Актуально
Наталия Фирюлина: «В 2021 году мы сохраним меры поддержки для красноярцев»
Спикер Горсовета Красноярска рассказала, каким будет городской бюджет и на каких статьях нельзя экономить.
Пандемия внесла свои коррективы во все сферы деятельности. Ухудшилось финансовое положение людей и организаций, возникли трудности с выполнением ряда обязательств. Сейчас всё постепенно возвращается на круги своя, и хочется понять, что нас ждёт дальше. О том, насколько «просел» бюджет Красноярска, будут ли обеспечены социальные гарантии и о многом другом мы побеседовали с председателем Красноярского городского Совета депутатов Наталией Фирюлиной.
Минус миллиард
— Наталия Вячеславовна, с какими задачами вы вступаете в новый политический сезон после депутатских каникул?
— Каникул в привычном понимании у нас в этом году не было. В период с 24 марта по 15 сентября мы провели семь сессий. Одними из первых в России изменили устав, внесли поправки и законодательно закрепили за собой право работать дистанционно. Кроме того, у нас было много выездных совещаний. Мы бывали на Абаканской протоке, которую в этом году чистим, во дворах, скверах, парках. Сейчас депутаты проверяют, как в городе обстоят дела со школьным горячим питанием.
1 сентября мы вернулись в очный режим работы: принимаем жалобы, пожелания. При этом стараемся по возможности не посещать массовые мероприятия, носим маски и соблюдаем все остальные меры безопасности.
— Как пострадал в период самоизоляции бюджет Красноярска? Откуда больше всего недополучено доходов?
— Для малого бизнеса мы установили льготы на арендную плату и единый налог на вменённый доход. Такой мерой воспользовалось почти для 20 тысяч предпринимателей. Аренда муниципального имущества снизилась практически до нуля, ставка по ЕНВД за второй квартал — тоже. Эти послабления мы продлили и на третий квартал. Поэтому только плановое недополучение доходов выливается в сумму порядка 300 миллионов.
Плюс к этому выполняются очень многие федеральные решения по поддержке предпринимательства. В частности, снижается налог на прибыль. В пандемию мы последовательно выполняли такие муниципальные функции, как оплата труда большой армии воспитателей и нянечек в детских садах. И даже выделили субсидию, чтобы частично компенсировать все потери частных садиков, находящихся с нами в контрактных отношениях.
Проанализировав итоги полугодия, мы предполагаем, что бюджет города в этом году не досчитается примерно одного миллиарда рублей.
Социальные объекты — в приоритете
— Насколько катастрофична потеря миллиарда для бюджета нашего города?
— Это не самая критическая сумма. Всё-таки у Красноярска почти 35-миллиардный бюджет, мы умеем обращаться с деньгами, планировать. Сейчас восстанавливается производство, потребительский спрос. Хотя есть области, которые «заваливаются» серьёзно. Например, общественное питание, откуда люди массово ушли и не спешат возвращаться, ещё некоторые сферы. В то же время, нельзя делать выводы только по итогам первого полугодия. Возможно, с осени начнутся компенсационные меры, рывки в определённых отраслях. Всё-таки уже заработали в полную силу крупные промышленные предприятия, общественный транспорт, открылись школы и магазины. Надеемся, что край будет иметь минимальные недополученные доходы. И экономика Красноярска стабилизируется.
— Есть такое понятие, как муниципальный долг. И он сейчас, насколько нам известно, довольно большой.
— Совершенно верно: существуют определённые межбюджетные отношения, которые сложились между краем и муниципалитетами, — в том числе и городом Красноярском. Если говорить, например, о том, какую сумму налога на доходы физических лиц получает город от общей собираемой суммы, то это 30 процентов. Пока это так, хотя есть надежда, что со временем соотношение может поменяться в пользу города.
Безусловно, нужно стремиться к более сбалансированному расходованию средств, замещать коммерческие кредиты бюджетными. Несмотря на то, что в стране и наметилась тенденция к снижению ставок, обслуживание долга всё равно стоит достаточно дорого — тем более, когда речь идёт о миллионах рублей. Изменения в бюджетном кодексе, которые должны вступить в силу с 1 января 2021 года, подвигают и нас, как муниципалитет, и краевое правительство, которое тоже заинтересовано в развитии столицы региона, искать новые пути решения финансовых вопросов.
Июльская корректировка бюджета составила четыре миллиарда рублей. Часть этих денег мы пустили на погашение кредитов, то есть положили в основу своей долговой устойчивости. На уровне Правительства РФ для муниципалитетов была разработана методика расчёта этого показателя. Красноярск по долговой устойчивости находится в средней группе.
— Чем нам это грозит?
— Под вопросом может оказаться исполнение наших инициативных полномочий. Их довольно много. Например, выплаты мамам компенсаций за отсутствие места в детском саду, помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социальное такси для инвалидов, которым в последнее время пользуется очень много горожан. Это очень серьёзные вещи, на которые мы ежегодно тратим почти 700 миллионов рублей. И, безусловно, хотим их сохранить в дальнейшем. По сути, это уже обязательства перед людьми, которые мы добровольно на себя взяли. Не очень логично какое-то время их выполнять, а потом вдруг взять и перестать — пусть даже по объективным причинам.
Ещё весной депутаты вместе с главой города в удалённом режиме обсуждали, на чём можно сэкономить во время кризиса. И сошлись на том, что точно не на капитальных расходах, то есть не на строительстве социальных объектов. Потому что их возведение — это новые рабочие места, зарплаты людям, которые содержат семьи. Тем более что в городе строятся возводится самое необходимое — школы, детские сады. Безусловно, это должно продолжиться. Надеюсь, что все пять дошкольных учреждений, которые сейчас строятся в разных районах, введут в строй до конца года.
— И новые школы тоже будут возводиться?
— Конечно. Всё, что заявлено в национальных проектах с долей городского софинансирования, будет реализовано. Ведутся необходимые работы в новых микрорайонах, ведь Красноярск должен стать городом без окраин. Такого количества средств, которые в последние два года вкладываются в развитие микрорайонов Солнечный, Пашенный, Мясокомбинат и других удалённых от центра территории, никогда раньше на подобные цели не расходовалось.
В сотрудничестве с краевой властью
— Давайте мысленно перенесёмся в 2021 год. Не отразятся ли последствия пандемии на жизни горожан, уже привыкших к тому, что Красноярск с каждым годом решает всё больше их насущных проблем, а власти реализуют всё больше проектов развития?
— Нас ждёт вступление в силу изменений в бюджетном кодексе, что, разумеется, способно повлиять на многое. В том числе на меры поддержки, к которым красноярцы уже привыкли. Но я надеюсь и даже уверена, что в 2021 году мы их сохраним: красноярский бюджет всегда был социально ориентированный, и в этом смысле ничего принципиально не изменилось.
Конечно, важно обустраивать дополнительные общественные пространства, заниматься островом Татышев, другими интересными проектами развития города. Сегодня мы пытаемся привлечь к этому инвесторов, благотворителей, то есть находить какие-то другие механизмы, помимо использования бюджетных средств.
Разумно было бы дату вступления в действие новой статьи бюджетного кодекса перенести на немного более поздний срок — на тот момент, когда нормализуется экономика, городское хозяйство. Но уже сейчас администрация Красноярска активно обсуждает наши межбюджетные отношения с краем. Город рассчитывает получить некоторую корректировку, которая, возможно, снимет часть проблем. Таким образом, мы уже закладываем основание для бюджета 2021 года. Примерно в середине октября будет ясно, куда мы движемся. Но по-прежнему останется непонятно, что нам делать нельзя. Думаю, что расширить наши социальные инициативные полномочия мы при всём желании не сможем — хотя такие планы были. Перед нами стоит задача сохранить то, что есть.
Первая каша — комом?
— Мы знаем, что депутаты горсовета многое сделали для организации горячего питания учащихся младших классов, и это стоило огромных усилий. Почему вы не отложили немного эту программу из-за пандемических сложностей? Ведь указ Президента предусматривает такую возможность.
— Мы ещё весной осознали, что питание детей — приоритет национальной важности. И начали основательно прорабатывать все детали его реализации у нас. Не раз понимали эту тему на наших заседаниях, и даже ресурсы из городского бюджета намеревались привлечь.
Понятно, что сделать это было бы достаточно непросто, и хорошо, что окончательное решение было принято на уровне страны. Как только механизм заработал, мы даже мысли не допускали о том, чтобы не внедрить его в Красноярске. Город стал пилотной площадкой для апробации нововведения уже в сентябре.
С 1 сентября наши учащиеся с 1-го по 4-й классы начали бесплатно и качественно завтракать либо обедать в школе. Федеральную субсидию город получил несколько позже, чем планировалось. Но мы уже в августе позаботились о том, чтобы муниципальные образовательные учреждения заключили контракты с частными предпринимателями, с которыми они взаимодействовали до появления школьного комбината питания.
Сейчас депутаты мониторят эту ситуацию, получают фотографии готовых блюд от детей и родителей, проводят по школам рейды. Где-то вскрываются недостатки, где-то к приготовлению блюд для детей подходят халатно: например, кормят слипшимися макаронами. Было и такое, не стану скрывать. Считаю, что здесь имеет первостепенное значение позиция администрации школы. Точно знаю, что одна из директоров в начале сентября с вечера инициировала в столовой «репетицию» приготовления каши. Оказалось, что повара отвыкли варить так много еды. Партия получилась неудачной, и её выбросили. А утром всё повторили, но уже с учётом замечаний, и вышло гораздо лучше.
Мы даже открыли страницу на нашем сайте, где я предложила писать, что у кого не так. Питание детей — очень неоднозначная тема, зачастую даже болезненная. Кто-то считает, что блюдо несолёное, кому-то мало специй. Поэтому должны браться за основу единые, непредвзятые критерии качества, например, обратиться в Роспотребнадзор. Безусловно, питание должно быть здоровым, с достаточным количеством калорий, цикличным меню.
Пройдёт время, прежде чем сами дети к этому привыкнут. Дело в том, что до недавних пор школьникам предоставлялся выбор. Кому-то мама давала с собой из дома контейнер, кто-то шёл и самостоятельно покупал сосиски. Сегодня, когда есть реальная возможность, чтобы ребёнок питался в школе завтраками и обедами из полезных продуктов, думаю, найдётся мало людей, которые ею не воспользуются. Сосисок по новым стандартам сейчас в школах нет. Но я точно знаю, что по субботам иногда пекут блины, и это хорошо.
Именно такие социальные инициативы лучше любых слов свидетельствуют , что власть в нынешний сложный период делает акцент на конкретной помощи людям. Этого курса мы будем придерживаться и в будущем.