Моя история

Алиса Шиткина: “Некрасивых лошадей не бывает”

Иппотерапевт Алиса Шиткина о взаимоотношениях людей и коней.

Алиса Шиткина: “Некрасивых лошадей не бывает”

“Мне было лет восемнадцать, я стояла на улице в почти сорок градусов мороза и боялась только одного: что станет с лошадьми, если клуб придётся закрыть”, — вспоминает Алиса Шиткина. Однажды, как и многие, покатавшись на коне в парке, она поняла, что хочет работать именно с этими статными животными. Поставила себе цель, начала стремительно к ней приближаться и, как итог, стала иппотерапевтом. Сейчас Алиса проводит занятия с лошадьми для детей, которые каждый день преодолевают препятствия, возникшие на пути их интеллектуального и физического развития.

Умный мальчик

Любовь к животным у Алисы с детства. Ей было всего пять, когда она познакомилась с очень умным мальчиком, который знал, с какой скоростью бегают жираф и слон, а также сотню других фактов и подробностей из мира зоологии. Он был невероятно эрудированным, и Алиса захотела быть похожей на него. Восторженно разглядывая целый стеллаж энциклопедий о животных в доме того мальчика, она решила, что станет ветеринаром. Родители здорово удивились, ведь у всех остальных членов семьи специальности технические, но возражать никто не стал.

Уже в начальной школе Алиса писала исследовательские работы про улиток, грызунов, прочих мелких зверей. И приносила всех-всех в дом: то шиншиллу, то хомяка. Последний, кстати, как-то сбежал из специального лабиринта для изучения грызунов, залез в кровать и сгрыз матрац. Мама Алисы тогда здорово испугалась, что зверёк пропал, но всё разрешилось благополучно.

Начало пути

Первое знакомство с лошадью — короткая прогулка верхом в парке — запомнилось Алисе на всю жизнь. Именно тогда она поняла, что хочет быть ближе к этим животным, лечить их, ухаживать за ними. Однако в Норильске, где Алиса родилась и выросла, о своей лошади речи и быть не могло: элементарно негде содержать, да и климат для животного неподходящий. А как хотелось!

Только переехав в Красноярск для продолжения обучения, Алиса нашла тренера по верховой езде и немного смогла приблизиться к заветной цели. Её наставница оказалась серьёзным спортсменом, содержала в строгости не только учеников, но и парнокопытных подопечных. И всё бы хорошо, но Алиса чувствовала: поездок на ипподром ей недостаточно. Там лошади предоставляются только для занятий, с ними особо не пообщаешься. А потом девушка случайно увидела в интернете объявление: требуется иппотерапевт. Решила позвонить и узнать, что это такое вообще и как этому научиться, и уже на следующий день её пригласили на собеседование.

Иппотерапия — это, по сути, лечение лошадьми. Метод реабилитации людей (чаще всего детей) с очень тяжёлыми болезнями через общение с прекрасными животными. Терапевт занимается с ребёнком, учит его взаимодействовать с лошадью, любить её и ездить верхом. Это непростая, кропотливая работа, требующая много моральных и физических сил, чтобы справиться с лошадью и уследить за пациентом. Алису, у которой не было специальной подготовки, взяли коноводом, а позже она уже сама прошла специальное обучение. Так сбылась мечта, и она стала ухаживать за лошадьми: чистить стайки и самих животных, ездить верхом сколько угодно и гораздо больше с ними общаться.

Холодной зимой

В какой-то момент владелица конного клуба, где работала Алиса, решила расширить бизнес. Так наша героиня попала на конюшни, которые расположены в бору недалеко от посёлка Удачного. Однако, несмотря на простор и свежий воздух, новый клуб оказался чрезмерно дорогим в аренде. А из-за местоположения — практически за чертой города — клиентов там было очень мало.

— Хозяйка решила, что клуб больше не нужен, сказала мне собирать вещи, но я уже намерена была остаться во что бы то ни стало, — призналась Алиса. — У нас тут были лошадки на постое, а на улице почти сорокаградусный мороз. Мы все чуть ли не в слёзы — и хозяева животных, которые могли остаться без пристанища, да и я сама. Что делать? У клуба ни директора, ни денег на аренду. Надо было срочно что-то решать. И я позвонила Марине — опытному тренеру по вольтижировке (конной акробатике) и неравнодушному иппотерапевту. Просила её стать директором. Ведь на чаше весов была судьба лошадей, их требовалось срочно спасать.

“Золотая грива”

Клуб, который едва не развалился в одну из лютых зим, удалось не только сохранить, но и прочно поставить на ноги. Сначала Алиса и Марина о занятиях с горожанами даже не думали, только ухаживали за лошадьми, находящимися на постое. Однако обе они уже имели неплохую репутацию в городе, а потому к ним начали приходить люди с просьбами возобновить занятия.

А ещё в клубе росло количество лошадей. Собирали всех: больных, хромых и кого только угодно. Чтобы содержать разрастающуюся конюшню, понемногу возобновили занятия иппотерапией, а затем добавились прогулки, занятия верховой ездой, фотосессии… Кони теперь живут практически как в санатории.

Сегодня в конном клубе всего семь сотрудников: ветеринар, директор, конюх и четыре инструктора. Лошадей больше: семь работающих, десять на постое и пять пони. Охраняют пугливых травоядных и территорию три собаки, эти животные — неотъемлемая часть любой конюшни.

У каждого своя история

— Некрасивых лошадей не бывает. Если конь выглядит не так статно, как должен, значит его не любят. Так люди говорят, да я и сама замечала, — делится Алиса. — И если лошадь на ипподроме некрасивая, это вовсе не означает, что её не кормят. Кормят. Только вот не любят.

Лошади нуждаются в любви человека. Они всегда чувствуют, рядом ли хозяин, узнают его запах, голос, руки. Это очень благодарные и трудолюбивые животные. Но, к сожалению, нередки случаи, когда люди относятся к ним не как к питомцам, а как к средству достижения своих целей. Такое обращение всегда плохо сказывается на здоровье скакуна.

Например, рекордсмен Красноярского края по прыжкам в высоту Автограф как своё отпрыгал, стал совершенно никому не нужен. Его суставы так износились, что теперь на нём даже нельзя гулять верхом, не то что прыгать. Алиса и Марина забрали его в свой клуб, так что теперь он живёт практически как на курорте, никого на себе не катает, зато радует глаз и участвует в фотосессиях.

Забрали в клуб и старушку Планету — ей уже 24 года. В молодости она занималась охотничьим паркуром в Москве. У неё болели плечи, спина, пришлось долго лечить, но как только лошадь пошла на поправку — сама начала скакать и проявлять интерес к катанию детей.

Даже не подозревают о судьбе, уготованной им от рождения, Нюша и Вася. Они росли, чтобы стать колбасой на чьём-то столе. Не влюбиться в них с первого взгляда было сложно, так что обоих забрали, и теперь они радуются активной жизни в клубе и заряжают позитивом других.

Каждый месяц лошадям необходим маникюр. Им чистят копыта, выскабливая всё изнутри, и меняют подковы, чтобы они не начали врастать в кость. От состояния ног зависит здоровье скакунов. Если в леваде слишком влажно, то копыта могут загнивать, а если слишком сухо, то на теле лошади начнут нарастать всевозможные болячки вроде бородавок. Чтобы обезопасить коней, левада тщательно убирается, а за состоянием копыт бдительно следят.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА