Мы — вместе

Как бизнес и НКО переводят в онлайн события для ребят с ментальными особенностями

Мир онлайн непрост для ребят с выраженными нарушениями развития.

Как бизнес и НКО переводят в онлайн события для ребят с ментальными особенностями

В период пандемии, когда социальные учреждения закрыты и у ребят с выраженными нарушениями развития нет возможности встречаться, общаться, посещать развивающие занятия офлайн, общественные организации, социальные учреждения, бизнес вместе ищут новые технологии онлайн-взаимодействия, перевода деятельности в удалённый формат.

Мир онлайн непрост для ребят с выраженными нарушениями развития тем, что требует определённой технической грамотности, умения пользоваться платформами, сервисами. Вместе с тем он открывает новые возможности для коммуникации и связи с миром, снимает географическую изолированность — в одном пространстве могут находиться жители разных территорий и даже стран.

Однако перевод в онлайн не может быть механическим — нельзя просто взять и провести на специальной платформе то, что планировали для офлайна. Это отдельная большая работа, которая включает техническую, содержательную, организационную адаптацию.

Причём здесь важно смотреть глазами пользователя. Вот зашёл человек с особыми потребностями в сеть — и что дальше? Или не смог зайти — что делать? С какими сложностями, вызовами он столкнётся, что он ждёт от нас? А ещё лучше спросить реального пользователя и “здесь и сейчас” увидеть его потребности и сложности и возможности. Можно попросить его протестировать определённые вещи и (или) попросить совета по улучшению ресурса.

Когда смотришь на мир глазами наших ребят, рождаются вопросы, на которые мы должны давать ответы. Как вывести в сеть людей с особыми потребностями, которые никогда не были на онлайн-событии и не знают платформы? Как научить пользоваться платформами? Как держать внимание ребят, ведь они не в одном месте? Каким должно быть содержание, предлагаемое в сети, чтобы участники события были максимально включены? Как выстроить коммуникацию между ребятами и специалистом в рамках мероприятия онлайн? Как управлять процессом, чтобы не было бардака и все не говорили вместе, но в то же время обеспечить максимальную вовлечённость каждого? Что по итогам события останется в памяти?

Ответив на эти и другие вопросы, можно создавать те проекты, которые понятны и доступны. Важно, чтобы разработчики, которые что-то создают вместе, тоже говорили на одном языке и понимали целевую аудиторию и её возможности. Тогда не возникает вопросов, почему надо делать именно так, а не по-другому.

Особенно ценно, когда некоммерческие профильные организации и бизнес вместе объединяются и создают онлайн-продукт для ребят в период пандемии и делают это вместе с пользователями, ориентируясь на их потребности.

Так, в июне сотрудники предприятия “Coca-Cola HBC Россия” и активисты общественного движения “Право на счастье” в поддержку ребят с ограниченными возможностями представили совместный продукт — созданную онлайн-экскурсию на завод для подростков и молодых людей с ментальными и физическими особенностями. 28 человек из Красноярска, Железногорска, Минусинска, Улан-Удэ стали первыми её посетителями.

— Онлайн-экскурсии для людей с ментальными особенностями — это новый формат организации досуга и развития для этих людей, где они учатся техническим навыкам, активно участвуют в интерактивных играх, отвечают на вопросы по пройденному материалу, дают обратную связь в рисунках. И эту практику мы будем продолжать в партнёрстве с нашими давними друзьями — общественным движением “Право на счастье” ОО “АЭРОСТАТ”, — сказала Ольга Суроткина, региональный менеджер по внешним связям и коммуникациям Урала, Сибири и Дальнего Востока предприятия.

В онлайн-формате ребята смогли увидеть процесс изготовления напитков: от очистки воды до упаковки, узнали историю предприятия. Вся экскурсия проходила в интерактивном формате, с интересными заданиями, играми, созданием творческих продуктов.

До этого на протяжении месяца велась серьёзная проектная работа в команде по содержанию экскурсии, обсуждению организационных и техническим моментов. Были максимально учтены особенности ребят, которые, к слову, помогли протестировать элементы онлайн-экскурсии и дали обратную связь.

Грамотная адаптация и перевод в онлайн позволяет не только предложить качественный продукт, но и расширить доступ к опциям для жителей разных городов, обучить участников мероприятий работе с интернет-сервисами, открыть новые возможности для социализации ребят с ментальными особенностями, дать им шанс быть включёнными и в период пандемии. Грамотно адаптированный и спроектированный онлайн-продукт может быть тиражирован в будущем, а не становится разовой историей. Его можно снова и снова использовать для ребят с особыми потребностями из разных регионов.

Надежда Болсуновская.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА