Бизнес

Самоизоляция закончилась, а в офис не хочется

Удалённый режим, введённый из-за коронавируса, повлиял на рынок труда и мнения его участников.

Самоизоляция закончилась, а в офис не хочется

Если до пандемии дистанционная работа была прерогативой избранных, то нынешней весной все её плюсы и минусы почувствовало на себе большое количество людей. Возвращение в офисы стало для некоторых серьёзным испытанием — точно так же, как несколькими месяцами раньше переход в онлайн. Немало людей и дальше хотели бы выполнять свои обязанности не выходя из дома.

Согласно исследованиям аналитического центра “Авито Работа”, в Красноярске дистанционка продолжает оставаться востребованной и после снятия ограничений. Вакансий с удалённым графиком в городе стало больше в 2,6 раза, а интерес к ней со стороны соискателей вырос почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В СТРАНЕ И ГОРОДЕ

В России в июле 2020 года число предложений от работодателей с удалённым графиком превысило прошлогодние цифры в два с лишним раза. За июнь таких вакансий появилось на 14 процентов больше, чем было в мае, а в июле — ещё на 14 процентов больше, чем в июне.

По данным аналитиков, соискателей удалённая работа привлекает ещё больше, чем работодателей. В июле количество резюме с желаемым графиком “удалённая работа” по сравнению с прошлым годом возросла на 170 процентов. Это был как раз период, когда часть предприятий приостановили работу, а некоторые совсем закрылись.

На сайтах по трудоустройству в разных регионах дистанционный режим чаще всего предлагают в группе профессий “Маркетинг, реклама, PR”. Это 17 процентов вакансий. Вторая по популярности сфера, в которой работа из дома считается приемлемой, — “IT, интернет, телеком”: об этом свидетельствуют 7 процентов объявлений. Затем идут управление персоналом (также около 7 процентов). В страховании и консультировании удалённый график предусматривают по 6 процентов предложений.В Красноярске расклад немного другой: удалёнными являются 20 процентов вакансий для маркетологов, рекламщиков и специалистов по связям с общественностью. Вторая группа в этом рейтинге — “Юриспруденция”: в ней 10 процентов подобных вариантов. В категории “IT, интернет, телеком” — 9,5 процента, а в разделах “Без опыта, студенты” и “Административная работа” — 4 и 3 процента.В среднем зарплаты в удалённых вакансиях предлагаются на 5 процентов ниже, чем в целом по рынку в России. Однако в Красноярске удалёнщикам готовы платить всего на 0,5 процента меньше.

БОЛЬШЕ РАБОТАЕШЬ — МЕНЬШЕ БОЛЕЕШЬ

Цифры — вещь упрямая, но абстрактная. Чтобы понять, какие за ними стоят ситуации, мы поговорили с представителями красноярских компаний, вплотную столкнувшимися с удалёнкой, и попросили их порассуждать, приемлема ли она для их отрасли в обычных, не карантинных условиях. У Оксаны Коробейниковой, начальника отдела PR компании “Красноярск-энергосбыт”, в принципе очень многое завязано на компьютер и гаджеты: тексты, фотографии, посты, диалоги с потребителями в социальных сетях. И опыт в отрасли накоплен огромный. Но даже ей при переходе на дистанционный режим в первое время было не так просто сконцентрироваться.

— Квартира, вы понимаете, располагает к отдыху и расслаблению, — говорит она. — Рядом холодильник, диван. А нагрузка при этом очень высокая. В какой-то момент я себе сказала: в одной комнате у меня дом, а в другой — работа. Закрываю за собой дверь — и на сто процентов сосредоточиваюсь на выполнении служебных задач. И всё стало получаться. В офис за три месяца мне понадобилось приехать от силы три раза — забрать бумажные документы. А вообще у нас уже давно существует система электронного документооборота. И удалённый доступ у меня тоже был. Смущало ощущение оторванности от коллектива, невозможность быстро, на месте с кем-то переговорить, обсудить важные новости.

По словам Оксаны Вениаминовны, как раз в последние недели перед выходом с удалённого формата она настолько к нему адаптировалась, что чувствовала себя как рыба в воде. И даже сумела разглядеть в онлайне немало плюсов. Если проснуться в шесть утра, то можно в семь часов, когда никто не отвлекает, спокойно сеть за монитор. И вечером при необходимости посидеть за ним дольше. Но за счёт того, что не приходится стоять в автомобильных пробках, остаётся время, чтобы и на тренажёре позаниматься, и фильм посмотреть, и почитать книгу.

Пресс-секретарь считает, что теоретически львиную долю дел при желании у них в компании реально было бы выполнять в “домашнем офисе”. Но электрики, например, и контролёры должны нести свою вахту на местах. И общение с потребителями полностью перевести на дистанционку не получится. Хотя технические возможности передавать данные счётчиков и платить за потреблённые ресурсы, не вставая с дивана, есть. Другое дело, что некоторых людей — особенно старшего поколения — никакие технологии не отучат ходить в Энергосбыт лично.

Елене Герасименко, директору компании по оказанию бухгалтерских услуг, удалёнка категорически не понравилась.

— Дело не в технической базе, — объясняет она. — С ней-то как раз проблем не было. Сложности возникли с дисциплиной: некоторые сотрудники расслабились, стали подходить к делу менее ответственно. Поэтому по домам мы посидели недолго и дружно вернулись в офис, как только получили электронные пропуска. Я в шутку сказала подчинённым: кто больше работает, тот меньше болеет.

Есть в нашем городе организации, которые, продлись карантин чуть-чуть дольше, просто не выжили бы. Потому что компьютеры им мало в чём могут помочь. Одно из таких предприятий, производящее на заказ кухонную мебель, “замерло” на период жёсткого карантина. Даже удивительно, что девушки из отдела продаж нашли по телефону несколько клиентов, которые согласились ждать, пока к ним приедут и произведут замеры.

ОФИСНО-УДАЛЁННО

Протестировав работу из дома, некоторые пришли к выводу, что хорошо сочетать её с периодическим посещением офиса. Чтобы держать руку на пульсе того, что там происходит, продолжать чувствовать себя частью команды. Именно так разрешили поступать специалистам одной из проектных компаний Санкт-Петербурга. Они признаются, что результаты у них нисколько не ухудшились, а мотивация делать всё как можно быстрее возросла. Ведь, выполнив необходимый объём, можно было потратить остаток дня на своё усмотрение.

Но в то же время, если домашний компьютер “тормозил” или семья не давала сосредоточиться на выполнении ответственного задания, всегда можно было приехать и потрудиться на своём законном рабочем месте. А заодно и новостями с коллегами обменяться. Такой комбинированный формат успешно применялся и в других компаниях. И даже уже название получил — офисно-удалённый.

ПОСЛЕ КАРАНТИНА

В конце августа сервис по поиску вакансий SuperJob выяснил, сколько работодателей продлили режим удалённой занятости и сотрудники каких сфер продолжают трудиться из дома. В опросе приняли участие представители 700 компаний из всех округов страны.

Выяснилось, что за три месяца число предприятий, практикующих дистанционку в связи с эпидемией COVID-19, уменьшилось вдвое: если в мае их было 59 процентов, то сегодня — 28.

Среди компаний, которые допускают, чтобы персонал работал удалённо, большая часть представляет направление по программированию и IT — 22 процента. В комментариях работодатели пишут, что сумели извлечь выгоду из сложившейся ситуации: “Теперь мы можем привлекать к проектам больше специалистов, чем может вместить офис”.

Бухгалтеры работают дистанционно у 19 процентов руководителей, HR-менеджеры и кадровики — в 17 процентах компаний. Отдел продаж трудится на удалёнке в 16 процентах организаций, служба маркетинга — в 11, call-центр — в каждой девятой компании. Весь офисный персонал продолжает оставаться на удалёнке у 5 процентов работодателей. В масштабах России это не так уж мало!

Критерием для выведения в онлайн-формат всей компании или её части служит не только принадлежность специалистов к той или иной сфере деятельности, но и возраст. На дому остались сотрудники старше 65 лет. Также принимается во внимание удалённость места работы от дома. В офис приходят те, кто добирается до службы пешком или на личном автомобиле, а тех, кто раньше приезжал на общественном транспорте, работодатели пока возвращать не торопятся.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Наталья Сторожева, руководитель Центра развития бизнеса и карьеры:

Раньше считалось перспективным устроиться в штат сильной компании.Теперь молодые специалисты хотят работать сразу в нескольких организациях. Проектные работники чувствуют конъюнктуру рынка, знают свою ценность, работают на личный бренд и строят клиентскую сеть вокруг себя. Это даёт людям возможность быть независимыми от работодателя и гибко планировать свою нагрузку. Нужны деньги — возьми несколько проектов,хочешь отдохнуть — работай меньше. Думаю, что через пять-семь лет проектную работу будут использовать около 30 процентов профессий.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА