Актуально
Медицина в вертолёте
Как санитарная авиация помогает в борьбе с коронавирусом.
Пандемия коронавируса стала серьёзной проверкой на прочность для всей системы здравоохранения. Не осталась в стороне и санитарная авиация, силы которой задействованы для оказания помощи людям, живущим в отдалённых районах Красноярского края. Чтобы сохранять эффективность в новых условиях, “летающей скорой помощи” пришлось существенно менять принципы работы.
Помогла Универсиада
Готовиться к пандемии начали ещё в марте, когда уже появились данные о первых случаях коронавируса в России. Поначалу возникали сложности с инструкциями: если наземные бригады получили свои методички, то для авиаслужб их просто не существовало. Специалистам пришлось брать инициативу в свои руки и переделывать рекомендации с учётом особенностей авиапарка.
Позже возникла другая проблема, связанная с безопасностью экипажей. На тренировках выяснилось, что пилот не сможет управлять вертолётом в специальном скафандре: наушники под него не провести, в перчатках не нащупать нужный тумблер... И тут на помощь пришла Универсиада — вернее, её медицинское наследие.
“Перед студенческими играми было приобретено два изолирующих бокса на случай появления иностранных гостей с опасной инфекцией, — рассказал заместитель главврача Краевой клинической больницы Игорь Чуваков. — Один находился в распоряжении Центра медицины катастроф, второй — в Емельяновской ЦРБ. Мы попросили передать их нам для работы, и нам не отказали. Сейчас мы используем эти боксы при эвакуации инфицированных пациентов. Те опасения, которые были у представителей авиакомпаний, теперь полностью нейтрализованы”.
Позже в распоряжении санитарной авиации появилось ещё шесть специальных боксов. Такое количество, уверяют врачи, позволяет перевозить всех инфицированных пациентов без риска для окружающих.
Все держатся
Санитарная авиация приняла на себя большую нагрузку в Северо-Енисейском районе, где весной произошла вспышка коронавируса. Из-за труднодоступности и отсутствия дорог использовать наземный транспорт оказалось невозможным, поэтому тяжёлых пациентов эвакуировали по воздуху. Ответственная задача была выполнена во многом благодаря профессионализму врачей и лётчиков.
“Особых неожиданностей не было, мы ко всему подготовились, — отметил Игорь Викторович. — Заранее обсуждали, какие осложнения могут возникнуть во время транспортировки тяжёлых больных. Тренировки, которые проводились, инструкции и алгоритмы, которые были наработаны теоретически, были использованы на практике, и это позволило нам благополучно справиться со вспышкой в Северо-Енисейском районе. Ни один из наших врачей, ни один сотрудник авиакомпании не заразился”.
Врачи добавляют: именно использование воздушных средств делает борьбу с коронавирусом в регионе особенной. К примеру, в Китае, откуда пошла инфекция, подобного опыта не было: большая заселённость территории позволила развернуть госпитали даже на окраинах. В Красноярском крае такое невозможно: есть отдалённые поселения, где живут несколько десятков человек, и там без вертолётов не справиться.Тяжёлых пациентов обычно доставляют в Краевую клиническую больницу, которая уже четвёртый месяц работает в режиме нон-стоп. Конечно, врачам сейчас нелегко, но все держатся, понимая: рано или поздно эпидемия закончится.
“Атмосфера у нас нормальная, — подчеркнул Чуваков. — Такого нет, чтобы кто-то боялся работать с инфицированными пациентами. Морально к этому все были готовы. Каждый сотрудник понимал, что наступит такой период, когда он будет непосредственно работать с инфицированными. Всё по расписанию: один работает в базовом инфекционном госпитале, потом его сменяет другой и так далее”.
Уложиться в сутки
Сейчас санитарная авиация не мыслит себя без федеральной поддержки. В этом году она вылилась в три новых воздушных судна и договор с авиакомпанией “Скол”, которая доставляет врачей по месту назначения. Ещё с одним перевозчиком — “АэроГео” — краевая больница работает больше десяти лет и постоянно перезаключает контракт. За счёт конкуренции снизилась стоимость полётов и выросло число лётных часов — благодаря этому врачи смогли эвакуировать больше пациентов при прежнем бюджете.
Федеральная программа предъявляет серьёзные требования к технике. Все самолёты и вертолёты должны производиться только в России, при этом не ранее 1 января 2014 года. По сути, в больницы попадает современный летающий транспорт, оборудованный по последнему слову медицины.“Эти воздушные суда можно в буквальном смысле назвать летающей скорой помощью, — отметил Игорь Чуваков. — В них реально проводить весь комплекс реанимационных мероприятий и транспортировать крайне тяжёлых пациентов”.
Но и показатели, за которые нужно отчитаться перед федеральными властями, тоже серьёзные. Основной пункт — эвакуация в первые сутки с момента подачи заявки. Иначе говоря, чем быстрее пациент попадёт из отдалённого села в Красноярск, тем лучше для его здоровья. Это же, кстати, относится и к крупным авариям на дорогах края, когда счёт идёт буквально на часы.
“Своевременная медицинская эвакуация, когда пациенту требуется высокотехнологическая медицинская помощь в лечебных учреждениях Красноярска, спасает жизни, а во многих случаях позволяет избежать дальнейшей инвалидизации”, — добавил Игорь Чуваков.
Красноярские медики, к их чести, отладили работу санавиации, и теперь она укладывается в установленные нормативы. Этот момент даже отметили на федеральном уровне, указав на рост доступности медицинской помощи в Красноярском крае.
“Отношение к санитарной авиации в целом изменилось, — резюмировал Игорь Викторович. — Есть понимание у руководства края, что для северных территорий санавиация — безальтернативный вид помощи. В центральных территориях её эффективность также сказывается на качестве оказания помощи в целом”.
Для своих полётов санитарная авиация использует вертолёты Ми-2, Ми-8, Eurocopter и Robinsson, а также самолёты Cessna, Hawker и Pilatus. Кроме того, в работе задействованы классические автомобили скорой помощи.