Актуально
Красноярцы в социальных сетях поделились историями о своих бабушках и дедушках
Горожане накануне Международного дня пожилых людей поучаствовали в акции «Дорогие мои старики», проведённой «Городскими новостями» в социальных сетях.
«Живи своим умом»
Сергей Ерёмин, глава Красноярска:
— Эту коронную фразу моя бабушка Маша за свою жизнь произнесла, кажется, миллионы раз, припоминала её в любой подходящей ситуации. Эти мудрые слова стали зарубкой в моей душе, жизненным кредо. Мне было чуть больше года, когда родители привезли меня в деревню к бабе Маше и деду Грише. Маме, как и многим в то время, рано пришлось выйти на работу. Я был первым внуком, поэтому ко мне была особая любовь. И это отношение ко мне с годами не менялось.
К дедам я попал, когда бабе Маше был 41 год — меньше, чем мне сейчас! У них провёл практически всё детство. С утра до ночи они с дедом трудились в совхозе. Было и своё хозяйство: коровы, свиньи и огромный огород, который, конечно, вскапывали вручную. Одним словом, пахали. При этом шестеро внуков. Нередко мы гостили одновременно, и каждый день эту ораву нужно было кормить. Ни у кого больше, кроме как у бабы Маши, не видел такого количество блинов. Пекла под 200 штук! До сих пор не укладывается в голове, как на всё хватало энергии?! Поражающая сила поколения…
Какие-то моменты помню до деталей. Как вместе ездили на сенокос, как дед впервые доверил мне вилы, сделанные его руками, как впервые посадил на коня — за «руль» волокуши. Я тогда ощущал себя героем сенокоса, не меньше! А потом слаще конфеты был обед, наравне со взрослыми. Помню, как зимой брали меня с собой на дойку. Вечером она начиналась в шесть, так вот в четыре меня укутывали в тулуп, сажали в сани и привозили в совхоз. Ждал дедов в кочегарке, где с мужиками «разговаривали за «жисть».
Бабуля была «директором». На тот же сенокос по щелчку собирала всех до единого, никто не смел ослушаться. А какой была общительной! Полной противоположностью был дед — чуть ли не каждый вечер за ужином я пытал его, чтобы рассказал про войну. А он ни в какую! Историю его боевого пути я узнал уже взрослым, из архивов.
Сильно любил гостить у дедов по линии отца. Баба Катя и деда Ваня жили в деревне Куллог (Новосёловский район). Добраться до них было целым приключением. И там, конечно, тоже прожил свои драгоценные моменты детства.
Я поделился с вами воспоминаниями, которые для меня — святое. То, что было и навсегда останется в моей душе. Конечно, у каждого из нас есть такие воспоминания. Дорожите своими корнями и счастьем от необъятной любви своих дедов...
Прожектор из прошлого
Владислав Власов, пресс-секретарь Красноярского краевого отделения Российского географического общества:
— Хочу рассказать о своих любимых бабушке и дедушке — Прасковье Васильевне и Георгии Никифоровиче Власовых. Это была необычная история любви. Он и она родились в Красноярском крае (Георгий — в Балахте, а Прасковья — в Тертеже), а познакомились в Монголии в самом начале войны с Японией в 1945 году. Они попали в 408-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Он был старшим сержантом-зенитчиком, а она — ефрейтором-прожектористом. «Наша любовь вспыхнула, как прожектор», — говорила баба Пана.
Оба воевали до самой Победы над Японией, и вместе вернулись уже в Красноярск. Георгий пошёл работать на завод имени Ворошилова (сейчас Красмаш), она — на аффинажный завод (сейчас Красцветмет). Поженились, жили в двухэтажном бараке на «2-м участке» (сейчас — улица Вавилова), а потом от завода дедушке дали комнату на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий». Трудились честно, место работы никогда не меняли, неоднократно становились ударниками коммунистического труда и победителями социалистического соревнования.
Вырастили моего отца, Владимира, он окончил школу с медалью, потом университет, стал физиком, пошёл по стопам дедушки — всю жизнь проработал на Красмаше. Свою жену Олю, мою маму, он встретил в 15-й школе, и они до сих пор вместе.
Бабушки и дедушки уже давно нет с нами. Они были очень скромными и добрыми людьми, думаю, это видно по фотографиям того времени. Несмотря на то, что снимки чёрно-белые, они хорошо передают свет — тот, которого, может быть, и не видишь, но чувствуешь.
«В тёмные времена хорошо видно светлых людей», — сказал Эрих Мария Ремарк. Сейчас, рассматривая снимки и документы той эпохи, я точно понял, как многое изменилось в нас. Если бы изобрели машину времени, я бы хотел оказаться не в будущем, а в прошлом.
Вечера за шахматной доской
Андрей Модестов, главный врач краевого онкологического диспансера:
— Моя бабушка Фира меня очень любила, и это ощущение согревает меня долгие годы, с ним я живу. Когда мне было четыре года, она научила меня играть в шахматы. Помню, как мы целыми вечерами сидели за доской. С тех пор шахматы — одна из моих любимых игр.
Бабушка всегда была очень общительным человеком. До самой её старости подружки, которые были намного моложе неё, приходили к ней в гости за советом и для того, чтобы подзарядиться её неиссякаемой положительной энергией.
Всё, что я о ней помню, восхищает меня. Она была участницей войны, сдавала кровь до 80 лет и была почётным донором СССР. Каждое утро делала зарядку, сохраняя физическую форму.
Работала бабушка главным ветеринарным врачом Красноярского мясокомбината со дня его основания в конце 1930-х годов. Яркие зажигающие речи с трибуны комбината на собраниях трудового коллектива, безупречная трудовая деятельность вплоть до 80 лет, настоящее, а не показное уважение в коллективе стали для меня примером для подражания.
Бабушки не стало, когда ей было 88 лет. Её уход из жизни стал для меня невосполнимой утратой.Цените свою семью, а особенно старших родственников.
Время посвящала внукам
Ольга Фалеева, специалист по работе с молодёжью:
— Моя бабушка — Антонина Лукинична Руденко (в девичестве Собачевская) — родилась в деревне Творогово, что совсем недалеко от Красноярска. Война застала бабушку, когда ей было всего четырнадцать лет, и она совсем девчонкой отправилась работать в колхоз, чтобы заработать свой заветный кусочек хлеба, который приходилось делить с младшей сестрой Любой. Тяжёлое было время, голодное и холодное. Неподъёмные мешки, неуправляемые быки, на которых приходилось пахать землю, потому что лошадей забрали на фронт. Весь урожай отправляли тоже на фронт. Себе почти ничего не оставалось. Но бабушка не сдавалась, ежедневно ковала Победу, как и все труженики тыла. Война кончилась, началась мирная жизнь, трудовая и весёлая. Потом появились дети и внуки. Когда родилась я, бабушка была уже на пенсии и всё время посвящала внукам.
Сегодня, к сожалению, бабушки с нами нет, но остались её награды, память и безграничная любовь.
Цените своих стариков, пока они рядом, говорите с ними, обнимайте чаще!
Первая «беспоповская» свадьба
Алёна Смирнова, бухгалтер:
— Моей прабабушки Гани (Старчиковой Агафьи Сидоровны) не стало, когда мне было всего шесть лет. Помню, что мы приехали от родственников из Красноярска, а в почтовом ящике лежала телеграмма с печальной новостью. Я рыдала навзрыд — для меня это было большим потрясением. Я до сих пор помню и её саму, и её маленький домик в деревне на берегу реки, в котором всегда вкусно пахло выпечкой, и её добрые руки.
Став старше, я узнала историю её нелёгкой жизни. Когда кажется, что в жизни случаются трудности, то вспоминаю жизнь своей прабабушки и понимаю, что все мои «проблемы» — это ерунда...
Родилась Агафья ещё в царские времена на территории нынешней Саратовской области. С раннего детства служила у богатого купца горничной. Обращались там с ней плохо, не били, но понукали.
Когда случилась революция и хозяина раскулачили, Агафья с радостью покинула господский дом и ушла работать в артель. Трудиться на себя было веселее. В артели было много молодёжи, работали дружно. Там она и вышла замуж за моего прадеда Гавриила Старчикова. Эта была первая «беспоповская» свадьба в тех краях.
Но шла гражданская война. Однажды, когда женщины артели ехали с работы в полях, на них напала банда белогвардейцев. Многие бабы погибли от сабель, бабушка со своей дочкой Ниночкой на руках спаслась чудом — не помня себя убежала в свой хутор. Но озверевшие белые уже там побывали — дома были разрушены, в дорожной пыли лежали изрубленные тела. Мужу Агафьи, к счастью, удалось спастись.
Начало коллективизации в семье прабабушки восприняли спокойно, пошли работать в колхоз — государство выделило ссуду на переселение и освоение новых земель в степи. Так были основаны две новые деревни. Ганя, хоть и умела немного читать и писать, этого ей было мало. И она пошла в школу повышения грамотности, где учили таких, как она, — окончивших по одному классу церковно-приходской школы.
За трудолюбие и живой ум односельчане уважали Агафью, прислушивались к её мнению. Избрали её депутатом сельского совета. А однажды даже выбрали делегатом Всероссийского съезда колхозников, который должен был пройти в Москве. Но поездке помешала болезнь трёхлетней дочери.
В годы войны, когда деревня опустела, а в колхозе остались одни женщины, подростки и старики, Агафья возглавила женскую бригаду. Вставать приходилось засветло, работать под палящим солнцем. Прадед воевал и погиб в 1943 году в боях под Ржевом. Когда домой пришла похоронка, дочка приняла её за письмо от отца, от которого три месяца до этого не было вестей, и радостно вручила его матери, когда та вернулась поздно вечером с полей... Баба Ганя осталась одна с четырьмя детьми, старшей из которых на тот момент было 13 лет.
Чтобы не впасть в горе, Ганя взвалила на себя ещё больше общественных обязанностей. После войны, когда уже была возможность перебраться в город, она решила доживать свой век в деревне: «А кто же тут работать будет, если все уедут?» — недоумённо спрашивала она у своих внуков. Несмотря на все трудности, баба Ганя прожила достойную жизнь, воспитала детей и радовала внуков и правнуков.
Бабушка всегда поймёт и примет
Анна Осенникова, ведущий специалист PR-отдела
— Говорю спасибо и благодарю человека, который поддерживал меня больше всех на свете - свою бабушку Осенникову Минну Евстафьевну. За все годы воспитания, начиная от чтения книг до покорения самых высоких горок на районе. Главное, что наше общение не прервалось в юношестве, а ещё сильнее укрепилось, ведь бабушка всегда поймёт и примет. У нас нет восхитительной истории, но у нас есть история длиною во всю мою жизнь.
Просто хочу сказать, что если у вас есть возможность сказать СПАСИБО — не стесняйтесь ею воспользоваться!