Актуально

Красноярский коллекционер Владимир Кац собрал более трёхсот радиоприёмников

Был “Ленинград”, стал “Фестиваль”

Красноярский коллекционер Владимир Кац собрал более трёхсот радиоприёмников

В коллекции Владимира Каца более трёхсот радиоприёмников. Практически все они находятся в рабочем состоянии — Владимир Маерович отремонтировал их. Коллекционер признаётся, найти детали на некоторые приёмники было непросто, ведь их производили в 30-е годы прошлого века. Сегодня в рубрике “Эволюция предмета” мы расскажем о том, как менялись эти устройства.

Собирать коллекцию Владимир Кац начал больше десяти лет назад.

— Один из самых старых приёмников, который сегодня есть у меня, — ламповый приёмник СИ-235 1935 года выпуска, — рассказывает Владимир Маерович. — Это очень редкий экземпляр, приёмник прямого усиления. Я долго искал лампы для этой модели, чтобы отремонтировать приёмник. Всё-таки столько лет прошло! Хотя, по сути, его устройство чуть сложнее, чем у детекторного — простейшего радиоприёмника. Таких — детекторных — моделей в моей коллекции нет, но в принципе и сегодня этот приёмник можно собрать самостоятельно.

Старший брат СИ-235 — БИ-234. Эти модели стали первыми в СССР приёмниками, производство которых было поставлено на конвейер. Кстати, на СИ-235 закончилась эпоха производства приёмников прямого усиления.

— Эти приёмники продавали в магазинах, но их было крайне мало, — говорит коллекционер. — Более распространённой стала модель 6Н-1, она выпускалась с 1938 года. Интересно, что такие приёмники производили в США, а мы получили лицензию, схему и разрешение на их создание и при сборе использовали американские детали, своих тогда не было. Если говорить о насыщенности потребительского рынка, может быть, этих приёмников было около семи штук на тысячу человек. Постепенно мы стали производить свои детали и приёмники.

В начале 1940-х годов в развитии радио в СССР был период затишья, началась война — не до развлечений. А в 1945 году появился новый радиоприёмник “Рекорд-45”. Он тоже есть в коллекции Владимира Каца.

— У него совсем другая схема, он гораздо меньше по размеру своих предшественников из 1930-х годов, — рассказывает Владимир Маерович. — “Рекорд-45” производил бердский завод. Кстати, моя коллекция началась с приёмника “Рекорд-52”, и так получилось, что модели 1950-х годов представлены в ней довольно широко.

Среди экспонатов — большой приёмник “Беларусь” 1949 года выпуска. В Сибирь тогда такие модели не привозили, так что это тоже довольно редкий экземпляр.

Приёмники тех лет — большие, тяжёлые. “Тогда только один силовой трансформатор весил примерно три килограмма, а общий вес приёмника достигал 12—15 килограммов, — поясняет Владимир Кац. — Внутри размещались силовой и выходной трансформаторы, динамики, они тоже были очень тяжёлыми”.

Первые переносные ламповые приёмники появились в СССР в конце 1940-х годов. Пример — модель “Турист”. “Он работает на трёх галетных батареях, — рассказывает Владимир Маерович. — Если слушать радио постоянно, их заряда хватало месяца на два, если редко — даже на пару лет. У меня есть батарея, которой лет сорок, и она работает до сих пор”.

В коллекции есть и первая магнитофонная приставка, такие устройства появились в продаже в 1950-е годы. “Специальные катушечки устанавливали на проигрыватель, который вращал их, — рассказывает Владимир Кац. — Чтобы лента вращалась, нужны были специальные приспособления — грузики, иногда они сразу шли в комплекте”.

Владимир Маерович установил приставку на радиоле “Казань-57”. Эта модель выпускалась Казанским заводом “Радиоприбор” с 1957 года. “Казань-57” совмещает радиоприёмник и электропроигрыватель. Радиола смонтирована в деревянном ящике, который спрятан в футляр, похожий на чемодан. Устройство может принимать передачи радиовещательных станций, передающих в диапазонах длинных и средних волн, воспроизводить грамзаписи, а также работать с магнитофонными приставками.

— А вот это приёмник высшего класса — “Фестиваль”, первый советский радиоприёмник с проводным пультом дистанционного управления, — говорит коллекционер. — Пульт был соединен с приёмником толстым кабелем длиной около трёх метров. С этого расстояния можно было включать приёмник, регулировать громкость, переключать диапазоны. Первоначально эта модель называлась “Ленинград”, но совсем недолго. Его переименовали в “Фестиваль” в 1957 году — в честь VI Всемирного фестиваля молодёжи, который проходил в Москве.

Серийный выпуск “Фестиваля” начался на Рижском радиозаводе имени А. С. Попова и продолжался до 1963 года.

— Приобрести такой приёмник мог не каждый, его стоимость была довольно высока, — рассказывает Владимир Кац. — Например, после денежной реформы 1961 года средняя зарплата составляла около 120 рублей, а “Фестиваль” стоил 150. Для сравнения: “Казань-57” — порядка 60—70 рублей. У нас в семье первый приёмник появился, когда я учился классе в седьмом. Это была модель “Кама-62”. Такие радиолы тогда стали доступны населению, но, конечно, были далеко не у всех. Мы жили в Ужуре, и долгое время к нам приёмники просто не привозили. Ещё когда я был школьником, однажды знакомые отдали мне поломанный “Рекорд” — у него сгорел силовой трансформатор, перемотать его можно было только в заводских условиях. А я его наладил — намотал по одному виточку, а их было тысяча с лишним. Такой же “Рекорд” сегодня есть в моей коллекции.

Владимир Кац признаётся, что приёмники, произведённые в 1970—80-е годы уже не так интересны для него.

— В эти годы приёмники стали транзисторными, время ламповых моделей прошло, — говорит он. — Сегодня средние и длинные волны принимать практически невозможно, если только ночью — китайские или американские станции.

В тему

В 1925 году было создано красноярское “Общество друзей радио”. Его основали сотрудники железнодорожных мастерских — слесарь Виталий Васильевич Вяткин и рабочий Аркадий Михайлович Ковязин. В начале 1926 года кружковцы сами сделали радиоузел и подключили к нему три радиоточки, а затем радиофицировали около 50 квартир передовых рабочих мастерских. В это время в Красноярске было ещё несколько подобных радиокружков.

В марте 1927 года в небольшом деревянном домике в слободе Весны была открыта “Мощная приёмная радиостанция”. Семь репродукторов “Рекорд”, два “Аккорда” и 50-метровая радиомачта позволяли принимать сигнал из Томска, Новосибирска и даже из Москвы. 7 ноября 1927 года была проведена первая красноярская передача.

В марте 1931 красноярский радиоузел, как и другие любительские радиоузлы по всей стране, перешёл под управление Наркомата связи. Был создан Красноярский радиоцентр конторы связи, заведующим которого стал один из основателей ОДР Виталий Вяткин. Поступили в продажу первые радиоприёмники, которые народ называл “говорящими ящиками”. Купить их можно было на почте. К 1934 году к радиоцентру было подключено 2700 точек.

До 1940 года радиотрансляционный узел обслуживал только левый берег. Но правобережье без радио не осталось — там, на базе промышленных предприятий, появлялись ведомственные радиоузлы.

К началу 1941 года в состав Красноярского радиоузла входило уже несколько мест по всему городу: центральная аппаратная, две усилительные подстанции, радиоузел деревообрабатывающего комбината. В городе было уже больше 13 тысяч радиоточек.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА