Наука и образование
Чего ждёт первоклашка от новой жизни?
Первый раз в первый класс: личный опыт.
“Ералаш” и фильм “Приключение Электроника” — основные источники, из которых моя дочь ещё в детском саду составила представление о школе. Было и посещение “Дошколёнка”, и рассказы старших друзей, другие фильмы и книжки, но впечатлили Катю только юмористический киножурнал и советская детская киноклассика. С уверенностью, что всё будет необычайно интересно и весело, мы и отправились в этом году в первый класс.
Праздничная линейка в условиях ограничительных мер — мероприятие не совсем обычное. Но таковы обстоятельства, и наша учитель постаралась сделать всё, чтобы дети прочувствовали торжественность момента. Первое сентября получилось очень трогательным. В рубрике “Личный опыт”, которая теперь станет постоянной в нашей газете, делюсь своей историей подготовки к этому важному дню в жизни семьи.
Через три дороги
“Вы уже выбрали школу?” — вопрос, который родители задают друг другу, ещё когда ребёнок начинает ходить в детский сад.
Знаю, что некоторые семьи к выбору учебного заведения относятся очень требовательно. В желаемую школу и к конкретному учителю готовы ездить через полгорода. Для меня всё же было важно и расположение. Мы записались в ближайшую сорок вторую школу, по микроучастку. Но и она, по моим меркам из советского детства, далековато от нашего дома. Быстрым шагом тринадцать минут, но маршрут неудобный. Во-первых, нужно переходить Красраб. А там на свой красный постоянно проскакивают лихачи. Всё время напоминаю дочери, что проезжую часть нужно переходить не только когда загорелся зелёный, но и когда убедилась, что все автомобили остановились. Во-вторых, на пути ещё две дороги, на которых всё время какой-то хаос и, по сути, они опаснее, чем Красраб, где хоть светофором регулируется. А вот моей подруге, чей сын учится в этой же школе, повезло. Выходишь из подъезда — и вот уже двор. Зато, говорит она, бесят родители на машинах, которые по утрам пытаются припарковаться у забора, чтобы высадить детей поближе.
А школа, кстати, переполнена. Она достаточно старая, рядом растёт новый микрорайон, где очень много семей с детьми, а своей школы пока нет. Кто будет забирать ребёнка после уроков? Это острый вопрос для многих родителей учеников началки. Первую четверть приводить надо к 8.30, забирать уже в одиннадцать, продлёнки пока нет. Часто родители берут отпуск на первую половину сентября, ну а потом крутятся как могут. У нас есть бабушка, помощь которой бесценна. Пользуясь случаем, хочу обратиться к нашим читателям — представителям старшего поколения: если у вас есть маленькие внуки, не отказывайте им в помощи. Поверьте, работающие родители очень нуждаются в вашей поддержке.
А ещё мне повезло с соседями. Шесть лет назад мы все заехали в новостройку, подружились, вместе ходили в сад, теперь сразу несколько семей записались в одну школу. В нашем классе будет сразу четверо детей из одного дома, договорились по возможности помогать друг другу и забирать ребятишек, если кто-то не может.
Кому нужен “Дошколёнок”?
С шести с половиной или с семи лет — задумываются родители детей, рождённых зимой. Здесь каждая ситуация индивидуальна. Моя дочь январская, к тому же достаточно рослая и выглядящая взрослее сверстников, и я сначала думала о том, чтобы пойти в первый класс раньше. У двух моих подруг был такой успешный опыт. Семь лет девочкам исполнилось в декабре, когда они уже были первоклассницами. Я и сама пошла в шесть, а в шестнадцать уже закончила школу. Но моему ребёнку требовалось наблюдение логопеда, и мы решили, что всё-таки пойдём в семь с половиной. Хоть с марта из-за пандемии коронавируса пришлось оставить и сад, и занятия, и “Дошколёнок”, этот год всё равно нам пригодился. Кстати, среди соседских ребятишек тоже много зимних, и большинство из них тоже пошли в школу в семь с половиной.
“Дошколёнок”. По поводу его необходимости немало родительских споров. Кто-то считает курс обязательным. У кого-то дети и так загружены кружками и секциями, и посещение “Дошколёнка” семьи считают лишней нагрузкой. Но нам пригодился, пусть походить туда удалось только до февраля, а потом начались простуды и грянула эпидемия. Занятия Катя посещала в центре творческого образования “Престиж”, в школе на тот момент записи не было. Дочери уроки понравились сразу. Ведёт их чудесный и опытный педагог Тамара Викторовна Волченко — добрая, спокойная, её слушали даже самые шустрые и непоседливые дети.
Чем стала полезной программа для нас? Катя познакомилась с новой для неё формой учёбы. До этого были только занятия в саду и кружках — больше творчество и свободное общение, а в “Дошколёнке” это класс, парты, уроки, определённая дисциплина. Много внимания мы уделяли работе в прописях. Развитие мелкой моторики необходимо всем детям, а тем, у кого проблемы с речью, особенно.
Получше и понаряднее
Родительская боль — покупка необходимого в школу. Это достаточно дорого. Даже по минимуму и даже по акциям. Сборы в школу дороги и для второго, и для восьмого, и для одиннадцатого классов, но родители будущих первоклашек чувствуют боль особенно остро. Уже потом поймёшь, сколько и чего будет действительно необходимо ребёнку, убедишься, что хороший ранец может прослужить несколько лет, а десяток белоснежных рубашек — это излишество. Но, собирая чадо в первый класс, конечно, хочется купить всё получше и понаряднее. Письменный стол и обустройство рабочего места, школьная одежда, принадлежности, прочие расходы, связанные с подготовкой, — у меня расходы стартовали с тридцати тысяч рублей. И это не считая покупки сезонной одежды и обуви. Ребёнок вырос и теперь уже в подростковой размерной линейке. Три-четыре тысячи за скромные ботиночки, которые, скорее всего, уже будут к весне малы, — вздыхаешь, но платишь.
То, что дочь теперь школьница, я осознала не тогда, когда мы примерили сарафан и белые банты, не первого сентября на линейке, а когда вступила в родительские чаты. Они были и в саду, но оживали в основном к мероприятиям. Школьные чаты не умолкают ни на день. В последнюю неделю августа мы обсуждали вопросы подготовки.
Насколько я поняла по чужому опыту, в общении семей школьников существуют две крайности. Первая — чересчур активные родители, действующие по принципу “пусть у деток будет всё самое лучшее”. Чаще всего от них исходят инициативы, с которыми часть коллектива категорически не согласна. Вторая крайность — родители, агрессивно отвергающие любые предложения, даже разумные. Не желая скидываться на символические подарки ко дню рождения детей, они потом страшно возмущаются, что ребёнку вручили “какую-то ерунду”, и грозят жалобами в прокуратуру.
У нас пока всё умеренно. То, что предлагает родительский актив, действительно необходимо и поддерживается большинством. Надеюсь, что так будет и дальше. …“Мама, у меня измерили температуру на входе, и она нормальная!” — первое, что сказала дочь, выбежав из школы после праздничного урока. Термометрия теперь обязательная процедура. Чтобы развести потоки, вход для первоклашек тоже сделали отдельным.
Кате в школе всё понравилось. Вечером она уже сама собирала ранец, напоминала мне, что необходимо взять. Утром второго сентября дочь встала сразу, полежать ещё чуть-чуть не просила, как было в детском саду, и серьёзно объявила: “Сегодня мой первый учебный день”. Вообще такая собранность и дисциплинированность моей дочери несвойственны, но настрой ребёнка очень радует.
Наблюдение утра 2 сентября
— Даже лёгкий ранец с минимумом книг тяжеловат
— На нерегулируемых дорогах редкий водитель притормаживает и пропускает школьников, а одни идущие дети, особенно мальчишки, часто шагают, вообще не глядя по сторонам.
— Полистала ленты в соцсетях, посмотрела на чужих нарядных ребятишек. Поняла, что с дизайнерским букетом для первоклашки можно было не мудрить. Мне хотелось что-то стильное и совсем небольшое, но в итоге элегантную белую эустому наша бабушка приняла за увядающую розу.