Общество

На фестивале науки “КСТАТИ. Online” обсудили, что такое счастье и как его достичь

Почему жители бедных стран чувствуют себя более счастливыми?

На фестивале науки “КСТАТИ. Online” обсудили, что такое счастье и как его достичь

Почему жители бедных стран чувствуют себя более счастливыми? Как влияет на наше настроение городская среда? Что такое антиутопии и почему они сейчас так популярны? Журналист “Городских новостей” всё это узнал из виртуального ток-шоу, в котором участвовали экономист, литератор и урбанист из трёх российских городов.

Дело не в богатстве

Как выяснилось, к измерению уровня счастья применяются разные подходы. Организация Объединённых Наций, например, ограничивается сугубо формальными показателями — такими как уровень безработицы, продолжительность жизни и ВВП на душу населения. Участник ток-шоу из Екатеринбурга Максим Марамыгин, директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, не считает такие критерии объективными. По его мнению, самый правдивый ответ можно получить, спросив у человека в лоб, счастлив ли он.

На этот вопрос отвечают утвердительно в основном жители южных стран, где мягкий климат, круглогодичный урожай, но не такая развитая экономика и не столько богатств на душу населения, как, например, в США и крупных европейских государствах. Казалось бы, странно.

— На самом деле, в этом есть логика, — говорит Максим Марамыгин. — Счастье — это эмоция. И чем больше человек имеет материальных благ, тем его сложнее удивить, а значит — дать ему почувствовать себя счастливым.

По словам Максима Сергеевича, есть ещё одно объяснение тому, что в рейтингах счастья лидируют не самые процветающие державы. В экономически сильных странах люди много работают — по очень напряжённому графику, отдавая компаниям силы и энергию. Да, это поднимает статус, даёт стабильность, уверенность в завтрашнем дне, возможность оплатить медицинскую страховку, образование детей. Но счастье заключается всё же немного в другом.

По расчётам ООН, самая счастливая страна в 2020 году — это Финляндия, которая держит планку лидерства по материальным благам уже много лет. Затем идут Дания, Швейцария, Исландия, Норвегия, Нидерланды. Россия занимает 73-ю позицию: уровень ВВП у нас почти такой же, как в Германии, но население больше, и это влияет на цифры. А вот по неформальному рейтингу, то есть по оценкам людей, Россия по уровню счастья находится на 58-м месте из 140.

Странами, где люди испытывают больше всего положительных эмоций (независимо от того, сколько у них купюр в кошельке), являются Панама, Парагвай, Сальвадор, Таиланд, Гватемала, Филиппины. Любопытно, что в верхних строках рейтинга нет ни одного государства-богача.

Город против деревни

В вопросе, где на Руси жить хорошо — в мегаполисе или маленьких населённых пунктах, пытался разобраться эксперт из Красноярска Пётр Иванов, социолог лаборатории “Гражданская инженерия”, эксперт в сфере социокультурного проектирования и городских исследований, автор изданий “Ведомости”, Forbes и других, редактор телеграм-канала “Урбанизм как смысл жизни”. Он не так давно переселился в наш город из Москвы и сейчас активно занимается преображением красноярских парков и скверов.

— Люди, которые живут в крупных городах, чаще утвердительно отвечают на вопрос, счастливы ли они, — уверен урбанист. — В сельской местности больше тех, кто неудовлетворён своей жизнью.

По его словам, есть различные типы счастья. Фелицитарное, или гормональное, носит физиологический характер. Многие, наверное, замечали, какой драйв приносят занятия спортом — особенно если достигаются нужные результаты. Другой тип — счастье как отсутствие несчастья. Осознание того, что ты жив, более или менее здоров, у тебя есть что надеть и поесть, и завтра ты снова на это заработаешь.

Дальше идут более тонкие вещи: потребность в одобрении, успехе, реализации. Это не привязано к размеру поселения, где человек живёт, но зависит от его принадлежности к тем или иным социальным группам, где его принимают, от возможности раскрыться в профессии, благотворительной и общественной деятельности. И в этом смысле в мегаполисе есть где разгуляться. В то время как в селе, где свежий воздух, натуральные продукты и одноэтажные дома, можно не найти единомышленников и чувствовать себя одиноко.

В крупных городах площадками для объединения людей служат общественные пространства: парки, скверы, площади. Раньше это были элементы архитектуры, а сейчас умные люди пришли к выводу, что нужно вдохнуть в них жизнь: чтобы понятие “дом” для горожан было намного шире, чем квадратные метры, которые принадлежат им на правах собственности. Сейчас, правда, из-за пандемии многие интересные проекты поставлены на паузу.

Что пишут в романах

Ксения Лицарева, кандидат филологических наук, декан факультета филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета, рассказала, что в средневековой литературе нет слов “счастье” или “несчастье”.

— В ранних произведениях счастью уделяется куда меньше внимания, чем радости или свободе, — подчеркнула она. — В основе самой первой утопии “Государство”, написанной Платоном в 360 году до нашей эры, описывалось идеально организованное сообщество, а как в нём чувствует себя отдельная личность, не учитывалось. Томас Мор в своей “Утопии” размышлял о счастье. Но предполагалось, что его можно достигнуть только в конце земного пути.

В литературе есть понятие “министерство счастья”. Оно хорошо описано в утопии “Город Солнца” Томмазо Кампанеллы. Только там всё по-прежнему выстроено вокруг государства, всеобщего блага, разума и морали.

По сути, только в XVIII—XIX веках Сен-Симон и Беллами в своих работах заговорили о счастье в привычном для нас понимании. Они заронили мысль, что люди должны к нему стремиться, но, поскольку они сами не в состоянии понять, что может помочь в его достижении, на помощь должно прийти государство. А для всеобщего счастья важен повсеместный труд, когда каждый хорошо понимает, что и зачем он делает.

Переломный момент наступил с выходом в свет романа Герберта Уэллса “Люди как боги”, в котором писатель противопоставил несовершенной действительности идеальное научное общество и поставил вопрос о личном счастье. А роман Евгения Замятина “Мы” дал начало новому жанру, тесно связанному с утопией, — антиутопии.

По идеологии и мировоззрению утопия и антиутопия связаны между собой. Если в утопии описывается совершенный мир будущего, придуманный вследствие недовольства действительностью, то в антиутопии изображаются негативные последствия построения такого мира.

Критерии

По версии Института Земли Колумбийского университета счастливым можно считать человека, который соответствует таким критериям:

• Продолжительность жизни — не меньше 79 лет.

• Удовлетворённость правительством страны.

• Отсутствие ощущения одиночества.

• Участие в благотворительности. Наличие цели в жизни.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА