Актуально
В Госдуме предложили компенсировать расходы работникам на удалёнке
Удалёнка поставила перед работодателями и сотрудниками множество задач и вопросов.
“Только холодной воды стало уходить в два раза больше, плюс электричество, а ещё сколько мыла, туалетной бумаги и бытовой химии для уборки дома, — мама двоих детей и жена офисного сотрудника, переведённого в апреле на удалёнку, Юлия подсчитывает увеличившиеся расходы. — Плюс две-три тысячи в месяц точно. А кроме того, они бесконечно едят: помимо основных обеда и ужина ещё и в течение дня требуют перекусов”.
На чём сэкономили? В первую очередь на проезде. Юлия на работу часто ходила пешком, но у мужа высвободились около трёх тысяч рублей, которые тратились на бензин. Сначала показалось, что будет экономия на офисных обедах, но нет — от стресса и грусти семья стала больше есть. Когда все уселись работать и учиться дома, выяснилось, что срочно нужен ещё один ноутбук. Уже хотели оформить кредит, но тут Юле дали технику на работе. К возникающим трудностям супруги относятся философски, радуясь, что никто из них не попал под оптимизацию, а их профессиональные сферы сильно не пострадали в пандемию.
Режим изоляции и перевод целых коллективов на дистанционную работу стали для многих новым вызовом. Удалёнка поставила перед работодателями и сотрудниками множество задач и вопросов. И один из них — компенсация затрат.
Как сообщают федеральные СМИ, Министерство труда России поддержало внесённый в Госдуму законопроект о поправках в Трудовой кодекс, закрепляющих дистанционный режим работы. Документ позволяет предусмотреть вопрос компенсации расходов, связанных с использованием сотрудником личного оборудования.
Порядок возмещения затрат на электричество, телефон, интернет, амортизацию личного оборудования может прописываться в коллективных договорах, локальных нормативных актах — то есть зависит от воли работодателя.
Связь, электричество, расходы, связанные с покупкой и модернизацией техники, пожалуй, самое затратное из того, чем столкнулись вынужденные удалёнщики. В разных красноярских компаниях эти вопросы решаются по-разному.
Например, в апреле на удалёнку были переведены более трёх тысяч сотрудников КрасЖД. Как пояснили в пресс-службе компании, характер профессиональной деятельности допускал выполнение должностных обязанностей вне офиса. Перечень таких сотрудников утверждался руководителем каждого подразделения.
Для организации труда специалисты IT-блока устанавливали коллегам на домашние компьютеры специальные приложения, открывающие доступ к персональным рабочим местам, а также обеспечивающие безопасность и защиту передаваемых данных.
Оформление удалённого режима труда велось в соответствии с законодательством с согласия работников. А вот запросов на возмещение затрат на электричество или иные бытовые нужды за это время от сотрудников не поступало.
Для работодателей дистанционка тоже потребовала серьёзных расходов. Чтобы не прерывать технологические процессы, для ценных кадров пришлось оборудовать на дому полноценные рабочие места, перевозить и переустанавливать офисную технику, докупать дополнительное оборудование. Однако во многих компаниях и организациях возникающие вопросы решались уже по ситуации, при устной договорённости с руководством. Есть и свои нюансы. Например, расходы на связь подсчитать легко, а вот как из общего количества потреблённой семьёй электроэнергии определить, сколько конкретно потрачено на нужды родной корпорации?
— На удалёнке плотно я был только пару недель, — рассказывает Артём, инженер одной из строительных организаций. — В обычное время моя работа в равной степени связана и с офисом, и с разъездами по объектам. В режиме строгой изоляции, которая была в апреле, мне периодически требовалось выходить на работу, приезжать в главный офис. После майских праздников стало больше разъездов, в кабинетах теперь встречаемся реже.
Связь у нас и раньше оплачивали — ноутбук служебный. У меня много документации, поэтому пришлось купить домой новый принтер. Но это за свой счёт, всё равно пригодится детям для школьных заданий. Бумаги тоже уходит много — раньше всё распечатывал в офисе, также пришлось что-то из канцелярии на свои покупать. За это можно было вернуть деньги, но я не стал заморачиваться с чеками. На объекты раньше ездил в основном на служебном транспорте, в мае — июне пришлось больше ездить на своей машине. Бензин мне частично возместили.
Жена говорит, что удалёнка чувствуется на семейном бюджете. Но мы отнеслись к этому как к чрезвычайной ситуации. У меня хорошая зарплата, нормальные условия, которые меня устраивают. И я не хочу “рубиться” с начальством из-за купленных на свои нескольких упаковок бумаги. Но если удалёнка станет обычным форматом, некоторые моменты, думаю, придётся обговаривать.
Подсчитать объём ресурсов, потреблённых на удалёнке, семья может, сравнив данные апреля — мая — июня этого и прошлого годов или на основании среднего значения предыдущих месяцев. Но гневно требовать от начальника компенсировать разницу будет неправильным. Руководитель не сможет проследить, сколько электричества потрачено на рабочие дела, а сколько на бытовые нужды — стирку, приготовление еды, телевизор.
Кстати, именно на самоизоляции многие с удвоенной силой принялись за домашние дела. Как рассказали в компании “Краском” в апреле, в дни массовой изоляции резко увеличилось количество засоров на сетях канализации. Горожане стали смывать в унитазы запрещённых предметов в два раза больше, чем обычно.