригинальностью, комфортом, культурой и развитием. Такие вот четыре основных маркера. Многие написали, что пока столичности не ощущают, но мы к ней движется быстрыми темпами. У города есть динамика, крутые перспективы. Он явно меняется к лучшему, и это, пожалуй, основная мысль в моём исследовании.
— Вы сами приехали в краевой центр на учёбу или город для вас родной?
— Я родилась и выросла в Красноярске. Училась в лицее № 28 недалеко от музыкального театра, жила через дорогу, сейчас работаю с удивительными, талантливыми людьми, которые проявляют себя через искусство. Мы создаём вместе яркие проекты и события — такие как дизайн-цех “Сибирские бренды”, фестиваль уличного искусства “Крась!”, которые, думаю, у всех на слуху.
Мне доводилось путешествовать, и я могу сравнить Красноярск с другими городами. Он у нас, конечно, уникальный и суперкрасивый. Причём сейчас — не только днём, но и вечером, когда работает подсветка. Очень люблю Енисей, горжусь тем, что у нас такая красивая и доступная природа.
Что я сама понимаю под столичностью Красноярска? Наверное, его стремление стать лучше. Не в смысле того, чтобы выиграть соревнования с другими крупными городами, стать как Москва. А в смысле совершенствования инфраструктуры, налаживания связей между различными сообществами, развития межведомственных коммуникаций — чтобы город работал как единый слаженный механизм. И чтобы в него хотелось возвращаться и оставаться здесь жить.
— На следующей неделе вы защитите диплом. Но настрой на дальнейшее изучение городских процессов никуда не денется?
— Разумеется, это исследование — только одно из звеньев в цепочке моих интересов. Я фанат Красноярска, планирую его изучать и дальше, создавать новые проекты и вовлекать в них как можно больше жителей.
Нюанс
К 400-летию Красноярска специалисты центра “Новые имена” планируют создать монументальные композиции на фасадах домов по улице Вавилова. Пригласить молодых художников, которые рисуют в собственном неповторимом стиле, — не обязательно местных, но и из других российских городов. Возможно, ребят, уже проявивших себя на международном уровне. Строго определённой тематики нет: будет приветствоваться всё необычное и захватывающее.
Мнения
Павел Стариков, доцент, кандидат философских наук, заведующий кафедрой социологии Сибирского федерального университета:
— По мнению американских социологов, город — это открытое пространство, где можно гулять и где есть свобода. То есть такие площадки должны быть, они и составляют ощущение столичности. Если взять, например, Тюмень или Новосибирск, где исторически не сложился центр города, то Красноярск находится в этом плане в более выигрышной позиции.
Пётр Иванов, урбанист:
— У столичного города три критерия. В нём располагаются штаб-квартиры транснациональных корпораций, строится соответствующая инфраструктура и вращаются соответствующие деньги. Либо мы национальная столица — знаковый город для какой-то национальной (реже религиозной) группы. Либо это столица какой-то практики: социальной, архитектурной, благоустроительной, — или законодатель мод, на которого ориентируются. Можно сказать, что Красноярск немного столичен в рамках этой практики — во всех сибирских городах наслышаны про остров Татышев. Многие говорят: “Тоже хотим в центре города гигантский остров, где можно кататься на велосипеде”.
София Красноярская, участник опроса:
— У нас за последние годы многое стали делать именно стильно, креативно и удобно. Вчера возила по городу свою подругу, которая здесь родилась и выросла, но уже 20 лет живёт в Москве. Так она была очень удивлена... Конечно, с Москвой не сравнить, но у нас тоже хорошо. Пусть продолжают в том же духе. А некоторые люди, к сожалению, этого не ценят.