Актуально
Красноярск прощается с Арэгом Демирхановым
Проекты Демирханова реализованы в Красноярском крае, Амурске, Комсомольске-на-Амуре, Чадане, Туране, Кызыле, Абакане и Московской области.
У Арэга Саркисовича Демирханова было удивительное свойство — видеть то, что большинство людей не замечают. Например, тот факт, что из самого центра Красноярска, с левобережной набережной, можно увидеть великолепные окраины: сопки, Столбы. И всего одной прогулки с ним в рамках обычного редакционного задания хватало для того, чтобы иначе взглянуть на наш город.
Конечно же, горько, конечно же, пусто, конечно же, очень тяжело… Ведь Арэг Саркисович был большим другом нашей газеты. Как щедро он делился с журналистами, а значит, и с нашими читателями своими идеями, мыслями, предложениями. Как легко было у него — “самого Демирханова” — взять комментарий, просто набрав номер мобильного телефона. Может, потому, что он любил город, в котором жил, который строил. И говорить об этом не стеснялся.
А ещё ему очень нравилось хвалить. Его восхищения было достойно всё: природа, город, архитектура, люди, с которыми работал, а также, что греха таить, собственные замыслы и творения. Хотя однажды в разговоре с журналистом архитектор признался, что на самом деле всё бы переделал, мол, такая профессия — постоянно искать совершенства. Но через минуту вновь восхитился мудростью первопроходцев, выбравших необыкновенное место, на котором основан Красноярск. Наверное, именно это и привлекало к нему: на фоне повседневных дрязг и разборок так приятно было слышать тёплые слова о ком-то, о чём-то.
Арэг Саркисович очень часто подчёркивал, что архитектура — особый вид искусства, который реализуется сотнями, а подчас тысячами людей. И постоянно отмечал своих соавторов. Тех, без кого не могло быть ни Стрелки, ни Театральной площади, ни мемориального комплекса в честь 30-летия Победы, ни церквей и часовен, ни фонтанов и каскадов. Всего того, что сегодня так радует красноярцев и восхищает гостей города.
Архитектура для него была не просто профессией. Судьбой, любовью, счастьем. Летом 2018-го, рассказывая журналисту нашей газеты об истории здания Культурно-исторического центра, он с болью признался, что скучает по стройке, по реализации большого замысла. “Чтобы можно было вновь сказать без слов что-то значительное, даже величественное”.
Он очень любил левобережную набережную Енисея, и это известно многим — Арэг Саркисович часто гулял там, обязательно здороваясь с узнававшими его прохожими. Но, по собственному признанию архитектора, у него было ещё одно особенное, тоже очень любимое место в Красноярске — пешеходный мостик между площадями Театральной и административной рядом с мэрией. С этой точки можно увидеть и нашу часовенку, и великолепный мост, по которому двигаются машины, и далёкие правобережные сопки... Может быть, и вы, оказавшись на этом мостике, задержитесь на несколько секунд. Просто чтобы оглядеться и заметить то, что видел Арэг Саркисович. Взглянуть на город глазами Демирханова и вспомнить его слова: “Для меня главный объект в городе — человек. Главнее его не бывает. Но надо, чтобы он умел любоваться и был добрее, краше”.