ЖКХ и благоустройство
Кто и как наводит чистоту на улицах Красноярска
Рассказываем про уборку и про тех, кто ей занимается в городском масштабе
Замечать перемены к лучшему в своём городе — задача непростая. Большинство из таких изменений происходит постепенно и в итоге воспринимается как что-то само собой разумеющееся. С одной стороны, это правильно: развитие, внедрение всего лучшего не должно быть чем-то из ряда вон выходящим. Но с другой — несколько несправедливо по отношению к тем людям, которые своими идеями, своим трудом, своими стараниями делают Красноярск лучше, удобнее, современнее. И в нашем проекте «Время перемен» мы постараемся эту несправедливость устранить.
Первый наш выпуск посвящён теме, близкой каждому красноярцу: всем нам нравится, когда улицы чистые, а кругом порядок. Мы расскажем про уборку и про тех, кто ей занимается в городском масштабе.
Маршруты и точки
— Город за пару последних лет гораздо чище стал. Это потому, что подход другой — комплексный, — говорит руководитель службы эксплуатации МП «Специализированное автотранспортное предприятие» (САТП) Евгений Потылицын. — Мы, заходя на улицу, теперь убираем не только проезжую часть, но и тротуары, газоны, моем остановки и шумозащитные экраны. Летом с помощью орошения боремся с пылью, техника позволяет…
Внедрять новый комплексный подход на улицах города начали в 2018-м, использовав опыт Москвы и других городов. «Красноярск должен стать чистым и опрятным. Без этого невозможно двигаться дальше… нужно в прямом смысле этого слова пропылесосить Красноярск», — отмечал мэр Сергей Ерёмин на старте перемен.
Конечно же, внедрить новые подходы к уборке, вооружив специалистов лишь мётлами и лопатами, было бы невозможно. Современные идеи требуют современных инструментов. И в конце 2018 — начале 2019-го парк предприятий, которые занимаются уборкой, пополнили 100 новых машин с большим спектром возможностей. «Такого объёма новой техники в истории города не было никогда, — рассказал тогда порталу gornovosti.ru Сергей Ерёмин. — Я благодарен за поддержку губернатору Красноярского края Александру Уссу. По его распоряжению выделены средства из регионального бюджета на обновление автопарка».
Тогда же была налажена система маршрутов, по которым техника курсирует по городу, и точек дежурства.
— Точки дежурства — это особо опасные участки, спуски, подъёмы, путепроводы. Их у нас 12, — рассказывает Евгений Потылицын. — В случае непогоды заправленная техника в первую очередь устраняет на них гололёд. А маршрутов всего десять — каждый захватывает несколько улиц с наиболее интенсивным движением: как сетью весь город покрыт. Основная работа проводится в ночное время: так эффективнее. Маневренность и скорость выше, нет припаркованных машин.
Ночной дозор
Убирать действительно проще ночью. И в этом наш журналист убедился на собственном опыте, напросившись в кабину одной из новых машин МП «САТП». Конечно же, не за руль — чтобы управлять такой техникой, нужны и знания, и опыт, — а просто пассажиром.
— Это КамАЗ, комбинированная дорожная машина. Из новых. Пришла в 2018 году…
Водитель огромной машины Сагид Абдрахманов — один из опытных водителей предприятия. За руль сел после школы, закончив курсы ДОСААФ. И в армии тоже баранку крутил. В САТП работает с 1996 года. Новый КамАЗ хвалит: «Очень большая разница со старыми машинами. В работе удобная: и салон, и все пульты подстроены под водителя».
В салон, кстати, нужно забираться по лесенке — от земли он высоко. Зато обзор отличный. Приборная панель впечатляет — почти как в самолёте. Учитывая широчайший функционал машины, ничего удивительного в таком количестве кнопок и тумблеров нет. Этот КамАЗ может нести на себе разное оборудование, поэтому на нём можно и снег чистить, и дорогу мести, и щёткой грязь с разделителей убирать, и дороги подсыпать, и разные объекты мыть.
Вообще, машина внушает уважение и даже какой-то восторг. В ней чувствуются мощь и проходимость. Хотя, как признался Сагид, иногда приходится и буксовать: если на сложный участок в гололёд попадаешь. А на вопрос, что страшнее — безумный ливень или снегопад, отвечает: любая стихия страшна. Но какой смысл на природу роптать? Погоду не изменить. А вот некоторым людям изменить отношение к дорожникам не мешало бы.
— Терпимости не хватает, не понимают, что мы для них стараемся, — считает опытный водитель. — Когда в снегопад метём несколько машин в ряд, конечно же, дорогу перегораживаем. Но нужно потерпеть, иначе вал останется. Красоты работы не будет никакой.
И забор помыли
Наше задание на смену — помыть шумозащитный экран на улице Калинина. Поэтому КамАЗ оборудован по-летнему — куб с водой и рейка, на которой намотан шланг. Летним вариантом такой машины управлять проще, чем зимним.
— Когда на машине шланг закреплён, это ерунда, — говорит Сагид, — вот с отвалом зимним ездить сложнее. Обзор закрывает, да и больше он по габаритам.
От улицы 60 Октября (базы САТП) до Калинина, где расположен наш забор, по засыпающему городу КамАЗ едет более получаса. Непосредственно мойку выполняет дорожный рабочий: в защитных очках и прорезиненном плаще. Именно он управляет пистолетом, из которого под мощным напором вырывается струя воды. Брызги, холод, но на выходе чистота…
— Я одет тепло, да и привычный уже, — смеётся Валерий Вельберг, в ответ на сочувствие: мол, некомфортно же. — Мне эта работа нравится, каждый день что-то новое. Да и с такой техникой приятно дело иметь.
А ещё очень здорово после работы видеть, что трудился не зря. Что город стал чище, дороги удобнее, а перемены заметнее.
Нюанс
Порядок на улицах Красноярска поддерживают с помощью самой разной техники. Среди новинок есть и мини-косилки, и поливомоечное оборудование, и вакуумно-подметальные машины, и мини-погрузчики.